Файл: Проектирование организации (Методологический подход к формированию организационных структур управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблема проектирования систем управления становится ключевой для современных организаций. Это обусловлено влиянием на отдельные рынки и компании мировых макроэкономических тенденций: кардинальных технико-экономических изменений, стандартов принятия и реализации управленческих решений, необходимости быть чувствительным к инновациям. В этих условиях желание организаций найти новые подходы к управлению и эффективные инструменты реализации основных функций менеджмента объясняется именно предпринимательским поиском конкурентных преимуществ.

Чтобы быть успешной современная компания должна стабильно функционировать и одновременно обладать высокой степенью адаптивности к быстро меняющейся внешней среде. Противоречия между контролем и гибкостью, текущей деятельностью и ориентацией на развитие, стратегией и тактикой для управленцев-практиков становятся тотальными и требуют от них применения системного подхода, прежде всего при реализации функции проектирования.

Для максимального использования потенциала сотрудников организации управление персоналом должно стать частью организационной стратегии предприятия. Система управления персоналом должна обеспечить достижение предприятием перспективных целей развития и создать систему оценки (показателей) степени реализации этих целей. Таким образом, актуальна задача создания путем проектирования такой управленческой модели, которая позволила бы повысить эффективность управления персоналом организации.

Методологическая основа исследований в области управления персоналом сформировалась как синтез классических взглядов на вопросы управления персоналом (Фр.У. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо, Д. МакГрегор), современных взглядов на процесс формирования системы управления персоналом в условиях рынка (Дж. Грейсон, Д. Эренберг, М. Мескон) и в условиях российской экономики (П.В. Журавлев, А.П. Егоршин, Б.М. Генкин, А.Я. Кибанов, В.А.Дятлов, А.А. Лобанов, Ю.Г. Одегов, В.А. Поляков, Э.Е. Старобинский).

Актуальность разработки модели управления персоналом в «Верещагинском отделении железной дороги», которая позволила бы повысить эффективность деятельности отделения определили выбор темы дипломной работы.

Цель курсовой работы состоит в разработке предложений для проектирования системы управления персоналом в отделении железной дорогой.

Достижение поставленной цели обусловило выдвижение и решение следующих задач:


  1. рассмотреть понятие организационного проектирования;
  2. определить методологический подход к формированию организационных структур управления;
  3. выявить проблемы и преимуществ существующей системы организационной структуры «Верещагинского отделения железной дороги»;
  4. создать проектирование системы управления персоналом на основе реформирования его структурных подразделений.

Предмет исследования – экономико-организационные, социально-психологические и нормативно-правовые аспекты проектирования системы управления персоналом в организациях, осуществляющих перевозочную деятельность. В качестве объекта исследования выбрано «Верещагинское отделение железной дороги».

1. Теоретические основы проектирование организаций

1.1 Понятие организационного проектирования

Существует очень много определений организации.

Организация – форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры, система, призванная выполнять заданные функции.

Организация – внутренняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

Организация – совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

Организация – объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (социальная организация).

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели. Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных целей. Определение организации предусматривает необходимость формального координирования взаимодействий работников. Структура определяет, каким образом должны быть распределены задачи, для нее характерны:


  • комплексность (степень дифференциации в рамках организации, которая включает уровень специализации, количество уровней иерархии и степень территориального распределения частей организации);
  • формализация (заранее разработанные правила, определяющие поведение работников);
  • соотношение централизации и децентрализации (определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются решения).

Каждая организация имеет свое предназначение – миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность.

В рамках организационного проектирования происходит набор элементов (функционально – обособленных) и устанавливаются связи; определяются конкретные формы и выбираются подходящие методы, а также весь процесс фиксируется в документах. Так что же такое организационное проектирование?

«Организационное проектирование — это комплекс работ по созданию предприятия (организации), формированию структуры менеджмента, обеспечению его деятельности всем необходимым» (Макарова, 2013, с. 7).

Деятельность как самой организации, так и структурного подразделения, в том числе службы делопроизводства, должна быть правильно спроектирована, нацелена, регламентирована, нормирована, снабжена необходимыми ресурсами (информационными, человеческими, финансовыми). «Эти ресурсы компания должна приобретать у общества или создавать сама» (Ермоленко, 2017, с. 7).

«Применительно к системам понятие организационная структура обозначает внутреннее строение субъекта и объекта деятельности» (Бирюкова, 2013, с. 11).

