Файл: Проектирование организации (Методологический подход к формированию организационных структур управления).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы проектирование организаций
1.1 Понятие организационного проектирования
1.2 Методологический подход к формированию организационных структур управления
2. Проектирование системы управления предприятия
2.1. Организационно-экономическая характеристика отделения дороги
Широко известны модели организационного проектирования зарубежных исследователей: Г. Левитта «Алмаз», М. Вайсборда «Шесть ячеек», Т.Дж. Питерса «7С», Р.Х. Уотермена и Дж.Р. Филипса, Д. Бодди – Р. Пейтона и У. Берка и Дж. Литвина.
Так, Гарольд Левитт, рассматривая строение организации с точки зрения ее системной природы, определяет 4 компонента, в том числе структуру, как единое целое, взаимообусловленное и взаимосвязанное.
Таким образом, смысл подхода Левитта к структуре организации заключается в анализе взаимодействия основных компонентов системы.
В качестве примера можно рассмотреть следующие взаимодействия.
Если изменяется целеполагание (задачи, миссии организации), то изменения должны коснуться всей организации, т.е. произойдут изменения в организационной структуре, в технологии, в подсистеме управления персоналом. Соответственно, изменения, происходящие в любой из подсистем, приведут к изменениям организации в целом и повлияют на целеполагание (миссию) организации.
Неважно, в какой из подсистем в какое время начнутся организационные изменения, важно проанализировать влияние на все подсистемы организации и в случае необходимости своевременно внести коррективы.
Вайсборд, рассматривая организацию как открытую систему, состоящую из равнозначных и взаимосвязанных элементов – ячеек, предполагает ответы на ряд вопросов:
1. По цели – каким бизнесом мы занимаемся, в чем смысл существования организации?
2. По структуре – каков механизм распределения работы между подразделениями и сотрудниками?
3. По взаимоотношениям – какова культура нашей организации, каковы механизмы управления конфликтами между людьми?
4. По вознаграждению – привлекательно ли выполнение заданий для сотрудников? Существует ли система мотивации персонала?
5. По вспомогательным механизмам – имеются ли в наличии адекватные методы координации деятельности подразделений и сотрудников?
6. По лидерству – кто обеспечивает равновесие всех ячеек? Анализируются власть, полномочия, стили руководства, методы принятий управленческих решений.
К основным компонентам модели относятся также:
1. Границы организации – то, что отделяет организацию от внешней среды и позволяет формально идентифицировать организацию. Важность этого элемента в том, что он позволяет четко определить границы деятельности организации и, как следствие, формулировать стратегию и ставить задачи.
2. Внешняя среда – внутреннее и внешнее окружение организации.
Модель Вайсборда применима как к формальным системам организации, так и к неформальным.
Представляет научный интерес модель «7С» (разработчики Т.Дж. Питерс, Р.Х. Уотермен и Дж.Р. Филипс), в которой выделяются следующие элементы организации:
1. Структура – оформленное базовое функциональное и ролевое распределение сотрудников организации, лежащее в основе систем взаимоотношений, бизнес-процессов и прочих аспектов.
2. Стратегия – наиболее общие принципы функционирования и развития организации.
3. Сумма навыков – накопленные знания и технологии, оформленные в виде инструментария организации, а также способность организации принимать решения и действовать.
4. Состав персонала – сотрудники организации.
5. Стиль управления – культура организации, совокупность вариантов поведения, мыслей, убеждений, символов, реакций и отношений, принятых в организации и разделяемых большинством сотрудников.
6. Системы и процедуры – формальные и неформальные процедуры реализации процессов внутреннего и внешнего организационного взаимодействия.
7. Совместно разделяемые ценности – основополагающие ценности организации, определяющие смысл ее существования, фундаментальные идеи, на которых строится бизнес.
В идеальной организации каждый элемент должен дополнять другие и приближать организацию к поставленной цели.
