Файл: Проектирование организации (Методологический подход к формированию организационных структур управления).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы проектирование организаций
1.1 Понятие организационного проектирования
1.2 Методологический подход к формированию организационных структур управления
2. Проектирование системы управления предприятия
2.1. Организационно-экономическая характеристика отделения дороги
Рисунок 7 - Модель кадровой политики «Верещагинского отделения железной дороги»
Восполнение кадров идет за счет четко спланированных действий кадровой службы по укомплектованию штата компании:
- рекламная и агитационная работа;
- отбор и тестирование наиболее квалифицированных кадров.
За 2017 год принято всего 346 человек. В сравнении с 2016 годом принято на 99 человек меньше, что показывает снижение рынка трудовых ресурсов.
Для привлечения кадров массовых профессий использовались средства массовой информации: ТВ, пресса и т.д. Отбор специалистов и руководителей проводился вольным наймом через систему СМИ и путем привлечения из ОАО «РЖД».
Основной целью отдела кадров (кадровой службы) является реализация кадровой политики на предприятии. В соответствии с целью кадровая служба ставит перед собой следующие задачи:
- подбор, расстановка и воспитание кадров;
- оформление и учет кадров;
- обеспечение прав, льгот и гарантий работников акционерного общества;
- контроль за состоянием трудовой дисциплины на предприятии.
Для решения поставленных задач отдел кадров осуществляет следующие функции:
- Разрабатывает кадровую политику, а также комплекс мероприятий по ее реализации.
- Составляет расчеты потребности в кадрах и определяет источники ее удовлетворения на основе изучения рынка труда.
- Обеспечивает акционерное общество кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с целями, стратегией и предметом деятельности акционерного общества.
- Формирует и ведет банк данных о количественном и качественном составе кадров.
- Совместно с руководителями структурных подразделений осуществляет подбор и отбор работников и вносит предложения об их назначении на должности.
- Информирует работников акционерного общества об имеющихся вакансиях.
- Устанавливает связи с учебными заведениями, службами занятости, кадровыми агентствами для подбора персонала, а также средствами массовой информации для помещения объявлений о найме работников.
- Оформляет прием, перевод и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами генерального директора акционерного общества.
- Ведет учет личного состава, установленную документацию по кадрам.
- Выдает справки о трудовой деятельности работников, занимаемой должности и размере заработной платы.
- Осуществляет прием, заполнение, хранение и выдачу трудовых книжек.
- Готовит материалы для представления работников к поощрениям, для привлечения работников к материальной и дисциплинарной ответственности.
- Совместно с руководителями структурных подразделений осуществляет расстановку кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств.
- Организует проведение аттестации работников акционерного общества, ее методическое и информационное обеспечение.
- Анализирует результаты аттестации.
- Организует в соответствии с нормативными правовыми и методическими документами проверки в подразделениях акционерного общества:
- соблюдения правильности использования труда в структурных подразделениях;
- состояния трудовой дисциплины;
- исполнения решений аттестационной комиссии.
- Осуществляет учет и анализ результатов проверок и при необходимости вмешательства генерального директора информирует его об имеющихся нарушениях и способах их устранения.
- Готовит документы для оформления пенсий и представляет их в органы социального обеспечения.
- Обеспечивает социальные гарантии работников в области занятости, соблюдения порядка трудоустройства и переобучения высвобождающихся работников, предоставления им установленных льгот и компенсаций.
- Составляет график отпусков, ведет учет использования работниками отпусков, оформляет отпуска в соответствии с утвержденным графиком.
- Оформляет командировки и ведет учет командировок. Обеспечивает ведение табельного учета.
- Разрабатывает мероприятия по укреплению трудовой дисциплины, снижению текучести кадров, потерь рабочего времени, осуществляет контроль за их выполнением.
- Рассматривает жалобы и заявления работников по вопросам приема, перемещения и увольнения, нарушения трудового законодательства.
- Принимает меры к выявлению и устранению причин, порождающих жалобы работников.
Несмотря на множество функций выполняемых отделом кадров «Верещагинского отделения железной дороги», некоторые из них не выполняются должным образом. Так, функции ведения документации по кадрам и учет личного состава выполняются не в полной мере. Также имеется недостаточное информирование персонала об имеющихся вакансиях. Недостаточно эффективно формируется и ведется банк данных о количественном и качественном составе кадров. Следует ввести коррективы в обеспечение предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с целями, стратегией и предметом деятельности предприятия. И в процесс проведения аттестации работников акционерного общества, ее методического и информационного обеспечения также стоит внести изменения. Остальные функции отдела кадров «Верещагинского отделения железной дороги» выполняются нормально, но для полноценной работы нужно регулировать имеющиеся недостатки в функциях кадровой службы «Верещагинского отделения железной дороги».
