Файл: Стратегический менеджмент: сущность и специфика (Сущность и специфика стратегического менеджмента).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
Таким образом, несмотря на практически идентичные бизнес-процессы в mass и премиум сегменте, последний отличает ряд особенностей, свойственных именно данному сегменту. При этом, в данной главе мы выяснили, что ПТС могут успешно действовать в обеих сегментах.
В первом параграфе текущий главы мы проанализировали три премиальные торговые сети, каждая из которых использует различные стратегии. Наименее успешной можно назвать стратегию Глобус-Гурмэ, где из-за чрезмерной фокусировки на платежеспособных потребителях торговая сеть начала стремительно терять аудиторию. Во втором параграфе мы выяснили, что потребители, чаще всего посещающие торговые сети mass сегмента, также могут являться и клиентами премиальных торговых сетей. Успешное балансирование между двумя сегментами позволяет торговой сети охватывать большую целевую аудиторию, грамотно подстраиваясь под потребности клиентов и собственные возможности. Именно подобное поведение является на текущий момент наиболее эффективным.
Заключение
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что мы достигли своих первоначально поставленных целей. Теоретическая часть работы дала нам четкое представление о том, как стратегии ритейла связаны с базовыми стратегиями менеджмента. Проработанная стратегия торговой сети заранее предопределяет ценовую политику компании, форматы магазинов, ассортимент, маркетинг и другие аспекты. Более того, многие из параметров взаимосвязаны, и действия торговой сети должны вписываться в существующую конъектуру рынка.
Азбука Вкуса является наиболее успешным представителем сегмента, показывая очень хорошие финансовые результаты и темпы роста. В последние годы ритейлер старается охватить как можно большую аудиторию, используя «базовые» корзины продуктов, а также конкурируя с кафе и доставками еды. Большие инвестиции в собственное производство позволяют поддерживать качество продукции и высокую долю продаж СТМ. По факту, Азбука Вкуса отошла от своего позиционирования десятилетней давности и ориентирована на mass сегмент, сохраняя при этом ключевые особенности премиум магазина.
Глобус-Гурмэ, напротив, является более консервативным в своем позиционировании. Чрезмерная фокусировка загнала компанию в собственную ловушку, остановив темпы роста из-за отсутствия возможностей открытия новых магазинов (компания не может найти подходящее место с необходимой аудиторией). Как итог, торговая сеть является практически лидером в России по среднему чеку, но уже более пяти лет не показывает существенного роста выручки.
Бахетле – пример успешной торговой сети за пределами МСК и СПБ. Компания получила хорошее развитие в Казани, однако при попытке выйти на рынок Москвы «потерпело поражение» из-за ряда стратегических ошибок. Как и Глобус-Гурмэ, за последние несколько лет показывает очень слабые темпы роста.
Далее мы выделили ключевые сходства и различия mass и премиум сегмента, в том числе и с помощью опроса. Стало заметно, что стратегия Азбуки Вкуса по ориентации на mass сегмент имеет смысл, поскольку различия между данными сегментами не всегда являются существенными. Существуют торговые сети, находящиеся «между». Например, ВкусВилл ориентирован на качество продукции и свежесть, Перекресток – на атмосферу в торговых залах и ассортимент. Покупатели из mass сегмента могут стать и покупателями премиум магазинов, если что-то для них будет представлять особую ценность (атмосфера, уникальный продукт, качество товара, сервис). Люди показывают готовность платить больше, при этом каждый по собственной причине. Это доказывает, что 100% позиционирование премиум является не рациональном в сложившийся ситуации.
Благодаря комплексному анализу, нам удалось выявить основные тренды сегмента и разработать рекомендации для торговых сетей, которые будут актуальны ближайшие несколько лет (при условии относительной стабильности рынка).
Список использованной литературы
Научная литература и учебные пособия
- Асаул, А.Н. Оценка организации (предприятия, бизнеса) / А.Н. Асаул. - М.: ИПЭВ, 2014. - 504 c.
- Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник. / М.: Изд-во МГУ, 2010. – 528 c. (миссия)
- Саритх М. Конкурентоспособность: многоуровневый анализ. М.: 2004
- Сысоева С., Бузукова Е. Категорийный менеджмент. Курс управления ассортиментом в рознице. СПб. - Питер, 2012;
- Цыпленкова М.В., Моисеенко И.В., Гуремина Н.В.Бондарь Ю.А. Основы менеджмента: учебное пособие. Издательство: «Академия естествознания», 2013. -245 с.