Создатели этой модели считают, что «схема окажется весьма полезной для достижения ясности мысли не только относительно "жестких" переменных − стратегии и структуры, − но также и по отношению к "мягким" организационным переменным − стилю, системам, персоналу, навыкам и принятым ценностям» [9].
Более сложной является модель Берка-Литвина и включает двенадцать составляющих:
1. Внешняя среда;
2. Миссия и стратегия;
3. Лидерство;
4. Организационная культура;
5. Практика менеджмента;
6. Климат в организации;
7. Мотивация;
8. Организационная и индивидуальная работа;
9. Системы;
10. Индивидуальные потребности и ценности;
11. Структура организации;
12. Требование заданий.
Данная модель была разработана для анализа процесса организационных изменений. Идея авторов основана на том, что чаще всего организационные изменения являются следствием перемен во внешней среде. В зависимости от характера организационных изменений в модели выделены два вида факторов: трансформационные и трансакционные. Верхний уровень модели формируют трансформационные факторы:
1. Внешняя среда;
2. Миссия и стратегия;
3. Лидерство;
4. Организационная культура.
Изменения во внешней среде воздействуют непосредственно на эти факторы и, как следствие, приводят к формированию нового поведения организации. В свою очередь, трансформационные факторы оказывают влияние на трансакционные элементы, к которым относятся:
1. Организационная структура;
2. Практика менеджеров;
3. Системы;
4. Климат в организации;
5. Требования заданий;
6. Индивидуальные потребности и ценности;
7. Мотивация.
В результате указанных изменений обе группы факторов оказывают воздействие на организационную и индивидуальную работу.
Модель Берка - Литвина также определяет организацию как открытую систему. Но в отличие от модели «7С» внешняя среда в ней является частью общей организации.
Анализ различных подходов к построению эффективных организационных структур показывает, что на их формирование существенно влияет внешняя и внутренняя среда организации. В современных рыночных условиях невозможно разработать и применить единую универсальную модель, компании вынуждены своевременно реагировать на внешние факторы, создавать гибкие организационные структуры, позволяющие решать задачи и добиваться целей организации, обеспечивать ее конкурентоспособность.
2. Проектирование системы управления предприятия
2.1. Организационно-экономическая характеристика отделения дороги
«Верещагинское отделение железной дороги» является одно из трех участков ОАО «Свердловской пригородной компании» осуществляющая перевозочную деятельность на территории Свердловской области.
Цель деятельности «Верещагинского отделения железной дороги» – осуществление перевозки пассажиров в пригородном сообщении и извлечение прибыли.
Основными видами деятельности отделения железной дороги является:
- Перевозка грузов и пассажиров;
- Ремонт, текущее содержание, техническое обслуживание ЖД путей, подвижного состава, контейнеров, технических устройств, машин и механизмов, технических и транспортных средств;
- Обслуживание пассажиров на вокзалах, железнодорожных станциях и в пригородных поездах;
- Оказание услуг по обслуживанию пассажиров, продаже и проверке билетов в пригородных поездах с пассажирскими вагонами на локомотивной тяге;
- Оказание услуг по внутренней уборке пассажирских вагонов пригородных поездов;
- Оказание услуг по обслуживанию пассажиров в электропоездах повышенной комфортности;
- Оказание услуг по внутренней уборке электропоездов повышенной комфортности;
- Оказание услуг по проверке и продаже билетов в вагонах электропоездов проекта «Городская электричка»;
- Оказание услуг по проверке и продаже билетов в электропоездах общего графика.
- Оказание услуг по оформлению железнодорожных проездных и перевозочных документов.
Ключевым направлением деятельности кадровой политики отделения железной дороги является создание сплоченной команды высокопрофессиональных специалистов и рабочих.
