Файл: Основные направления реформирования местного самоуправления в Российской Федерации(Теоретические основы реформирования местного самоуправления в Российской Федерации местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наряду с этим вопросы повышения эффективности в деятельности организации местного самоуправления в Тамбовской области еженедельно рассматриваются на селекторных совещаниях. С участием руководителей администрации области, органов исполнительной власти области и территориальных федеральных органов исполнительной власти рассмотрено в 2017 году 97 вопросов. В помощь органам местного самоуправления в 2017 году изданы и переданы 4 сборника методических рекомендаций по широкому спектру вопросов местного значения, направлено значительное количество других методических материалов[42].

Ведется работа по составлению областного регистра муниципальных нормативно-правовых актов.

Во исполнение новых положений Федерального закона № 131-ФЗ в 2017 году принято 39 законов Тамбовской области. Кроме того, в рамках разграничения имущества между муниципальными образованиями разных уровней принято 9 законов области и ещё 14 находятся в различных стадиях разработки. Готовятся нормативные правовые акты, регулирующие организацию муниципальной службы, систему взаимоотношений федеральных, государственных и муниципальных органов власти.

Для оценки эффективности проведенных реформ местного самоуправления на территории Тамбовской области проведем анализ деятельности местного самоуправления Мордовского района. Методика анализа приведена в приложении 2.

Для реализации целей и задач методики в рамках области ее использования применяются следующие критерии оценки деятельности учреждения:

- правовые;

- экспертные;

- социально-экономические.

Для характеристики критериев применена бальная система оценки.

Бальная оценка критериев оценки эффективности деятельности местного самоуправления Мордовского района приведена в таблице 5.

Таблица 5. Бальная оценка критериев оценки эффективности деятельности местного самоуправления Мордовского района

Критерий

Эффективность

Бальная оценка

Правовой критерий

Достаточная

4

Экспертный критерий

Средняя

4

Критерии, характеризующие основную деятельность

Исполнение муниципального задания

Высокая

5

Итоги проверки муниципального задания

Достаточная

3

Участие учреждения в реализации городских и/или ведомственных целевых программах

Достаточная

4

Критерии, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность

Изменение бюджетного финансирования

Достаточная

4

Изменение суммы доходов на одного работника

Достаточная

4

Итоги проверок использования бюджетных средств

Средняя

3

Критерии, характеризующие кадровую политику

Доля вакантных должностей

Достаточная

4

Изменение среднемесячной оплаты труда

Достаточная

4

Коэффициент текучести кадров

Достаточная

4

Сумма балов по всем критериям

-

39


Максимальное суммарное количество баллов при оценке социально-экономической эффективности деятельности местного самоуправления Мордовского района, с учетом всех критериев оценки – 45.

Рассчитаем эффективность местного самоуправления Мордовского района по критериям оценки в % (количество баллов 39 из 45 возможных).

Кэ = 39/45*100%=86,6%

Деятельность местного самоуправления с социально-экономической позиции имеет показатели, приведенные в таблице 6.

Таблица 6. Показатели эффективности деятельности местного самоуправления с социально-экономической позиции

Эффективность по критериям оценки, %

Эффективность

> 95

высокая

90 – 95

достаточная

80 – 90

средняя

50 – 80

низкая

< 50

не эффективная

Таким образом, эффективность деятельности местного самоуправления Мордовского района является средней. Наиболее низкие баллы получены по критериям: экспертный и итоги проверок использования бюджетных средств.

Данные проведенного анализа позволяют сделать вывод о том, что реформирование местного самоуправления на территории Тамбовской области в целом эффективно, приносит положительные результаты.

Губернатор Тамбовской области Александр Никитин продолжает проведение выездных с главами муниципальных образований. В конце 2017 года региональный госсовет собрался в Петровском районе. В работе госсовета приняли участие вице-губернаторы, курирующие все направления социально-экономической сферы региона, руководители федеральных ведомств. [43].

Александр Никитин обсудил с главами районов и городов области целевые показатели социально-экономического развития муниципалитетов. На основе этих показателей, в том числе и по выполнению "майских" указов президента России, составлен рейтинг социально-экономического развития территорий. «Всего этих показателей 66, которые мы свели в единый интегральный показатель, - говорит Александр Никитин. - Универсальный инструмент ко всем территориям мы не можем применить, так как есть и районы, и города. Но с учетом этой градации мы составили рейтинг. Мы не ставим целью кого-то ругать или хвалить. Наша цель понять слабые и сильные места муниципалитетов, обратить внимание на развитие ключевых позиций. Конкуренция в этом отношении должна быть абсолютно здоровой. Считаю, это очень важная работа. Потому что так мы понимаем, на что обратить внимание, чем помочь муниципалитетам. Думаю, такая оценка станет стимулом к развитию районов и городов", - сказал губернатор.


К руководителям муниципалитетов теперь предъявляют новые, более жесткие требования. Главными критериями оценки их работы становятся интересы и защищенность жителей области. Первый вице-губернатор, руководитель аппарата главы администрации области Олег Иванов отметил: "Наша цель - существенно уменьшить сроки подготовки ответов на вопросы граждан, оперативно реагировать на обращения жителей. Быть ближе к людям - к этому призывает и наш президент Владимир Владимирович Путин", - отмечает он.

В центре внимания широкий круг вопросов, начиная от поддержки малого бизнеса, использования невозделываемых земель, наполнения бюджета, заканчивая легализацией зарплат, ростом доходов населения, развития образования и здравоохранения. Рассматриваемые темы не теряют актуальности и вытекают из указов президента России.