- H. Igor Ansoff. McGraw-Hill. Corporate Strategy, 1965
- Michael E. Porter. Competitive Strategy: New York: Free Press, 1980
- Garth Saloner, Andrea Shepard, Joel Podolny. Strategic Management. — John Wiley & Sons, 2000. — 464 с.
Статьи и публикации
9. Бутов А.М. Рынок розничной торговли продуктами питания // НИУ ВШЭ. 2016. С. 1-60
10. Попенкова Д. К., Подсыпанина Т. Д. РАЗВИТИЕ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 5. С. 126-133.
11. Попова И.Н. Алгоритм формирования и поддержания бренда розничной торговой сети // НАУКОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2, март-апрель. С. 1-10.
12. [Doran, G. T. (1981). "There's a S.M.A.R.T. way to write management's goals and objectives". Management Review. AMA FORUM. 70 (11): 35–36.]
13. Henry Mintzberg, James Brian Quinn, Sumatra Ghoshal. The Strategy Proces, 1998, p.13-21
14. Collins, Rob. Is there a better way to analyse the business environment, 2016, p. 1-5
15. Sternquist B, International expansion of US Retails // International Journal of Retail & Distribution management. – 1997. – Vol. 25. - №8.
16. Cameron, Bobby Thomas. (2014). Using responsive evaluation in Strategic Management. Strategic Leadership Review 4 (2), 22-27.
17. Walden J. (2011), Comparison of the STEEPLE Strategy Methodology and the Department of Defense’s PMESII-PT Methodology, Supply Chain Leadership Institute, 2019
18. Коволенко, Полевой. Конкурентные стратегии розничных сетей продуктов питания: классификация и эмпирический анализ // Современная конкуренция, 2012, С. 1-9.
Электронные ресурсы
19. Супермаркеты класса «премиум» — на 100% российское изобретение // www.retail.ru URL: https://www.retail.ru/interviews/supermarkety-klassa-premium-na-100-rossiyskoe-izobretenie/ .
20. Кобрендинг. Или когда два лучше, чем один. // www.getbrand.ru URL: https://www.getbrand.ru/kobrending-ili-kogda-dva-luchshe-chem-odi/ .
21. Розничные сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров 2017// РБК URL: https://marketing.rbc.ru/research/issue/54991/ .
22. Ключевые события российского ритейла // РБК URL: https://marketing.rbc.ru/research/42130/ .
23. форматы магазинов ждут перемены // retail.ru URL: https://www.retail.ru/news/infoline-formaty-magazinov-zhdut-peremeny/ .
24. FMCG-ритейл в 2018-2020 годах: умеренный рост и консолидация // meat-exprert.ru URL: https://www.meat-expert.ru/articles/15-fmcg-riteyl-v-2018-2020-godakh-umerennyy-rost-i-konsolidatsiya .
25. Топ-10 продуктовых сетей: лидеры и лузеры // marketmedia.ru URL: https://marketmedia.ru/media-content/top-10-produktovykh-setey-lidery-i-luzery-/ .
26. Российский FMCG-ритейл в 2017 г. и прогноз на 2018-2020 гг. // ma-research.ru URL: https://ma-research.ru/research/item/162-rossijskij-fmcg-ritejl-v-2017-g-i-prognoz-na-2018-2020-gg.html .
27. Развитие магазинов «у дома» // РБК URL: https://marketing.rbc.ru/articles/10108/ .
28. Франчайзинговая программа "Фасоль" // METRO URL: https://www.metro-cc.ru/dlya-biznesa/fasol-vash-magazin-produktov .
29. Продажи топ-FMCG по скидкам превысили рекордные 60% // nielsen URL: https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2018/prodazhi-top-fmcg-po-skidkam-prevysili-rekordnye-60-percents.html .
30. Средняя зарплата в России по регионам в 2018 году // fincan URL: http://fincan.ru/articles/16_srednyaya-zarplata-v-rossii-po-regionam-v-2018-godu/ .
31. Оценка численности населения на 1 января 2019 г. и в среднем за 2018 г. // ГКС URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/Popul2019.xls .
32. Железнодорожный транспорт России - Экономика // Гео-Сфера URL: http://www.geo-sfera.info/photo/karty/ehkonomika/zheleznodorozhnyj_transport_rossii/43-0-270 .
33. Потребительское благосостояние как основа для премиумизации // Nielsen URL: https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2019/potrebitelskoe-blagosostoyanie-kak-osnova-dlya-premiumizacii.html .
34. Официальный сайт Азбука Вкуса // https://av.ru/ URL: https://av.ru/ .