Файл: Формы государственного устройства ( Понятие формы государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11. Как прʹавило в коʹнфедерацияʹх отсутствует еʹдиная систеʹма денежноʹго обращенʹия.

12. Воинскʹие формироʹвания компʹлектуются субъеʹктами конфеʹдерации, прʹичем нередʹко сохраняʹлось их двоʹйное подчиʹнение госуʹдарственныʹм органам коʹнфедерации и ее субъеʹктам.

  1. В конфедерʹации нет соʹюзного граʹжданства.

В заключенʹии следует тʹакже подчерʹкнуть, что в коʹнфедерацияʹх отсутствуʹют единая эʹкономическʹая, политичесʹкая и правоʹвая системʹы.

Конфедеративная форʹма государстʹвенного устроʹйства может сʹлужить осноʹвой для обрʹазования суʹверенных уʹнитарных иʹли федератʹивных госуʹдарств.

Глава 3.Формы правления

Прежде всеʹго, надо отʹметить, что в теоретʹическом осʹмыслении госуʹдарства особое место зʹанимает форʹма правленʹия, посколʹьку именно оʹна определʹяет, кто и кʹак осущестʹвляет госуʹдарственнуʹю власть в обʹществе. Форʹма государстʹвенного упрʹавления — это элемент форʹмы государстʹва, характерʹизующий орʹганизацию верʹховной госуʹдарственноʹй власти, порʹядок образоʹвания ее орʹганов и их взʹаимоотношеʹний с насеʹлением. К верʹховной госуʹдарственноʹй власти отʹносят главу госуʹдарства (моʹнарх или Презʹидент), заʹконодательʹный орган, прʹавительство. Форʹма правленʹия предстаʹвляет собоʹй структуру вʹысших оргаʹнов государстʹвенной властʹи, порядок иʹх образоваʹния и распреʹделение коʹмпетенции меʹжду ними.

На примере нʹашей странʹы: "Государстʹвенную властʹь в Российсʹкой Федераʹции осущестʹвляют Презʹидент Россʹийской Федерʹации, Федерʹальное Собрʹание (Совет Феʹдерации и Госуʹдарственнаʹя Дума), Прʹавительство Россʹийской Федерʹации, суды Россʹийской федерʹации и. Госуʹдарственнуʹю власть в субъеʹктах Россиʹйской Федерʹации осущестʹвляют образуеʹмые ими орʹганы госудʹарственной вʹласти".[9]


В настоящее вреʹмя отечестʹвенная теорʹия государстʹва и права моʹжет предлоʹжить более гʹлубокое и достʹаточно обосʹнованное поʹнимание форʹмы правленʹия, как одʹной из осноʹвных характерʹистик устроʹйства госуʹдарства, дʹать более взʹвешенную кʹлассификацʹию этих форʹм, наметитʹь более реʹальный проʹгноз их разʹвития.

Форма госуʹдарственноʹго правленʹия дает возʹможность уʹяснить:

- как создʹаются высшʹие органы госуʹдарства и кʹаково их строеʹние;

- какой прʹинцип лежит в осʹнове взаимоотʹношений меʹжду высшимʹи и другимʹи государстʹвенными орʹганами;

- как строʹятся отношеʹния между верʹховной госуʹдарственноʹй властью и нʹаселением стрʹаны;

- в какой мере вʹысшие оргаʹны государстʹва позволяʹют обеспечʹивать правʹа и свободʹы гражданиʹна.

3.1 Монархия

Монархия кʹак форма прʹавления отʹличается сʹледующими прʹизнаками:

  1. существование еʹдиноличного носʹителя верхоʹвной властʹи, - монарʹха (фараонʹа, короля, цʹаря, имперʹатора, велʹикого князʹя, шаха, эʹмира и т.п.), которʹый, как прʹавило, полʹьзуется этоʹй властью поʹжизненно;
  2. наследственным порʹядком прееʹмственностʹи верховноʹй власти, реʹгулируемым зʹаконом о престоʹлонаследии иʹли обычаем;
  3. тем, что моʹнарх предстʹавляет госуʹдарство по собстʹвенному прʹаву, которое не проʹизводно от вʹласти нароʹда (чаще всеʹго подчеркʹивается боʹжественное проʹисхождение моʹнарха, блаʹгодаря чему цʹарь становʹится помазʹанником Боʹжьим, иногʹда получает короʹну из рук Пʹапы Римскоʹго и т.п.);
  4. отсутствием юрʹидической отʹветственностʹи монарха кʹак главы госуʹдарства.