Организационная структура отдела кадров «Верещагинского отделения железной дороги» представлена на рисунке 8.
Бюро найма работников предприятия
Планирование, набор, интервьюирование, тестирование, анализ внешнего рынка рабочей силы
Отдел по управлению персоналом
Отдел подготовки кадров
Программы обучения и организации непрерывного образования, система профессионально-квалифицированного продвижения
Отдел главной бухгалтерии
Анализ и оценка работы, разработка тарифных отношений и тарифных сеток, анализ и увязка со всеми направлениями работы с кадрами, надзор за специальными компенсациями
Бюро изучения и анализа кадров
Изучение и анализ качества трудовой жизни, морально-психологического климата
Бюро трудовых отношений и охраны труда
Разработка и текущий контроль за выполнением положений коллективного договора,
Мед программы, курсы по охране труда, расследование несчастных случаев, улучшение условий труда
Рисунок 8 - Организационная структура отдела кадров «Верещзагинского отделения железной дороги»
Работа отдела кадров осуществляется в соответствии с утвержденными планами. Планы отдела составляются начальником отдела. Указания начальника отдела являются обязательными для подчиненных работников. Работники отдела выполняют функции, возложенные на отдел. Требовать от работников выполнения обязанностей, не оговоренных в трудовом договоре и не определенных в должностных инструкциях, запрещается.
Таким образом, задачи соответствуют целям кадровой службы «Верещагинского отделения железной дороги». Но она ещё далека от совершенства, так как выполняются не все функции, которыми наделена кадровая служба «Верещагинского отделения железной дороги». Отдел кадров не полностью несет выполняет свои права и несет ответственность за многие мероприятия по работе с кадрами.
Взаимодействие кадровой службы предприятия с организациями, являющимися источниками информации о специалистах (учебные заведения; биржи труда; службы занятости; кадровые агентства; интернет сайты, посвященные поиску работы), позволяют оценить конъюнктуру рынка труда и возможности реализации плана развития кадрового потенциала предприятия.
3. Проектирование системы управления персоналом на основе реформирования его структурных подразделений
Повышения эффективности работы предприятий, входящих в ОАО «РЖД», является основой обеспечения высокой конкурентоспособности транспортных услуг, предоставляемых «Верещагинским отделением железной дороги. Важную роль в решении этой задачи играют структурные подразделения - отделения железной дороги. Здесь в выполнении главной транспортной задачи – перевозки пассажиров и грузов объединяется деятельность основных составляющих инфраструктуры – станций, дистанций пути, автоматики и телемеханики, электроснабжения, локомотивных, вагонных депо и других линейных предприятий.
На дистанции пути «Верещагинского отделения железной дороги» действует околоточный метод содержания пути, который предусматривает в качестве основного подразделения околоток, обслуживавший примерно 30-40 км пути. В каждый околоток входило по три бригады в составе пяти-шести рабочих, которые обслуживает пути длиной примерно 10 км. Такое маломощное подразделение, как бригада, может выполнять только мелкие работы. Трудно ожидать их высокого качества.
При околоточной системе на двух дистанциях было 34 околотка и 96 бригад. В результате объединения этих околотков и бригад есть возможность создать девять укрупненных участков. Каждый участок будет обслуживать по три-четыре станции и главные пути протяженностью 70-80 км развернутой длины, 150-160 стрелочных переводов. В производственный эксплуатационный участок может входить начальник участка, мастер по планово-предупредительной работе, мастер по проверке и контролю качества выполняемых работ и 50-70 монтеров пути.
Содержание пути на каждом участке будет организовываться на основе разрабатываемого ежемесячно графика выполнения путевых работ.
Дорожные мастера с небольшой бригадой смогут вести контроль за состоянием пути и выполнять неотложные работы.
Таким образом, у руководства отделения железной дороги появится возможность планово организовывать работы по содержанию пути, выполнять больший объем работ и, что весьма важно, контролировать выполнение работ. Появится возможность специализации работников, рационального разделения их труда, повышения квалификации, а значит и повышения производительности труда.
