Файл: Основные направления реформирования местного самоуправления в Российской Федерации(Теоретические основы реформирования местного самоуправления в Российской Федерации местного самоуправления).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие, нормативно-правовые основы и функции местного самоуправления в Российской Федерации
1.2 Система органов власти местного самоуправления
Глава 2. Реформирование местного самоуправления на территории Тамбовской области
2.1 Анализ структуры органов местного самоуправления на территории Тамбовской области
2.2 Реформирование системы органов местного самоуправления в Тамбовской области
Вывод по главе 1:
Местное самоуправление - система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Местное самоуправление согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Местное самоуправление решает широкий круг задач и от эффективности деятельности местного самоуправления и местного самоуправления зависит социально-экономическое развитие территории и благополучие его населения.
Система органов местного самоуправления построена во всех муниципальных образованиях на единых принципах, но, в зависимости от типа муниципального образования, способы формирования органов местного самоуправления, порядок комплектования должностей, структура органов местного самоуправления могут различаться. Решение о структуре органов местного самоуправления муниципального образования принимается на местном референдуме (сходе граждан). Во всех муниципальных образованиях (кроме сельских поселений с численностью менее 100 человек) должны быть созданы такие органы местного самоуправления, как представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно и закрепляется в уставе муниципального образования.
Глава 2. Реформирование местного самоуправления на территории Тамбовской области
2.1 Анализ структуры органов местного самоуправления на территории Тамбовской области
Законами Тамбовской области установлены границы и определены места нахождения представительных органов местного самоуправления, наделены соответствующими статусами 352 муниципальных образований области. В их числе 7 городских округов, 23 муниципальных района, 13 городских и 309 сельских поселений[41].
Города и районы Тамбовской области представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Города и районы Тамбовской области
Общая информация о муниципальных районах и городских округах Тамбовской области размещена в приложении 1.
Рассмотрим показатели деятельности органов местного самоуправления Тамбовской области. В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации В.В.Путина от 28 декабря 2013 г. № Пр-3073 и от 11 марта 2015 г. № Пр-417ГС в 2017 году администрация Тамбовской области совместно с органами местного самоуправления осуществляла мероприятия, направленные на увеличение собственных доходов, оптимизацию бюджетных расходов, сокращение дефицита бюджета Тамбовской области и местных бюджетов. [42].
В результате поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Тамбовской области составили более 32,0 млрд. рублей, достигнут прирост доходов по сравнению с 2016 годом более 3,1 млрд. рублей (или 10,8%).
В доходы бюджетов муниципальных образований Тамбовской области с учетом финансовой поддержки из регионального бюджета в 2017 году поступило 22,9 млрд. рублей с ростом к уровню 2016 года на 3,4 млрд. рублей или на 17,7%.[41].
Объем поступивших в местные бюджеты налоговых и неналоговых доходов составил 8,3 млрд. рублей с ростом к 2016 году на 967 млн. рублей или на 13,0%. По темпу роста собственных доходов опережают среднеобластную динамику 12 территорий: Бондарский, Жердевский, Мордовский, Мучкапский, Петровский, Пичаевский, Рассказовский, Ржаксинский, Сампурский, Токаревский, Уваровский и Уметский районы. Ниже 100% к уровню 2016 года сработали Инжавинский и Первомайский районы, города Кирсанов и Котовск. [41].
Анализ поступления одного из основных налоговых источников доходов местных бюджетов - налога на доходы физических лиц свидетельствует, что самый высокий темп поступления данного налога в Бондарском, Жердевском, Пичаевском районах и городе Кирсанове. Поступления данного налога на 1 жителя, проживающего на территории соответствующего муниципального образования, составляют от 1,0 тыс. рублей (г.Рассказово) до 6,5 тыс. рублей (Инжавинский район).
В целях увеличения объема доходов местных бюджетов в муниципалитетах Тамбовской области действуют комиссии по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и погашению недоимки в консолидированный бюджет Тамбовской области и государственные внебюджетные фонды, проводится активная работа по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, мероприятия по выявлению и постановке на налоговый учет структурных подразделений, головные организации которых находятся за пределами Тамбовской области.