Производственная структура «Верещагинского отделения железной дороги» представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Производственная структура «Верещагинского отделения железной дороги»
Отделение дороги организует работу станций, эксплуатационных локомотивных и вагонных депо, промывочно-пропарочных станций, пунктов подготовки вагонов под погрузку, дистанций пути, сигнализации, информатизации и связи, электроснабжения, гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения, в части ремонта, текущего содержания, технического обслуживания, эксплуатации железнодорожных путей, зданий, сооружений, подвижного состава, устройств, железнодорожных переездов, а также установок, машин, механизмов, оборудования, технических и транспортных средств в соответствии с установленными нормативами и заключенными договорами.
На станциях начинается и завершается перевозочный процесс. Станция является структурным подразделением отделения железной дороги. По своему назначению и характеру работы станции подразделяются на грузовые, сортировочные, участковые и промежуточные.
На грузовой станции производятся: прием к перевозке, взвешивание, хранение, погрузка, выгрузка, сортировка и выдача грузов; переработка контейнеров; оформление перевозочных документов; прием, формирование, коммерческий осмотр, техническое обслуживание и отправление грузовых поездов; производство маневровой работы по подаче (уборке) вагонов на места погрузки; транспортно-экспедиционное обслуживание.
На сортировочной станции формируются технические маршруты, следующие на большие расстояния без переработки на попутных станциях, участковые, сборные и вывозные поезда, может производиться погрузка, выгрузка грузов на местах общего пользования и железнодорожных подъездных путях.
Участковая станция – станция, основным назначением которой является формирование участковых и сборных поездов; отправление транзитных грузовых поездов; погрузка, выгрузка грузов и обслуживание железнодорожных подъездных путей предприятий; прием и отправление пассажирских поездов.
На промежуточной станции производятся также погрузка и выгрузка грузов на местах общего пользования и железнодорожных подъездных путях предприятия, отцепка и прицепка вагонов к сборным поездам.
Локомотивное депо является производственным структурным подразделением железной дороги-филиала ОАО «РЖД». Вместе со структурными подразделениями других хозяйств железных дорог образуют единую производственно–экономическую систему, главная задача которой обеспечить выполнение плана перевозок грузов и пассажиров и безопасность движения.
Основными задачами локомотивного депо являются:
- обеспечение технически исправного состояния локомотивного парка и устойчивой работы локомотивов в эксплуатации;
- обеспечение безопасности движения поездов, разработка и осуществление мероприятий по предупреждению нарушений, аварий и случаев брака в работе.
Вагонные эксплуатационные депо предназначены для выполнения текущего (отцепного и безотцепного) ремонта вагонов, подготовки вагонов к перевозкам, также технического обслуживания грузовых вагонов в границах установленных участков. Вагонные депо имеют в своем составе производственные участки и отделения по ремонту и (или) техническому обслуживанию вагонов. В вагонных эксплуатационных депо плановый ремонт не производится.
Дистанция пути входит в состав отделения дороги и имеет статус структурного подразделения ОАО «РЖД», ее основными задачами являются:
- содержание всех элементов железнодорожного пути (земляного полотна, верхнего строения, искусственных и других сооружений пути) в состоянии, обеспечивающем безопасное, бесперебойное движение поездов с установленными для данного участка скоростями;
- своевременное выполнение предупредительных работ и устранение причин, вызывающих неисправности пути, земляного полотна и искусственных сооружений;
- оздоровление и усиление путевого хозяйства, приемка объектов в эксплуатацию после их ремонта;
- обеспечение безопасного движения поездов и автогужевого транспорта на переездах;
- проведение работ по снего- и водоборьбе;
- установка путевых и сигнальных знаков и уход за ними.
Дистанция сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ) входит в состав отделения дороги, имеет статус структурного подразделения и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказами, указаниями, другими нормативными, правовыми и иными актами ОАО «РЖД», железной дороги, отделения и Положения о дистанции.
Основной задачей ШЧ является надежное функционирование устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), обеспечивающее безопасность и бесперебойность движения поездов. В производственные функции ШЧ входит техническое обслуживание, ремонт и модернизацию обслуживаемых устройств в соответствии с действующими правилами и нормативами.