Файл: Проектирование организации (Методологический подход к формированию организационных структур управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дистанция связи обеспечивает надежность работы устройств связи, быстроту передачи информации и ее достоверность, способствует повышению эффективности использования других технических средств железнодорожного транспорта, росту производительности труда и снижению себестоимости перевозок.

Главной задачей дистанции электроснабжения (ЭЧ) является бесперебойное снабжение всех потребителей электрической энергией высокого качества, а также обеспечение нормального функционирования всех устройств и оборудования.

На отделения дорог возлагаются задачи по организации работы диспетчерского аппарата по управлению местной работой, находящегося в составе отдела перевозок, железнодорожных станций, в части формирования, расформирования, приема, отправления, пропуска поездов, погрузки, выгрузки, сортировки, приема к перевозке и выдачи грузов в вагонах и контейнерах, уборки, подачи вагонов под погрузочно-разгрузочные операции, переадресовки грузов, контроля за очисткой вагонов после выгрузки, выполнения других грузовых и коммерческих операций при перевозке грузов и др.

Протяженность отделений дороги составляет 3,5 тыс. км. Численность работников отделения дороги, занятых на эксплуатационной работе составляет 1408 человек. Более половины этого контингента приходится на долю работников локомотивных бригад, рабочих по текущему содержанию пути, техническому обслуживанию и ремонту локомотивов и вагонов. В структуре текущих расходов отделений дороги наибольший удельный вес занимает фонд оплаты труда, на долю которого приходится около 35% и амортизационные отчисления – около 20%.

За отчетный период деятельности отделение железной дороги совместно со Свердловской пригородной компанией получила такие показатели деятельности:

Таблица 2

Основные показатели работы ОАО «Свердловская пригородная компания» за 2016-2018гг.

Показатели

Ед. изм.

Год

2016 год

2017 год

2018 год

руб.+,-

%

план

факт

факт к плану

факт к соот. пер.

к плану

к соот. пер.

Отправленные пассажиры всего, в том числе

тыс. чел.

27952

28327

23 597

23 513

-84

-4 814

100

83

платный пассажир

12 781

13 229

11 212

11 171

-41

-2 058

100

84

федеральные льготники

4 142

3 843

4 260

4 240

-20

397

100

110

региональные льготники

1 777

1 785

1 980

1 976

-4

191

100

111

железнодорожники

7 407

7 629

4 060

4 043

-17

-3 586

100

53

студенты и школьники

1 828

1 822

2 040

2 037

-3

215

100

112

военнослужащие

18

18

45

46

1

28

102

250

Доходы от перевозки всего, в том числе

тыс. руб

277 775

1 141 609

1 262 775

121 166

985 000

111

455

продажа билетов за полную стоимость

126 544

512 363

582 881

70 517

456 337

114

461

федеральные льготники

19 982

100 476

199 852

99 376

179 871

199

1 000

региональные льготники

8 488

24 547

48 975

24 428

40 487

200

577

железнодорожники (по личным надобностям)

5 711

28 180

34 489

6 309

28 779

122

604

железнодорожники (по служебным надобностям)

57 182

193 199

122 026

-71 173

64 844

63

213

студенты и школьники

0

38 919

0

-38 919

0

0

военнослужащие

537

1 155

2 645

1 490

2 108

229

493

Продажа билетов на 800 поезда

34 640

156 481

162 497

6 016

127 857

104

469

Доходы от оказания прочих услуг (уборка ВПК, обслуживание поездов ЛТ ХМАО и др., продажа билетов в дальнем сообщении, автобусы)

1 309

10 562

37 980

62 769

24 789

52 207

165

594

Пассажирооборот

млн. пасс.-км

1 539

1 575

1 609

1 526

-83

-49

95

97

доля пассажирооборота

%

61%

63%

79%

79%

0

0

100

126

Вагоно-километры

тыс. ваг-км

76 844

88 138

74 100

71 113

-2 987

-17 025

96

81

Отправленные пассажиры по 800 поездам

тыс. чел.