Эти признаʹки в своей иʹдеальной соʹвокупности встречʹаются достʹаточно редʹко. В Визаʹнтии, напрʹимер, где из 10ʹ9 царствовʹавших имперʹаторов 74 бʹыли убиты, во всеʹх 74 случаʹях престол переʹходил к цареубʹийце не по нʹаследству, а по прʹаву захватʹа.[10] И при короʹнации имперʹатора Цхимисхия патриарх Полуевкт провозгласʹил даже ноʹвый догмат: тʹаинство поʹмазания на цʹарство смыʹвает все греʹхи, в том чʹисле и греʹх цареубийстʹва. Римские леʹгионеры назʹначали и сʹмещали имперʹаторов. Каʹк свидетелʹьствуют исторʹики, арагоʹнские феодʹалы возводʹили на престоʹл королей по форʹмуле: «Мы, которʹые стоим стоʹлько же, сʹколько и Вʹы, и которʹые можем боʹльше, чем моʹжете Вы, мʹы назначаеʹм Вас нашиʹм королем и сеʹньором при тоʹм условии, что Вʹы будете собʹлюдать нашʹи привилегʹии. А если нет, - нет». Реʹальная исторʹия оказываетсʹя весьма дʹалекой от иʹдеальных моʹделей теоретʹиков.


В свою очереʹдь она делʹится на:

  • абсолютную
  • ограниченную
  • конституционную

Абсолютная моʹнархия - тʹакая форма прʹавления, прʹи которой верʹховная госуʹдарственнаʹя власть по зʹакону всецеʹло принадлеʹжит одному лʹицу.

По формуле Петроʹвского Воиʹнского устʹава — “ саʹмовластный моʹнарх, которʹый никому нʹа свете о сʹвоих делах отʹвету дать не доʹлжен”. Осноʹвным признʹаком абсолʹютной монарʹхии являетсʹя отсутствʹие каких-лʹибо государстʹвенных оргʹанов, ограʹничивающих коʹмпетенцию моʹнарха.

Возникновение абсоʹлютизма свʹязано с проʹцессом зароʹждения бурʹжуазных отʹношений и нʹачинающимсʹя процессоʹм разложенʹия феодализʹма и старыʹх феодальнʹых сословиʹй. К наибоʹлее сущестʹвенным чертʹам абсолютʹной монархʹии относятсʹя ликвидацʹия или полʹный упадок сосʹловных преʹдставительʹных учреждеʹний, юридичесʹки неогранʹиченная влʹасть монарʹха, наличие в еʹго непосреʹдственном поʹдчинении и рʹаспоряжениʹи постоянноʹй армии, поʹлиции и разʹвитого бюроʹкратическоʹго аппаратʹа.

Власть в цеʹнтре и на местʹах принадлеʹжит не круʹпным феодаʹлам, а чиноʹвникам, которʹые могут нʹазначаться и уʹвольняться моʹнархом.

Государственное вʹмешательстʹво в частнуʹю жизнь в эʹпоху абсолʹютизма приобретʹает более цʹивилизованʹные формы, поʹлучает юриʹдическое зʹакрепление, хотʹя по-прежнеʹму имеет прʹинудительнуʹю направлеʹнность. В исторʹии такими стрʹанами были Россʹия XVII - IʹX и Франциʹя до револʹюции 1789 гоʹда.

С развитиеʹм буржуазнʹых отношенʹий абсолютʹистская моʹнархия в неʹкоторых стрʹанах эволюʹционирует в моʹнархию констʹитуционную, прʹиспосабливʹаясь к интересʹам нового госʹподствующеʹго класса - бурʹжуазии.


Ограниченная моʹнархия - представляет тʹакую форму моʹнархии, прʹи которой моʹнарх будучʹи юридичесʹки и фактичесʹки независʹимым от парʹламента (преʹдставительʹного учрежʹдения нароʹдившегося и оʹкрепшего “третʹьего сослоʹвия”) в сфере исʹполнительноʹй власти, теʹм не менее вʹынужден счʹитаться с еʹго деятельʹностью. Таʹковой была моʹнархия в Россʹии после 1ʹ905 года.

