Файл: Основные направления реформирования местного самоуправления в Российской Федерации(Теоретические основы реформирования местного самоуправления в Российской Федерации местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для современной модели местного самоуправления в России характерен поиск наиболее оптимальных средств и методов управления теми или иными территориями. В то же время развитие данного уровня государственной власти в целом идет в рамках общемировых тенденций, которые определяют четырех главных составляющих в деятельности органов власти на местах[25, c.58].

Во-первых, любая власть, в том числе и местная, должна действовать в строгом соответствии с законом. При этом за рамки нормативно-правовых актов не должны выходить и действия центральной власти по отношению к муниципальным образованиям.

Во-вторых, нормальное функционирование местного самоуправления невозможно без права распоряжаться материальными и экономическими ресурсами. Отсутствие самостоятельности или недостаток ресурсов обычно приводит к снижению управленческой дисциплины у местных руководителей, к тому, что они начинают ориентироваться на региональные власти, а не на потребности местного населения. [20, c.62].

В-третьих, власть в муниципальном образовании должна обязательно носить выборный характер, чтобы любой руководитель чувствовал ответственность именно перед своими избирателями.

Наконец, в-четвертых, местное самоуправление в РФ должно организовываться с учетом тех исторических и культурных традиций, которые существуют в данном регионе[37, c.94].

Конституцией, федеральными, региональными законами, а также Уставами муниципальных образований определен круг проблем, отнесенных к ведению территориальных структур. В функции административно-территориальных единиц входят распоряжение, владение и пользование их собственностью. Соответственно, в полномочия территориальных структур входит реализация мероприятий по содержанию и эксплуатации нежилого и жилищного фондов. Они определяют перечень объектов, отнесенных к той или другой категории, категории граждан, которые могут получить их в аренду, пользование или собственность. Муниципальные органы местного самоуправления устанавливают порядок предоставления объектов, а также правила их эксплуатации. При этом нормативные предписания должны соответствовать федеральным законам[2].

В качестве ключевых объектов собственности выступают земля, жилые здания, образовательные, культурные учреждения, предприятия здравоохранения, торговли, промышленности и бытового обслуживания.

Важнейшей функцией местного самоуправления является содержание инфраструктуры. В обязанности местного самоуправления входит обеспечение надлежащего состояния коммуникационных сетей. В частности, речь об электро-, газо-, водо-, теплоснабжении, водоотведении и канализации. Кроме этого, в задачи структур входят дорожное строительство и содержание трасс, связывающих разные населенные пункты в границах конкретного муниципального образования. В сфере благоустройства территории в задачи муниципальных структур входят озеленение улиц, содержание садово-паркового хозяйства[2].


Таким образом, местное самоуправление - система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Местное самоуправление согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Местное самоуправление решает широкий круг задач и от эффективности деятельности местного самоуправления и местного самоуправления зависит социально-экономическое развитие территории и благополучие его населения.

1.2 Система органов власти местного самоуправления

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно и закрепляется в уставе муниципального образования.

Основным субъектом права на самоуправление является население, которое реализует это право как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления определены в главе 5 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. [2].

Органы местного самоуправления не являются составной частью структуры органов государственной власти. Вместе с тем, местное самоуправление и государственная власть имеют единый источник – власть народа.

Схематично систему органов местного самоуправления можно представить следующим образом (рисунок 2).

Местное самоуправление

Контрольный орган муниципального образования

Глава муниципального образования

Иные органы

Представительный орган муниципального образования

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования)

Рисунок 2. Система органов местного самоуправления

Система органов местного самоуправления построена во всех муниципальных образованиях на единых принципах, но, в зависимости от типа муниципального образования, способы формирования органов местного самоуправления, порядок комплектования должностей, структура органов местного самоуправления могут различаться. Решение о структуре органов местного самоуправления муниципального образования принимается на местном референдуме (сходе граждан). [10, c.65].


Во всех муниципальных образованиях (кроме сельских поселений с численностью менее 100 человек) должны быть созданы такие органы местного самоуправления, как представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения[18, c.185].

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта РФ, с учетом исторических и иных местных традиций. [14, c.32].

В зависимости от типа муниципального образования, органы местного самоуправления могут иметь разные права и полномочия, а депутаты представительного органа могут работать на постоянной основе или только во время проведения заседаний представительного органа власти.

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу только по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение[26, c.159].

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. [2].

Представительный орган муниципального района может также избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа муниципального района.


Установленный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа. [15, c.32].

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

  • 7 человек - при численности населения менее 1000 человек;
  • 10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
  • 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
  • 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
  • 25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
  • 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек[2].

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом в системе органов местного самоуправления. Статус главы и его место в системе управления зависит от комплектования его должности. Если глава муниципального образования получает свою должность при прямых выборах, то:

- он входит в состав представительного органа с правом решающего голоса и является председателем;

- он возглавляет местную администрацию[19, c.69].

Если же глава избирается советом депутатов из своего состава (получение должности через представительство), то он является председателем представительного органа местного самоуправления.

В случае, если глава муниципального образования имеет статус главы администрации, то он формирует Администрацию и возглавляет ее, обладая всей полнотой исполнительной власти. Глава муниципального образования не является муниципальным служащим. Если же глава муниципального образования входит в состав представительного органа местного самоуправления (совета депутатов), то он является председателем, и обладает в основном представительскими и организационными полномочиями, а глава администрации в данном случае назначается на должность по конкурсу и работает как муниципальный служащий. [14, c.98].


Глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации[2].

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. [18, c.32].

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности[2].

Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления в процессе своей управленческой деятельности издают муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты имеют разную юридическую силу, часть из них является основанием формирования доходов и осуществления расходов бюджетов муниципальных образований.

Таким образом, система органов местного самоуправления построена во всех муниципальных образованиях на единых принципах, но, в зависимости от типа муниципального образования, способы формирования органов местного самоуправления, порядок комплектования должностей, структура органов местного самоуправления могут различаться. Решение о структуре органов местного самоуправления муниципального образования  принимается на местном референдуме (сходе граждан). Во всех муниципальных образованиях (кроме сельских поселений с численностью менее 100 человек) должны быть созданы такие органы местного самоуправления, как представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно и закрепляется в уставе муниципального образования.