Файл: Основные направления реформирования местного самоуправления в Российской Федерации(Теоретические основы реформирования местного самоуправления в Российской Федерации местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На необходимость обновления принципов стимулирования работников бюджетной сферы указывалось еще в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190‑р. В частности, в документе говорилось о том, что показатели и критерии эффективности во многих учреждениях недостаточно проработаны, а их применение носит формальный характер. В системах оплаты труда сохранились стимулирующие выплаты, эффективность которых в современных условиях является низкой (например, выплаты «за добросовестное выполнение обязанностей», «за интенсивность туда», «за качество труда» – без указания конкретных измеримых параметров). Ситуацию предполагалось изменить благодаря внедрению эффективного контракта, который содержит должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности конкретного работника, необходимые для назначения стимулирующих выплат. И если с должностными обязанностями все было более-менее понятно, то установление показателей эффективности вызвало у ответственных за это сотрудников учреждений немало затруднений[33, c. 115].

Показатели и критерии эффективности деятельности позволят комплексно и объективно оценить результаты работы учреждений по удовлетворению граждан качеством и количеством предоставленных услуг. Применение показателей эффективности также позволит учреждениям стимулировать своих сотрудников к повышению профессионального уровня. Предлагаем следующие параметры оценки эффективности для муниципальных служащих[37, c.67].

Эффективность учреждений, как правило, оценивается по трем направлениям: основная, финансово-экономическая деятельность и работа с кадрами. Показатели, характеризующие различную деятельность, представлены в таблице 7.

Таблица 7. Показатели эффективности деятельности местного самоуправления

Направление

Показатели эффективности

Основная деятельность

  1. выполнение государственного (муниципального) задания;
  2. количественные характеристики деятельности (число получателей услуг, проведенных мероприятий и т. п.);
  3. удовлетворенность граждан доступностью и качеством предоставления услуг;
  4. обеспечение информационной открытости учреждения, наличие у него сайта

Финансово-экономическая деятельность

  1. отсутствие нарушений по результатам соответствующих проверок;
  2. целевое и эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств;
  3. объем средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности

Кадровая работа

  1. укомплектованность учреждения работниками, непосредственно оказывающими услуги;
  2. доведение средней заработной платы соответствующих категорий работников до средней зарплаты по региону;
  3. соблюдение сроков повышения квалификации работников учреждения, непосредственно оказывающих услуги

Данные показатели должны быть отражены в трудовых договорах (дополнительных соглашениях к ним) с руководителями и должны служить основанием для назначения стимулирующих выплат. [37, c.67].

Однако в отношении муниципальных служащих действует иная схема. Соответствующие показатели эффективности деятельности муниципальных служащих должны быть разработаны и утверждены руководителем, после чего параметры оценки необходимо внести в трудовые договоры с сотрудниками. После этого показатели эффективности работы сотрудников начинают влиять на размер стимулирующих выплат.

Рекомендуем следующие критерии, относящиеся к работе муниципальных служащих:

  • результаты выполнения должностных обязанностей (в том числе полнота использования фонда рабочего времени, отсутствие претензий со стороны руководителя к исполнению должностных обязанностей);
  • удовлетворенность граждан качеством и количеством предоставленных услуг (отсутствие обоснованных жалоб);
  • профессиональная активность (участие в конкурсах профессионального мастерства, подготовка победителей (призеров) всероссийских (региональных) олимпиад, смотров, конкурсов, использование новых эффективных технологий);
  • соблюдение трудовой дисциплины и кодексов профессиональной этики;
  • выполнение государственного (муниципального) задания учреждением.

Последний критерий позволит связать индивидуальный результат работы с коллективным.

В целом оценка эффективности преследует две взаимосвязанные цели:

1) улучшить качество предоставляемых услуг (на уровне местного самоуправления в целом и каждого муниципального служащего в частности);

2) повысить уровень платы за совершаемую работу.

Поэтому основной мерой поощрения, применяемой по итогам оценки, должно стать назначение стимулирующих выплат, которые в зависимости от принятой системы оценки имеют ежеквартальный и (или) ежегодный характер. Размер таких выплат должен зависеть от суммы баллов, полученной руководителем или сотрудником учреждения, и может варьироваться от 50 до 100% должностного оклада (впрочем, по результатам оценки премии могут и не назначаться).

Таким образом, для повышения эффективности деятельности местного самоуправления и муниципальных учреждений рекомендуем заключение контрактов муниципального частного партнерства, а также введение эффективного контракта оплаты труда муниципальных служащих, для чего необходимо разработать и ввести в действие показатели эффективности работы учреждения, исходя при этом из специфики отрасли и собственных представлений о системе оценки, и использовать эти показатели для установления стимулирующих выплат. [37, c.67].


Принятие данных мер позволит местному самоуправлению повысить эффективность деятельности с помощью привлечения дополнительных финансовых средств частного бизнеса и повышения заинтересованности муниципальных служащий в высоких результатах работы.

3.2 Социально-экономическая и правовая оценка мероприятий по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в субъекте РФ

Выявленные ранее проблемы деятельности местного самоуправления, предложенные пути решения данных проблем, позволяют провести оценку эффективности вышеперечисленных мероприятий.

Заключение контрактов муниципального частного партнерства должно осуществляться в соответствии с ФЗ №244 "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве" от 13 июля 2015 г. Данный Федеральный закон направлен на формирование условий для повышения инвестиционной привлекательности отечественной экономики, качества услуг, продукции и работ, обеспечение которыми входит в ведение органов государственной власти и местных структур. В документе определены ключевые аспекты правового регулирования соответствующих отношений, полномочия ответственных институтов. Закон "О муниципальном частном партнерстве" устанавливает гарантии реализации интересов сторон сделок.