Структурный подход также может применяться при организационном проектировании. Благодаря этому подходу можно скоординировать элементы деятельности и определить связи. Он включает в себя использование децентрализации, контроля, разделения труда с целью повышения эффективности.

«В методологии же все еще доминировала парадигма универсализма – идея поиска оптимальной организационной формы и наилучшего метода (модели) ее построения, хотя сама эта форма эволюционировала от механистической, бюрократической к органической, постбюрократической, построенной на человеческих отношениях» (Евенко, 2012, с. 127), (Ермоленко, 2019).

Для определения методических основ организационного проектирования используются принципы. На их основе определяются направления проектирования (способ, рамки и т.д.).

1 Принципы организационного проектирования

Принципы (основа) – это некие утверждения, которые определяют особенности проектирования. Их характер будет зависеть от целей и задач организации. Стиль взаимодействия компонентов должен учитываться в соответствии со стратегией компании, её корпоративной культурой, способом управления и т.д. Принципы организационного проектирования и их краткая характеристика представлены в таблице 1.


Таблица 1 – Принципы организационного проектирования

Принцип

Характеристика

Пример

Разбиения

Какой-либо объект разбивается на множество мелких с целью тщательного анализа

Разбиение службы ДОУ на внутренние подразделения с целью определения для каждого своей задачи

Иерархичности

Упорядочивание основных элементов. Создание древовидной формы с целью установления деталей на каком-либо уровне

Формирование «дерева сотрудников подразделения». Позволит определить кто и какую должность занимает и какие обязанности выполняет.

Формализации

Фиксирование деятельности в документах

Создание инструкции по делопроизводству; собственная классификация управленческой документации

Абстрагирования

Выделение более важных (преимущественных) частей

Приоритет будет отдаваться маркетингу или сбыту.

Соответствия

Подразделение должно соответствовать основным направлениям организации

Деятельность отдела ДОУ не должна идти в разрез с организационной политикой

Сочетание различных методов организационного проектирования помогает осуществить указанные принципы. От выбранного метода будут зависеть этапы проектирования. Поэтому важно точно знать какой наиболее подходит под текущие условия (как на рынке, так и внутриорганизационные).

1.2 Методологический подход к формированию организационных структур управления

В современных рыночных условиях одним из важнейших факторов является формирование такой организационной структуры, которая позволит своевременно адаптироваться к изменениям внешней среды и обеспечит конкурентное преимущество организации.

Питер Друкер утверждал, что «современное предприятие – будь то коммерческая компания, государственное учреждение, университет, больница, церковь или крупное воинское соединение, – так же нуждается в организационной структуре, как любой биологический организм, поднявшийся по эволюционной лестнице на следующую после амебы ступень» [4].

В теории управления существует множество подходов, определяющих сущность структуры организации.


Так, Г. Минцберг определяет структуру организации как «простую совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач» [6].

В соответствии с теорией Ч. Барнарда, организация – это «осознанный, сознательный, целенаправленный вариант человеческой кооперации… Многое из того, что представляется нам достоверным, предсказуемым и стабильным, имеет столь очевидную связь с формально организованными попытками, что организованная попытка обычно воспринимается как своеобразный залог успеха, а неудачи организации считаются своеобразным исключением из правила» [15].

Назаренко М.А., Котенцов А.Ю. считают, что «организационная структура предприятия представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, в виде отдельных подразделений, которые состоят из групп работников, выполняющих определенные функции, связанные со снабжением, финансами, управлением» [8].

Веснин В.Р., Смирнов С.В. рассматривают структуру как «строение, устройство организации, проявляющееся как единство состава и взаиморасположения ее частей, специфический способ их соединения, особая упорядоченность взаимосвязей, которые должны ее сохранять, форма распределения различных видов деятельности между компонентами» [2].

Владимирова И.Г. дает следующее определение: «организационная структура управления – это состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления» [3].

Обобщив данные подходы, можно предложить следующее общее определение организационной структуры – это устройство, состоящее из самостоятельных элементов (подразделений и должностей), которые соединены определенным образом, наделены соответствующими своим задачам полномочиями и подчинены общей цели организации.

Не менее важным аспектом, чем формирование организационной структуры, является возможность ее изменения.

Существуют различные подходы к совершенствованию организационных структур.

По мнению Савченко Л.А. и Курбатовой О.В., «в основе рационализации организационных систем лежат понятия проектирования систем, внесения в них изменений и их развитие. Решение проблемы организационного проектирования – это решение одновременно и первой, и второй задач теории организации (определение размеров и границ фирмы и определение способа внутрифирменного упорядочивания элементов)» [12].