1 182

1111

817

727

-90

-384

89

65


Выручка от коммерческой деятельности всего- (+ 24 788,8) тыс. руб. – 165%, в т.ч.:

  • Доходы по договорам оказания услуг – (- 657,0) тыс. руб. – 96% в т.ч.:

- уборка комфортных поездов – (- 519,3) тыс. руб. – 90%;

- обслуживание поездов локомотивной тяги ХМАО – (- 137,7) тыс. руб. – 99%;

  • Доходы от коммерческой деятельности – (+ 25 445,82) тыс. руб. – 213%, в т.ч.:

- продажа билетов в дальнее следование – (- 330,8) тыс. руб. - 97%;

- предоставление услуг автотранспорта – (- 684,0) тыс. руб. - 81%;

- терминалы самообслуживания – (- 291,5) тыс. руб. - 87%;

- поставка, пропитка шпалы – (+ 27,5) тыс. руб.;

- прочие – (- 624,9) руб. – 88%.

Для анализа структуры финансового результата деятельности предприятия представим наглядно динамику его основных показателей на рисунке 2.

Рисунок 2 - Динамика основных показателей ОАО «СПК» за 2016-2018 гг.

Из рисунка видно, что перевозочная деятельность компании в IV квартале 2017 года привела годовой финансовый результат к убытку, даже не смотря на то, что собранная выручка в отчетном году на 236% больше чем в прошлом.


2.2. Анализ кадрового потенциала предприятия

По состоянию на 01.01.2019 года в «Верещагинском отделении железной дороги» работает 1472 человека при плане – 1674 чел. Укомплектованность кадров составила - 88 %.

Таблица 3

Сравнительная характеристика укомплектованности 2016-2018 гг.

Период

План по штатному расписанию

Факт

Выполнение

Чел.

%

2016 год

2025

1453

-572

72

2017 год

2025

1492

-533

73,6

2018 год

1674

1472

-202

88

За 2018 год принято всего 346 человек. Уволено сотрудников 366, в том числе по собственному желанию -212 чел; по сокращению численности штата - 52 человек, выплаты составили около 1 046 тыс. рублей.

Текучесть за 2018 год составила – 14,4 %, что на 6,6 % меньше, чем за 2017 год (21%). Наибольшее влияние на проблему текучести персонала, оказывают экономические и организационные факторы производства. В меньшей степени влияет социально – психологический фактор.


Рисунок 3 - Текучесть кадров

При рассмотрении причин увольнения можно говорить о том, что по-прежнему остаются актуальными такие причины как:

1. неудовлетворенность заработной платой, режимом и нормированием труда. Работники считают, что оплата производится не по труду, а именно, премии оплачивались субъективно, не за достигнутый результат;

2. неудовлетворенность профессией;

3. тяжелые условия труда;

4. большая интенсивность труда;

5. удаленность места работы от места жительства.

6. неравномерная загрузка по дням недели и в течении рабочего дня «рваный ритм»;

7. организация рабочего места (слабая материально-техническая база, устаревшее оборудование, шум) и другие причины, которые работники отказались называть, а именно нервозная, неблагоприятная обстановка в коллективе, равнодушие со стороны руководства, нет места для отдыха кассирам контролерам в месте оборота, не организована доставка работников к месту работы;

Очень часто причиной увольнения работников по собственному желанию, проработавших менее трех месяцев, является неверное представление работника о характере и специфике работы, неверно выбранная специальность, удаленность от места жительства.

Для снижения показателей увольнения работников во время испытательного срока внедрена система адаптации и наставничества, в которой проработаны все этапы «жизненного пути» сотрудника (прием на работу, адаптация, планирование карьеры, обучение и развитие, знакомство с корпоративной культурой, продвижение и ротация).

Основной костяк квалифицированных кадров предприятия создавался с 2013 года с «нуля» как по аппарату управления, так и по кадрам массовых профессий.

Рисунок 4 - Структура работников «Верещагинского отделения железной дороги»

За 2018 год проделана работа по улучшению качественного состава кадровых ресурсов путем повышения квалификации руководящих кадров, формирования нормативной правовой базы предприятия. Задачи, поставленные на 2018 год, воплощаются в жизнь путем реализации структурных изменений и мотивационных программ, в основе которых сочетание интересов производства, направленных на достижение высоких результатов в работе с более полным удовлетворением социально-экономических интересов работников.

