Файл: Основные направления реформирования местного самоуправления в Российской Федерации(Теоретические основы реформирования местного самоуправления в Российской Федерации местного самоуправления).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие, нормативно-правовые основы и функции местного самоуправления в Российской Федерации
1.2 Система органов власти местного самоуправления
Глава 2. Реформирование местного самоуправления на территории Тамбовской области
2.1 Анализ структуры органов местного самоуправления на территории Тамбовской области
2.2 Реформирование системы органов местного самоуправления в Тамбовской области
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Реформирование системы органов местного самоуправления – одна из актуальных проблем современности.
Местное самоуправление - система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению собственных и других стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Повышение эффективности функционирования всех предприятий и объектов, увеличения бюджетных и внебюджетных доходов местного сообщества. Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения.
От результатов деятельности органов местного самоуправления во многом зависит благополучие населения. Активная и эффективная деятельность органов местного самоуправления позволит субъектам РФ удовлетворять потребности населенных пунктов, кроме того на органы местного самоуправления возложены задачи и регионального, и федерального значения, поэтому проблема реформирования системы органов местного самоуправления так актуальна в настоящее время.
Цель работы – разработка предложений по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в субъекте РФ.
Сформулированная цель достигается при решении следующих взаимосвязанных задач:
- изучить понятие, нормативно-правовые основы и функции местного самоуправления;
- рассмотреть систему органов власти местного самоуправления;
- проанализировать существующую структуру органов местного самоуправления на территории Тамбовской области;
- изучить реформирование системы органов местного самоуправления в Тамбовской области;
- выявить проблемы совершенствования органов местного самоуправления в субъекте РФ;
- сформулировать рекомендации по совершенствованию органов местного самоуправления в субъекте РФ.
Объект исследования – местное самоуправление.
Предмет исследования – реформирование системы органов местного самоуправления.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы совершенствования организационной деятельности органов местного самоуправления довольно часто поднимаются в исследованиях отечественных ученых, которые представляется возможным разделить на несколько групп.
К первой группе относятся теоретические положения о местном самоуправлении: Авакьян С.А. Местное самоуправление в РФ: концепции и решения нового закона, Авакьян С.А. Особенности российской правовой модели местного самоуправления и пути ее совершенствования, Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления, Барабашев Г. В., Шеремет К. Ф. Организация и функционирование местного самоуправления (опыт зарубежных стран), Васильев В.И. Местное самоуправление, Васильев М. Местное самоуправление в России: Ограничения и опасности, Воронин А. Муниципальное хозяйствование и управление. Проблемы теории и практики, Голованов В. Управление и самоуправление в городе. Теория, опыт, организация, Головко И.С. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: опыт, проблемы, рекомендации, Городецкий В.Ф. Социально-экономическое развитие территорий: задачи органов местного самоуправления, Гусенбеков И. И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Замотаев А. Местное самоуправление: основные понятия и термины, Леонтьев Г. Местное самоуправление - ресурс государства для управления развитием.
Ко второй группе относятся работы, посвященные вопросам нормативно-правового регулирования местного самоуправления: Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России, Голованов Г. Соотношение Конституции РФ и федерального законодательства в регулировании вопросов местного значения, Дементьев А. Новая реформа местной власти: история и вопросы реализации, Загидуллин Р. И. «Горизонтальные» формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере наделения государственными полномочиями, Комментарий к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: постатейный, Кудинов О.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации, Кутафин Е. Муниципальное право Российской Федерации, Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования, Миннегулов И.Х. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (на примере Приволжского федерального округа), Онохова В.В. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: сравнительно-правовой анализ норм конституций (уставов) субъектов РФ, Постовой Н. В. Муниципальное право России, Ревенко Л. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: от концепции до реализации, Савранская И.О. Правовые основы местного самоуправления, Хабриева Т. Современная Конституция и местное самоуправление, Шкатулла В. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Нормативно-правовую базу исследования составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
- Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с разграничением полномочий»;
- Федеральный закон от 03.05.2011 № 88-ФЗ «О внесении изменения в статью 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Европейская хартия местного самоуправления, ратифицирована федер. законом Рос. Федерации от 11.04.1998 № 55-ФЗ.
- Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649 (ред. от 25.08.2010, с изм. от 30.04.2016) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»;
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 903 «Об утверждении правил разграничения обязательств муниципальных образований и составления передаточного (разделительного) акта (в соответствии со статьей 85 Федерального закона № 131-ФЗ)»;
- Постановление Правительства РФ от 15.12.1999 г. №1394 «О федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.04.2003 N 201, от 08.12.2005 N 744).
Методологическая основа исследования – изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, анализ нормативных документов.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы могут быть использованы для разработки системы совершенствования органов местного самоуправления в субъекте РФ.
Структура работы построена по проблемно-тематическому принципу и включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется цель исследования и основные задачи, подлежащие решению, указываются объект, предмет исследования. Первая глава исследования носит общетеоретический характер. В ней на основе изучения работ отечественных авторов излагается теоретическая сущность исследуемой проблемы. Во второй главе проведен анализ реформирования местного самоуправления на территории Тамбовской области. Третья глава посвящена изучению проблем и разработке рекомендаций по совершенствованию местного самоуправления. В списке использованной литературы приводится перечень источников и работ российских ученых, использованных при написании данного исследования.
Глава 1. Теоретические основы реформирования местного самоуправления в Российской Федерации местного самоуправления
Понятие, нормативно-правовые основы и функции местного самоуправления в Российской Федерации
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя РФ. [2].
Граждане РФ осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами[15, c.32].
Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Установленные Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства[2].
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты[16, c.164].
Финансовую основу местного самоуправления составляют местные бюджеты, которые являются самостоятельными и формируются на основе издаваемых в каждом муниципальном образовании муниципальных правовых актов, что и составляет принципиальное отличие местного самоуправления в РФ на современном этапе. До принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ доходы и расходы бюджетов муниципальных образований формировались на основе федеральных нормативных правовых актов[2].
Местное самоуправление в РФ осуществляется как непосредственным путем при помощи проведения референдума по тем или иным вопросам, так и через представителей, которые выбираются в порядке, определенном федеральным законом.
Схематично формы осуществления местного самоуправления можно представить следующим образом (рисунок 1).
Рисунок 1. Формы осуществления местного самоуправления [24, c.136]
Формы осуществления местного самоуправления делятся на две группы. Первая группа включает формы непосредственной или прямой демократии, когда сам гражданин непосредственно принимает участие в решении того или иного вопроса. Вторую группу составляют формы представительной демократии - выборные и другие органы местного самоуправления, когда участие граждан состоит в выборах своих представителей для решения вопросов местной жизни[13, c.164].
Рассмотрим более подробно выборные и другие органы местного самоуправления.
Основой органов местной власти в нашей стране является муниципальное образование. К нему может относиться сельское или городское поселение, район, округ или внутригородская территория, обладающая особым федеральным статусом. Любое муниципальное образование должно обладать определенной экономической и финансовой самостоятельностью, его полномочия должны быть строго разграничены не только с соседними образованиями, но и с региональными и федеральными органами власти. [15, c.32].