Объем финансовой помощи местным бюджетам в 2017 году составил 14,6 млрд. рублей (63,8% в общем объеме доходов местных бюджетов), что выше уровня 2015 года на 21,7%.[42].
В целях обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований Тамбовской области осуществлялось предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Их объем в 2017 году составил 618,0 млн. рублей. Из них на компенсацию расходов местных бюджетов по уплате налогов учреждениями социальной сферы и органами власти - 122,7 млн. рублей, на стимулирование работы органов местного самоуправления по легализации трудовых отношений – 4,9 млн. рублей, непосредственно на обеспечение сбалансированности бюджетов - 431,1 млн. рублей. [43].
Помимо этого, бюджетам 12 муниципальных образований Тамбовской области в 2017 году были предоставлены бюджетные кредиты для частичного покрытия дефицита бюджета на срок до трех лет под льготную ставку кредитования 0,1% годовых. Общая сумма бюджетных кредитов составила 259,0 млн. рублей. [43].
Предоставленные в 2017 году из регионального бюджета средства на проект «Народная инициатива» в сумме 180,0 млн. рублей в соответствии с решениями жителей направлялись, в основном, на благоустройство.
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области в сфере «Организация муниципального управления» проводится по показателям, характеризующим работу органов местного самоуправления по развитию собственной доходной базы местных бюджетов, управлению кредиторской задолженностью, а также по уровню расходов местных бюджетов на содержание работников органов местного самоуправления.
В целом по области доля налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в общем объеме собственных доходов (далее - показатель) за 2017 год составила 43,6% процента и уменьшилась по сравнению с 2016 годом на 6,6 процентных пункта. Общий объем налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов увеличился на 9,5 процентных пункта.
Среднее значение показателя в 2017 году по группе городских округов составило 44,9%, по группе муниципальных районов - 39,2%.[41].
Превышают средний уровень по данному показателю 16 муниципальных образований Тамбовской области. Лучшие показатели достигнуты: Тамбовским (66,5%), Жердевским (61,7%) и Инжавинским (59,6%) муниципальными районами, городскими округами - Кирсанов (64,7%), Моршанск (52,2%) и Тамбов (49,4%).
Наименьшее значение показателя среди муниципальных районов отмечено у Уметского (17,1%), Мордовского (18,3%), Первомайского (22,5%) районов, среди городских округов - у Рассказово (34,4%), Котовска (35,5%) и Мичуринска (35,7%) (таблица 1).
Таблица 1. Рейтинг муниципальных образований Тамбовской области по доле налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в общем объеме собственных доходов
Муниципальные образования - лидеры |
Муниципальные образования - аутсайдеры |
г.Кирсанов |
г.Рассказово |
г.Моршанск |
г.Котовск |
г.Тамбов |
г.Мичуринск |
Тамбовский район |
Первомайский район |
Жердевский район |
Мордовский район |
Инжавинский район |
Уметский район |
По сравнению с 2016 годом увеличение показателя в 2017 году достигли 18 муниципальных образований Тамбовской области. Наибольшая положительная динамика при этом отмечается в Знаменском (на 29,2 процентных пункта) и Жердевском (на 21,5 процентных пункта) муниципальных районах, а также в городе Кирсанове (на 11,3 процентных пункта). [42].
Наибольшее снижение значения показателя имеют Токаревский (снижение 28,7 процентных пункта) и Пичаевский (снижение 10,5 процентных пункта) муниципальные районы, среди городских округов наибольшую отрицательную динамику имеют города Тамбов (снижение 21,6 процентных пункта) и Котовск (снижение 17,0 процентных пункта).