Рисунок 5 – Качественный состав кадров

Качественный состав руководящих кадров состоит на 01.01.2019 г. - 142 человека, по штатному расписанию – 144 человека.

Укомплектованность руководителей – 97,0 %, специалистов – 93%.


Квалификационный уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа работы, образования и других критериев. Поэтому в процессе анализа показателей по труду и заработной плате необходимо проанализировать изменения в составе по возрастным показателям (таблица 4).

Таблица 4

Возрастной состав работающих в «Верещагинском отделении железной дороги»

Наименование показателя

Численность, чел.

Структура персонала, %

2016

2017

2018

2016

2017

2018

Численность работников,

1453

1492

1472

100%

100%

100%

в том числе:

- до 30 лет

517

519

544

35,57

34,80

36,96

- 30-50 лет

559

585

572

38,46

39,22

38,86

- 50 и старше лет

377

388

356

25,96

25,98

24,17

Наибольший удельный вес в 2017 году имеет группа среднего возраста (30-50 лет), в 2018 году происходит «омоложение» состава работников прессово-сварочного цеха, в 2018 году удельный вес этой группы снизился с 39,22% до 38,86% в пользу группы молодых работников (до 30 лет), их численность возросла на 25 человек, сократилось число работников возрасте от 50 и старше на 32 человека.

Структура персонала по стажу работы на предприятии в рамках возрастных групп представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 - Распределение работников по стажу работы на 31.12.2018 г.

Структура персонала по стажу работы на предприятии показывает, что более 60% работников предприятия имеют стаж работы на «Верещагинском отделении железной дороги» более 10 лет.

Наиболее обобщающим показателем производительности труда является среднегодовая выработка продукции одним работающим. Величина его зависит не только от выработки рабочих, но и от удельного веса последних в общей численности промышленно-производственного персонала, а также от количества отработанных ими дней и продолжительности рабочего дня.


Проанализируем производительность труда за 2016 - 2018 года (см. таблицу 5).

Таблица 5

Анализ производительности труда на «Верещагинском отделении железной дороги» за 2016-2018 гг.

Показатель

2016 год.

2017 год.

2018 год.

Отклонение (+,-)

2017

2018

1. Выручка, тыс. руб.

260878

561245

1325544

300367

764299

2. Численность персонала

1453

1492

1472

39

-20

2.1. рабочих (ЧР)

791

810

805

19

-5

3. Удельный вес рабочих в общей численности промышленно-производственного персонала (Уд),% (стр.3/стр.2×100)

54,44

54,29

54,69

-0,15

+0,4

4. Среднегодовая выработка, тыс. руб.: одного работающего (ГВ) (стр.1/стр.2)

179,54

376,17

900,5

196,63

524,33

4.1. одного рабочего (ГВ') (стр.1/стр.2.1.)

329,8

692,9

1646,6

361,1

953,7

По данным таблицы 5 среднегодовая выработка работника предприятия «Верещагинского отделения железной дороги» в 2017 году выше чем в 2016 году на 193,63 тыс. руб. на человека, а в 2018 году выше чем в 2017 году на 524,33 тыс.руб. на человека, что является положительным фактором для предприятия.

2.3. Анализ системы управления персоналом на предприятии

Люди – один из важнейших факторов деятельности «Верещагинского отделения дороги», поэтому кадровая политика предприятия играет важнейшую роль в достижении организацией желаемой цели.

Модель кадровой политики, отражающая информационное взаимодействие направлений работы кадровой службы и других подразделений предприятия, а также взаимодействие с другими организациями можно представить в виде диаграммы потоков данных (рисунок 7).

Служба управления персоналом включает в себя отдел кадров, отдел по подготовке персонала, инженера по обучению, в подчинении которого находятся инструктора по обучению. Полномочия и функциональные обязанности службы управления персоналом определяются Положением по службе, должностными инструкциями специалистов. Количество специалистов определено штатным расписанием компании.