Мастер цеха дефектоскопии
Заместитель начальника дистанции пути 1
Заместитель начальника дистанции пути 2
Начальник участка дефектоскопии
Главный инженер
Заместитель по искусственным сооружениям
Нач. участка-1
Нач. участка-2
Нач. участка-3
Инженер участка
Дорож-ый мастер-1
Дорож-ый мастер-2
Дорож-ый мастер-3
… …
… …
…
…
…
Главный механик
Мастер по переездам
Дорожные мастера по рельсовым цепям
Нач. участка мостового цеха
Мастер по земельному полотну
Мастер по мостам2
Мастер по мостам1
Рисунок 9 - Проектная схема линейного подразделения отделения железной дороги – дистанции пути
В результате внедрения участкового метода улучшится качество содержания пути, уменьшится количество случаев затруднений в эксплуатационной работе, снизятся случаи непредвиденных нарушений содержания пути с ограждением мест производства работ, брака в работе.
Таким образом, внедрение участкового метода ведения путевого хозяйства повысит производительность труда, качество и контроль выполняемых работ и тем самым укрепит безопасность движения поездов.
В зону действия Верещагинской дистанции устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) входят 469 км линий автоблокировки и 132 км полуавтоблокировки, 850 стрелок электрической централизации, 77 переездов с автоматической переездной сигнализацией (АПС), 40 устройств контроля схода подвижного состава с рельсов (КТСМ), 70 датчиков модернизированного комплекса технических средств контроля подвижного состава (УКПС).
Обслуживание этой сложной техники, которая постоянно модернизируется, требует новых подходов к ее техническому содержанию при тщательной подготовке к выполнению работ. Это возможно при организации специальных бригад технического обслуживания, работающих по заранее разработанным планам.
Итак, в 2019 г. на отделении железной дороги планируется внедрить бригадный метод текущего содержания устройств сигнализации, централизации и блокировки. Он в определенной степени аналогичен участковому методу содержания устройств путевого хозяйства, поскольку предусматривает создание бригад для выполнения плановых работ вместо индивидуального обслуживания устройств электромеханиками СЦБ.
Всего на дистанции планируется организовать 16 комплексных бригад, каждая в составе 4-6 работников. За каждой бригадой необходимо закрепить автомашину, которая оснащена полным комплектом необходимого инструмента. Возглавлять бригаду будет старший электромеханик (ШНС). Несколько бригад образуют участок во главе с начальником участка (ШЧУ).
Наличие в бригаде 4-6 человек даст возможность выполнять работы любой трудоемкости. При этом в бригаде будет менее ощутимо отсутствие одного работника, например при болезни или нахождении в отпуске.
Главный инженер
Заместитель начальника дистанции
Начальник участка дистанции сигнализации
Диспетчер
Заместитель начальника дистанции
Нач. участка-1
Нач. участка-2
Нач. участка-3
Старший электро-механик-1
Старший электро-механик-2
… … …
Старший электро-механик-3
… … …
Рисунок 10 - Проектная схема линейного подразделения отделения железной дороги – дистанции сигнализации
Объединение в бригаду нескольких работников позволит обеспечить рациональное разделение труда и лучше использовать индивидуальные способности каждого специалиста. В результате повысится заинтересованность в труде и качество исполнения, сократятся непроизводительные потери на подготовительные работы.
Бригадный метод исключает нахождение работников дистанции на железнодорожных путях в «одно лицо», что крайне важно для обеспечения их личной безопасности. Общая потребность в инструменте и измерительных приборах при бригадном методе меньше, чем при индивидуальном. Лучше обеспечивается круглосуточный вызов из дома на объект одного из работников бригады в случае необходимости. В бригаде более эффективно используется принцип взаимопомощи и взаимозаменяемости.
Бригадный метод предоставляет значительно больше возможностей для повышения квалификации каждого работника. Обслуживание комплекса устройств СЦБ, УКСПС, КТСМ способствует расширению сферы знаний, улучшению условий для обмена опытом. Появится возможность выполнять силами бригад небольшие строительно-монтажные работы.
Особую пользу данный метод принесёт молодым, еще неопытным работникам, так как при возникновении неисправностей в устройствах при устранении отказов будут участвовать как опытные специалисты, так и те, которым предстоит еще освоить выполнение сложных операций. Важно, что весь необходимый объем работ по содержанию устройств автоматики будет выполняться меньшим контингентом при безусловном обеспечении требований безопасности движения.