Файл: Основные направления реформирования местного самоуправления в Российской Федерации(Теоретические основы реформирования местного самоуправления в Российской Федерации местного самоуправления).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие, нормативно-правовые основы и функции местного самоуправления в Российской Федерации
1.2 Система органов власти местного самоуправления
Глава 2. Реформирование местного самоуправления на территории Тамбовской области
2.1 Анализ структуры органов местного самоуправления на территории Тамбовской области
2.2 Реформирование системы органов местного самоуправления в Тамбовской области
Среднеобластное значение удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления по муниципальным районам в 2017 г. составила 57,7 (в 2016 году 62,6%).[42].
В таблице 4 представлен рейтинг муниципальных образований Тамбовской области по результатам комплексной оценки за 2017год.
Таблица 4. Рейтинг муниципальных образований по результатам комплексной оценки за 2017год
Муниципальное образование |
Место в рейтинге |
||
комплексной оценки эффективности деятельности ОМСУ за 2015-2017 |
среднего значения сводного индекса значений показателей эффективности деятельности ОМСУ за 2015-2017 гг.(удельный вес в комплексной оценке - 0.8) |
сводного индекса значений показателя - оценки населением деятельности ОМСУ за 2015-2017 гг.(удельный вес в комплексной оценке - 0.2) |
|
Городские округа |
|||
Кирсанов |
7 |
||
Рассказово |
1 |
||
Котовск |
2 |
||
Тамбов |
6 |
||
Мичуринск |
3 |
||
Уварово |
4 |
||
Моршанск |
5 |
2.Муниципальные районы |
|||
Петровский |
1 |
1 |
3 |
Гавриловский |
2 |
8 |
2 |
Уваровский |
3 |
7 |
4 |
Мучкапский |
4 |
6 |
9 |
Инжавинский |
5 |
5 |
10 |
Пичаевский |
6 |
16 |
1 |
Ржаксинский |
7 |
14 |
5 |
Жердевский |
8 |
3 |
19 |
Знаменский |
9 |
9 |
12 |
Сосновский |
10 |
4 |
20 |
Первомайский |
11 |
11 |
17 |
Мичуринский |
12 |
12 |
13 |
Токаревский |
13 |
17 |
8 |
Никифоровский |
14 |
13 |
18 |
Кирсановский |
15 |
20 |
7 |
Рассказовский |
16 |
2 |
22 |
Сампурский |
17 |
22 |
6 |
Моршанский |
18 |
18 |
11 |
Уметский |
19 |
20 |
14 |
Мордовский |
20 |
19 |
16 |
Староюрьевский |
20 |
15 |
21 |
Тамбовский |
22 |
10 |
23 |
Бондарский |
23 |
23 |
15 |
Расчёты выполнены в соответствии с областными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение постановления Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317.
Комплексная оценка рассчитана путём определения средних значений сводных индексов значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления и сводного индекса показателя-оценки населением деятельности органов местного самоуправления. Сводные индексы значения каждого показателя, среднее значение сводного индекса значений показателей, сводный индекс значения показателя-оценки населением деятельности ОМСУ определялись как интегрированная оценка индексов среднего темпа роста и среднего объёма показателя за 2015-2017 годы. [42].
Таким образом, лидерами в рейтинге муниципальных образований Тамбовской области по результатам комплексной оценки за 2017 год являются городские округа Кирсанов, Рассказово и Котовск, а также муниципальные районы Петровский, Гавриловский и Уваровский.
В ноябре 2017 года губернатор Тамбовской области Александр Никитин на заседании регионального госсовета в Петровском районе обсудил с главами районов и городов области целевые показатели социально-экономического развития муниципалитетов. Губернатор региона Александр Валерьевич Никитин озвучил рейтинг деятельности территорий на основе 66 показателей, в том числе, и по результат выполнения майских указов президента страны. На оценку деятельности органов местного самоуправления теперь влияют не только экономические показатели, но и степень удовлетворенности населения в объемах и качестве получаемых услуг- в том числе, здравоохранении, образовании, ЖКХ. Немаловажную роль играют также показатели увеличения доходов населения и их трудовая занятость[42].
Необходимо отметить, что система рейтинговых соотношений мотивирует руководителей муниципальных образований на достижение определенных положительных показателей в решении закрепленных за нами полномочий, а также необходима для самоконтроля и совершенствования управленческого процесса. В то же время, оценка эффективности работы местного самоуправления позволяет и обществу контролировать качество деятельности органов местного самоуправления.
По мнению Елены Щербаковой, временно исполняющей обязанности главы администрации Тамбовского района, анализ социально-экономического развития муниципалитетов, целевых показателей необходим, как стимул для развития территории. Тамбовский район – один из лидеров по выполнению указов президента. По наполнению бюджета путём расщепления госпошлины – в числе передовиков по региону, как и в части реализации федеральной целевой программы по обеспечению доступным и комфортным жильём граждан. Такие оценки важны, как для руководителей территорий, так и для его жителей, которые видят проделанную работу, решённые или, наоборот, нерешённые проблемы[42].
По оценке главы города Мичуринска Александра Кузнецова, новая система оценки городов и районов. 66 критериев, разработанных экспертами, позволяет совершенно по-новому взглянуть на общие цели, стоящие перед Тамбовщиной, и цели каждого отдельного муниципального образования. В центре внимания - широкий круг вопросов, начиная от поддержки малого бизнеса, использования невозделываемых земель, наполнения бюджета, заканчивая легализацией зарплат, ростом доходов населения, развития образования и здравоохранения[42].