К сожалению, в настоящее время «инструменты» для обеспечения кардинального роста объема доходов бюджета отсутствуют. Поэтому следует более эффективно использовать формат комиссий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и погашению недоимки в консолидированный бюджет и по вопросам оплаты труда, уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды и снижению неформальной занятости и более взыскательно спрашивать за налоговую отдачу с тех отраслей, которые пользуются финансовой поддержкой из бюджета, в первую очередь, строительные и дорожные организации, повышать эффективность бюджетных расходов и финансовую дисциплину.
Всем муниципальным образованиям области были доведены плановые цифры по выполнению налоговых и неналоговых доходов, дано поручение разработать и утвердить программы оптимизации расходов местных бюджетов. Все намеченные мероприятия должны быть выполнены по итогам года. [43].
Состояние кредиторской задолженности муниципальных казенных, бюджетных, автономных учреждений является одним из критериев оценки эффективности бюджетных расходов. [42].
В Тамбовской области на протяжении ряда лет обеспечивается проведение ежемесячного мониторинга и контроля текущего состояния показателей кредиторской задолженности по обязательствам местных бюджетов. Показателем оценки эффективности управления кредиторской задолженностью муниципальных образований в 2017 году стало отсутствие просроченной кредиторской задолженности по обязательствам местных бюджетов, в том числе и по оплате труда (включая начисления на оплату труда).
Муниципальный долг на 01.01.2018 года отсутствует у девяти из тридцати консолидированных бюджетов муниципальных образований Тамбовской области.
Таблица 2. Среднеобластное значение удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления по городским округам
Наименование городского округа |
Удовлетворенность населения (процентов от числа опрошенных) |
Удовлетворенность населения (средний % критериев) |
|
2016 год |
2017 год |
2017 год (по методике Минэкономразвития) |
|
Тамбов |
32,9 |
41,9 |
67,0 |
Кирсанов |
42,5 |
37,4 |
53,6 |
Котовск |
71,5 |
72 |
60,0 |
Мичуринск |
56,1 |
60,9 |
66,7 |
Моршанск |
35,5 |
49,2 |
54,5 |
Рассказово |
73,7 |
73,6 |
61,7 |
Уварово |
53,9 |
59,5 |
55,1 |
Среднеобластное значение удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления по городским округам в 2017 году составила 56,4 (в 2016 году 52,3 %).[42].
Среднеобластное значение удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления по муниципальным районам представлено в таблице 3.
Таблица 3. Среднеобластное значение удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления по муниципальным районам
Наименование муниципального района |
Удовлетворенность населения (процентов от числа опрошенных) |
Удовлетворенность населения (средний % критериев) |
|
2016 год |
2017 год |
2017 год (по методике Минэкономразвития) |
|
Бондарский |
71,4 |
58,1 |
57,1 |
Гавриловский |
75,7 |
73,8 |
47,2 |
Жердевский |
57,8 |
54,1 |
49,3 |
Знаменский |
59,3 |
61,1 |
50,0 |
Инжавинский |
66,5 |
59,2 |
51,1 |
Кирсановский |
60,8 |
54,8 |
60,2 |
Мичуринский |
64,1 |
55,7 |
73,8 |
Мордовский |
66,4 |
61,5 |
57,7 |
Моршанский |
48,5 |
54,2 |
64,4 |
Мучкапский |
66,4 |
53,3 |
46,6 |
Никифоровский |
54,5 |
54,3 |
52,7 |
Первомайский |
46,9 |
53,4 |
57,3 |
Петровский |
65,7 |
70,9 |
65,2 |
Пичаевский |
68,2 |
70,7 |
51,8 |
Рассказовский |
63,3 |
51,9 |
64,8 |
Ржаксинский |
64 |
59,2 |
52,0 |
Сампурский |
62,5 |
57,4 |
45,7 |
Сосновский |
63,1 |
52,3 |
58,2 |
Староюрьевский |
59,4 |
50 |
45,0 |
Тамбовский |
41,9 |
39,2 |
65,8 |
Токаревский |
70,8 |
61,1 |
49,5 |
Уваровский |
74,6 |
62,5 |
50,7 |
Уметский |
68,5 |
57,5 |
42,5 |