Наполнение бюджета - тема номер один. Тамбовская область взяла на себя обязательства по наращиванию экономического потенциала региона и сокращению неэффективных расходов бюджетов. При неисполнении этих обязательств грозит финансовая ответственность. Это еще один стимул муниципалитетам активнее решать вопросы наполнения бюджетов, инвентаризации земель и их кадастровой оценке. Стоит задача наращивания доходов и оптимизации расходов.

Развитие экономики невозможно без привлечения инвестиций и модернизации существующих производств. Александр Никитин отметил необходимость включаться в эту работу всем муниципалитетам. Власти на местах должны создать максимально комфортные условия для инвесторов. Это позволит не только привлечь дополнительные налоги в бюджеты, но и создать новые рабочие места, снизить социальную напряженность, повысить качество жизни людей.

Губернатор подчеркнул, что по ряду показателей наш регион является лидером среди других российских субъектов. Но чтобы сохранить позитивный тон развития области, необходимо объединить усилия на всех уровнях - муниципальном и региональном.

Таким образом, в Тамбовской области ведется активная работа по реформированию системы местного самоуправления. В целом можно выделить ряд проблем, характерных для местного самоуправления на территории области:

во-первых, отсутствие достаточных финансовых бюджетных средств;

во-вторых, отсутствие мотивации должностных лиц на высокую эффективность работы;

в-третьих, отсутствие достаточной квалификации должностных лиц для высокой эффективности работы.

Вывод по главе 2:


Анализ местного самоуправления на территории Тамбовской области показал, что Законами Тамбовской области установлены границы и определены места нахождения представительных органов местного самоуправления, наделены соответствующими статусами 352 муниципальных образований области. В их числе 7 городских округов, 23 муниципальных района, 13 городских и 309 сельских поселений.

Лидерами в рейтинге муниципальных образований Тамбовской области по результатам комплексной оценки за 2017 год являются городские округа Кирсанов, Рассказово и Котовск, а также муниципальные районы Петровский, Гавриловский и Уваровский.

Проведенный анализ местного самоуправления на территории Тамбовской области позволяет сделать вывод о том, что деятельность местного самоуправления удовлетворительна. Местные власти заботятся о благополучии населения. Местное самоуправление рассматривается руководством области, как мощный фактор поступательного движения в регионе, как дополнительный ресурс социально-экономического развития территорий.

На территории Тамбовской области ведется активная работа по реформированию системы местного самоуправления. Реформирование местного самоуправления на территории Тамбовской области эффективно, приносит положительные результаты.

Можно выделить ряд проблем, характерных для местного самоуправления на территории области:

во-первых, отсутствие достаточных финансовых бюджетных средств;

во-вторых, отсутствие мотивации должностных лиц на высокую эффективность работы;

в-третьих, отсутствие достаточной квалификации должностных лиц для высокой эффективности работы.

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию местного самоуправления в субъекте РФ

3.1 Рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления

На основе выявленных при проведении анализа проблем разработаны следующие предложения по повышению эффективности деятельности местного самоуправления:

1) заключение контрактов муниципального частного партнерства;

2) введение эффективных контрактов оплаты труда муниципальных служащих;

3) разработку показателей эффективности работы местного самоуправления.

Из всех перечисленных проблем наиболее актуальной на сегодняшний день, на наш взгляд, является проблема отсутствия достаточных бюджетных финансовых средств. Для решения этой проблемы и повышения эффективности деятельности местного самоуправления рекомендуем активное использование муниципального частного партнерства.


Муниципальное частное партнерство – это отношения, в рамках которых предусматривается софинансирование контрактов со стороны бизнеса и устанавливаются соответствующие обязательства для муниципального образования.

Муниципальное образование заключает контракты на поставку продукции, производство работ и предоставление услуг для своих нужд. Порядок заключения контрактов определяется нормативными актами РФ.

Муниципальное частное партнерство осуществляется в различных вариациях.

Муниципальное частное партнерство, основанное на арендных отношениях, может использоваться для решения проблем социально-экономического развития территории. Это может быть совершенствование сферы обслуживания граждан, расширение среднего и малого бизнеса, соцподдержка некоторых слоев населения, формирование новых рабочих мест и так далее.

Подписывая условия контракта, стороны должны оговорить свои обязанности и права, руководствуясь Гражданским кодексом. В качестве одного из преимуществ таких отношений выступает наличие нормативного обеспечения, сохранение контроля эксплуатации имущества собственником. Соответственно, муниципальное частное партнерство позволяет владельцу следить за надлежащим исполнением условий контракта. Муниципальное образование при этом несет относительно низкие риски, не расходует бюджетные средства, если передаются в пользование существующие объекты. Положение о муниципальном частном партнерстве предусматривает возможность осуществлять инвестиции арендаторам в имущество, которым он пользуется.

В рамках муниципального частного партнерства могут реализовываться различные проекты. К самым актуальным относят проекты в сфере:

  • общественного транспорта,
  • ЖКХ,
  • сбора и уничтожения отходов.

Таким образом, заключение контрактов муниципального частного партнерства позволит повысить эффективность деятельности местного самоуправления с помощью привлечения дополнительных финансовых средств частного бизнеса. [37, c.67].

Для решения проблемы отсутствия должной мотивации муниципальных служащих на высокую эффективность работы рекомендуем введение эффективных контрактов оплаты труда муниципальных служащих. Представляется, что самым действенным стимулом к эффективной работе является финансовый стимул. Чтобы система эффективных муниципальных контрактов система начала действовать, необходимо установить четкие критерии эффективности работы муниципальных служащих.