Своё мнение о системе рейтингования выразил глава Петровского района Сергей Ефанов: «Система рейтингования прекрасно стимулирует в работе, заставляет продумывать подходы с учётом самых различных обстоятельств, видеть ситуацию во всей полноте. Её универсализм в том, что жизнь муниципалитета предстаёт всесторонне, управленческие решения формулируются гораздо точнее» [42].
Проведенный анализ местного самоуправления на территории Тамбовской области позволяет сделать вывод о том, что деятельность местного самоуправления удовлетворительна. Местные власти заботятся о благополучии населения. - Местное самоуправление занимает особое место в политической и социально-экономической системах общества. Местное самоуправление рассматривается руководством области, как мощный фактор поступательного движения в регионе, как дополнительный ресурс социально-экономического развития территорий.
2.2 Реформирование системы органов местного самоуправления в Тамбовской области
Тамбовская область в числе первых в Российской Федерации осуществила комплекс мероприятий в рамках реформы местного самоуправления. Так, в ходе подготовки к реализации поправок в Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесенных в 2018 году, Законами Тамбовской области установлены границы и определены места нахождения представительных органов местного самоуправления, наделены соответствующими статусами 352 муниципальных образований области. В их числе 7 городских округов, 23 муниципальных района, 13 городских и 309 сельских поселений.
Сегодня Тамбовская область принимает активное участие в проводимой в Российской Федерации административной реформе, в том числе и в масштабной реформе местного самоуправления. [41].
Эти преобразования сочетают меры государственной поддержки с мобилизацией финансовых, имущественных и административных ресурсов, которыми располагает местное самоуправление.
Ядром проводимой реформы, разумеется, является своевременная реализация поправок, вносимых в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Все муниципальные образования Тамбовской области приступили к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения в полном объеме. Для этих целей повсеместно разработаны и утверждены уставы муниципальных образований, сформированы исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, в постоянном развитии находится соответствующая нормативная правовая база по решению вопросов местного значения, законоательнозакреплены порядок формирования или избрания представительных органов муниципальных районов, а также порядок избрания глав муниципальных образований.
В соответствии с Федеральным Законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 25 марта 2006 года состоялся учредительный съезд муниципальных образований Тамбовской области, на котором была создана ассоциация «Совет муниципальных образований Тамбовской области», объединившая все муниципальные образования области. [42].
Ассоциация "Совет муниципальных образований Тамбовской области» стала организацией, активно представляющей интересы муниципалитетов во взаимоотношениях с органами государственной власти, федеральных и региональных структур.
Сегодня местная власть ближе всех находится к жителям своих муниципалитетов, поэтому ответственность её перед населением высока. Это заставляет справляться с решением самых сложных задач при любых экономических, политических, административных условиях.
Ассоциация представляет и защищает интересы муниципальных образований, решает их наболевшие проблемы, осуществляет юридическую и информационную поддержку среди муниципалитетов по новациям в сфере местного самоуправления. Вопросы, поднимаемые главами муниципалитетов, становятся приоритетными темами для семинаров, методических разработок, предметом для обсуждения на заседаниях Правления, Палат и комиссий Ассоциации.
В феврале 2018 года состоялось заседание Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Тамбовской области». Члены Правления Ассоциации и приглашенные главы муниципалитетов рассмотрели ряд актуальных и организационных вопросов. Обсудили состояние местного самоуправления в Тамбовской области и перспективы его развития[42].
Главной темой стала подготовка Доклада для предоставления в Общероссийский Конгресс муниципальных образований и Александру Никитину, главе администрации Тамбовской области, «О состоянии местного самоуправления». На основании этого доклада впоследствии будет формироваться ежегодный Сводный доклад регионов в Правительство Российской Федерации.
«Основываясь на подробном докладе о каждом муниципальном образовании области, руководители региона смогут грамотно выстраивать дальнейшую политику по развитию всей Тамбовщины в целом. При формировании информации мы учитываем главное: конкретный результат», - отметил Александр Кузнецов, Председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований Тамбовской области», глава города Мичуринска[42].
Рассмотрен вопрос и об участии в конкурсе «Лучшая муниципальная практика». В целях выявления и распространения применения примеров лучшей практики деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению местного значения муниципальных образований, Правление решило рекомендовать главам, главам администраций городов и районов организовать участие в конкурсе «Лучшая муниципальная практика».
Для подготовки празднования «Дня местного самоуправления» принято решение о создании рабочей группы по подготовке мероприятий, посвященных «Дню местного самоуправления» в Тамбовской области. Органам местного самоуправления области рекомендовано разработать и утвердить планы мероприятий по подготовке к празднованию «Дня местного самоуправления» на территориях муниципальных образований. Решено организовать проведение торжественного мероприятия для представителей муниципалитетов в ТОГАУК «Тамбовтеатр» 20 апреля т.г.
В целях реализации решения Общего собрания членов АСМО Тамбовской области и разработки Концепции развития гражданских инициатив в Тамбовской области Правление утвердило состав рабочей группы по развитию гражданских инициатив в Тамбовской области.
В 2016 году изучен ход реализации новых положений Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» во всех 23 муниципальных районах и всех 345 сельпоссоветах[43].