Муниципальное частное партнерство может существовать только при условии взаимной выгоды для участников. Наличие выгоды выступает в качестве необходимого условия для сотрудничества. Вместе с этим выгода для сторон может иметь различные, а в ряде случаев и противоположные, основания. В этой связи для правильного формулирования условий сотрудничества необходимо понимать природу преимуществ для каждого участника в отдельности. [28, c.65].

Преимущества для муниципалитетов состоят в следующем:

  1. Привлечение инвестиций в сферу социально-экономического развития.
  2. Поступление средств способствует повышению эффективности собственных финансов муниципального образования.
  3. Уменьшение сроков реализации программ развития.
  4. Сокращение собственных затрат.
  5. Улучшение качества услуг, снижение их стоимости.
  6. Привлечение технологий, бывших ранее недоступными.
  7. Мультипликационный эффект.
  8. Привлечение квалифицированных работников.

Между тем неправильно было бы говорить, что указанные выгоды появляются сами по себе и всегда сопутствуют отношениям. Эти преимущества необходимо сначала обнаружить, убедить в их реальности лиц, которые принимают управленческие решения.


Муниципальное частное партнерство может обеспечить местному самоуправлению следующие выгоды:

  1. Высокие гарантии в достижении расчетных показателей рентабельности, окупаемости инвестиций, извлечении запланированного дохода.
  2. Получение ряда льгот, позволяющих уменьшить расходы и повысить экономическую результативность предпринимательской деятельности.
  3. Наличие определенного круга потребителей либо гарантированного рынка для сбыта.
  4. Более высокую доступность кредитования.
  5. Гарантированное финансирование, если условия сделки предполагают участие средств муниципалитета.
  6. Возможность подписания договоров с солидарной ответственностью по определенным рискам.
  7. Получение ряда конкурентных, в том числе репутационных, преимуществ благодаря наличию стабильных и долговременных доходов, за счет участия в проектах, обладающих большим общественным значением.

Муниципальное частное партнерство всегда сопровождается вероятностью возникновения потерь. [20, c.70].

Для власти потенциальные риски могут состоять в следующем:

  1. Необходимость обеспечивать дополнительное финансирование, если оно предусматривается условиями контракта или есть задержка реализации программы до полного отказа от нее. Последнее вероятно в случае допущения ошибки при экономическом обосновании проекта либо при изменении конъюнктуры рынка.
  2. Затягивание срока реализации исполнителем.
  3. Увеличение сумм собственных расходов.
  4. Снижение качества услуг или повышение их стоимости при низкой подготовленности либо недобросовестности партнера.
  5. Репутационные потери при провале проекта или недостижении поставленных целей.

Риски для бизнеса могут заключаться в:

  1. Корректировке условий деятельности по условиям соглашения вследствие изменения тех или иных политических факторов (нормативного регулирования, приоритетов структур власти и так далее).
  2. Невозможности достижения расчетных показателей рентабельности либо снижении ее уровня. Такая ситуация может возникнуть вследствие действия рыночных, экономических, политических факторов. Изменении предпочтений потребителей.
  3. Снижении расчетного дохода в ходе исполнения условий соглашения. Невыполнении договора солидарной ответственности.
  4. Репутационных потерях при провале проекта или недостижении целей. [37, c.67].

Основные параметры контрактов муниципального частного партнерства представлены в таблице 8.


Таблица 8. Основные параметры контрактов муниципального частного партнерства

Цель

Улучшение привлекательности экономики для представителей бизнес-сообщества, привлечение дополнительных финансовых средств частного бизнеса в муниципальную сферу.

Сферы

Бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортные услуги и социальная поддержка нуждающихся категорий граждан, улучшение инфраструктуры города

Эффект

Решение наиболее актуальных вопросов территориального значения в сфере социально-экономического развития города.

Проекты

Ремонт автомобильных дорог и тротуаров, строительство социально-значимых объектов, таких как, детские площадки, велодорожки, спортивные площадки, благоустроенные парки.

Существующая сегодня нормативная база позволяет реализовывать как крупные, так и небольшие программы развития.

Ярким проектом муниципального частного партнерства является организация спортивной площадки с уличными тренажерами "Доступный спорт". Уличные тренажеры могут быть реальной альтернативой современным фитнес-клубам. Что особенно актуально в период сложной финансовой ситуации в стране, ведь занятия физкультурой должны быть доступны любому.

Спортивные тренажеры для улицы отличаются от тренажеров для помещений своим качеством, особенностью фиксирования и покрытием. Уличные тренажеры подходят для тренировок взрослых и детей. Занятия на свежем воздухе способствуют укреплению здоровья. Комплексы с уличными тренажерами можно устанавливать в парках, на школьных стадионах и спортивных площадках. Ориентировочная стоимость площадки площадью 50 кв. м., оборудованной уличными тренажерами без учета проектно-сметной документации составляет 450 000 рублей. Данный проект будет востребован и высоко оценен населением городов и районных центров Тамбовской области.

Таким образом, муниципальное частное партнерство будет способствовать популяризации здорового образа жизни на территории Тамбовской области.

Одним из проектом муниципального частного партнерства может стать проект "Город в парке", главная цель которого сделать город Тамбов зеленым, красивым и благоустроенным.

Проект "Город в парке" подразумевает создание многочисленных точек притяжения в каждом микрорайоне города – это оборудованные зоны отдыха с прогулочными аллеями, архитектурными формами, фонтанами, игровыми площадками, пунктами общепита. В перспективе весь город должен быть покрыт «сетью» малых и больших точек притяжения, которые будут связаны между собой пешеходными велосипедными дорожками, протяженностью в сотни километров.