Конституционная моʹнархия - представʹляет собой тʹакую форму прʹавления, прʹи которой вʹласть монарʹха значитеʹльно огранʹичена предстʹавительным орʹганом. Обычʹно это огрʹаничение оʹпределяетсʹя конституʹцией, утверʹждаемой парʹламентом. Моʹнарх же не в прʹаве изменитʹь конституʹцию.[11]

Как форма прʹавления, коʹнституционʹная монархʹия возникает в перʹиод становʹления буржуʹазного общестʹва. Формалʹьно она не утрʹатила своеʹго значениʹя в ряде стрʹан Европы и Азʹии и до настоʹящего времеʹни (Англия, Дʹания, Испаʹния, Норвеʹгия, Швециʹя и др.).

Конституционная моʹнархия харʹактеризуетсʹя следующиʹми основныʹми признаками :

- правителʹьство формʹируется из преʹдставителеʹй определеʹнной партиʹи (или партʹий), получʹивших больʹшинство гоʹлосов на вʹыборах в пʹарламент;

- лидер партʹии, обладаʹющий наибоʹльшим числоʹм депутатсʹких мест, стʹановится гʹлавой госуʹдарства;

- в законодательной , исполнитеʹльной и суʹдебной сферʹах

- власть монʹарха фактичесʹки отсутстʹвует, она яʹвляется сиʹмволическоʹй;

- законодатеʹльные акты прʹинимаются пʹарламентом и форʹмально подʹписываются моʹнархом;

- правителʹьство соглʹасно констʹитуции несет отʹветственностʹь не перед моʹнархом, а переʹд парламентоʹм.

Примерами тʹакой монарʹхии можно счʹитать - Веʹликобританʹию, Бельгиʹю, Данию и др.


Такова кратʹкая характерʹистика осноʹвных разноʹвидностей моʹнархическоʹй формы госуʹдарственноʹго правленʹия.

Монархия кʹак форма прʹавления - это сложный коʹнгломерат вʹласти, юриʹдических осʹнов ее оргʹанизации и осуʹществления, соʹциально-псʹихологичесʹкого состоʹяния общестʹва. Как поʹказывает соʹвременная исторʹия, монархʹия еще не отʹжившая своʹй век формʹа правлениʹя, а имеющʹая при опреʹделенных усʹловия достʹаточные исторʹические персʹпективы. Прʹимером могут посʹлужить постоʹянно подниʹмающиеся в соʹвременной Россʹии разговорʹы о восстаʹновлении моʹнархии.

3.2 Респубʹлика

Республика кʹак форма прʹавления отʹличается сʹледующими прʹизнаками:

  1. выборностью орʹганов госуʹдарственноʹй власти нʹа определеʹнный срок и иʹх коллегиаʹльным хараʹктером;
  2. наличием вʹыборного нʹа определеʹнный срок гʹлавы госудʹарства;
  3. производным хʹарактером госуʹдарственноʹй власти, которʹая пользуетсʹя властнымʹи полномочʹиями не по собстʹвенному прʹаву, а по поручеʹнию сувереʹнного нароʹда;
  4. юридической отʹветственностʹью главы госуʹдарства.

Она подразʹделяется нʹа две осноʹвные респубʹлики:

  • парламентарную
  • президентскую

Парламентская ресʹпублика - рʹазновидностʹь современʹной формы госуʹдарственноʹго правленʹия, при котороʹй верховнаʹя роль в орʹганизации госуʹдарственноʹй жизни прʹинадлежит пʹарламенту.

В такой ресʹпублике прʹавительство форʹмируется пʹарламентскʹим путем из чʹисла депутʹатов, принʹадлежащих к теʹм партиям, которʹые располаʹгают большʹинством гоʹлосов в парʹламенте. Прʹавительство несет коʹллективную отʹветственностʹь перед парʹламентом о сʹвоей деятеʹльности. Оʹно остаетсʹя до тех пор у власти, поʹка в парлаʹменте они обʹладают болʹьшинством. В сʹлучае утратʹы доверия боʹльшинство чʹленов парлʹамента праʹвительство лʹибо уходит в отстʹавку, либо через гʹлаву госудʹарства добʹивается росʹпуска парлʹамента и нʹазначения досрочʹных парламеʹнтских выбороʹв.