Файл: Формы государственного устройства ( Понятие формы государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В теории государства и права равно и как в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования особой формы общественной жизни человека – государства.

Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки.

Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания формы государства.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.

Актуальностью данной курсовой работы является то, что проблема изучения формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практическое политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

Целью является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.


Задачи курсовой работы:

– изучить формы государства;

– рассмотреть формы правления;

– иметь общее представление о формах государственного устройства;

– понять изучения формы государственного режима.

Данная курсовая работа состоит из введения, 4 глав и заключения. Использована учебно-методическая литература таких авторов, как Васильев Д.А., Венгеров А.Б., Комаров С.А., Марченко М.Н., Нерсесянц В.С., Никитин А.Ф., Сырых В.М., Хропанюк В.Н. и др.

Глава 1. Форма государства

1.1 Понятие формы государства

Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно также и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценке данной категории. Однако строгость и четкость формы государства (как и формы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении провозглашенного политического курса.

В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если в свою очередь содержание позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства дает понять нам, насколько слаженно организована власть в государстве, какими органами и субъектами представлена, каков порядок взаимодействия и образования, какими методами происходит осуществление государственной власти.[1]

Признаки государства, первоначально выраженные в его предпосылках, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства.

Форма государства - это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе уʹправления иʹми (политичесʹкий режим), в сʹпособах орʹганизации вʹысших оргаʹнов государстʹвенной властʹи (форма прʹавления) и в аʹдминистратʹивно-территорʹиальном деʹлении госуʹдарства (форʹма территорʹиального устроʹйства).


1.2 Форма государства и политический режим

Иногда в форʹму государстʹва включают и поʹлитический реʹжим. Вопрос о тоʹм, являетсʹя ли политʹический реʹжим неотъеʹмлемым элеʹментом форʹмы государстʹва, остаетсʹя дискуссиоʹнным. Не вʹдаваясь в поʹдробности нʹаучных дисʹкуссий по этоʹму поводу, уʹкажу лишь, но то что категорʹии политичесʹкого режимʹа и формы госуʹдарства тесʹно взаимосʹвязаны. Их взʹаимовлияние нʹастолько веʹлико, что форʹму государстʹва необходʹимо рассматрʹивать тольʹко в соотноʹшении с поʹлитическим реʹжимом. Полʹитический реʹжим влияет нʹа форму госуʹдарства, прʹичем влияет оʹпределяющиʹм образом. Оʹпределяющее вʹлияние полʹитического реʹжима на форʹму государстʹва выражаетсʹя в том, что: 
1) конкретʹные формы госуʹдарства взʹаимосвязанʹы с опредеʹленными поʹлитическимʹи режимами (ʹдемократичесʹкое государстʹво не может бʹыть абсолютʹной монархʹией, в авторʹитарном реʹжиме нет пʹарламентарʹизма). 
2) политичесʹкий режим поʹказывает деʹйствительное соʹдержание тоʹй или иной форʹмы государстʹва (с точкʹи зрения госуʹдарственноʹго устройстʹва и СССР, и СʹША относятсʹя к федераʹциям, но СССʹР как федерʹация мало чеʹм отличаетсʹя от жесткоʹго централʹизованного госуʹдарства).

Можно отметʹить многообрʹазие форм госуʹдарств в соʹвременном мʹире. Это оʹпределяетсʹя тем, что форʹма каждого коʹнкретного госуʹдарства скʹладывается поʹд действиеʹм множествʹа факторов. Среʹди фактороʹв, влияющиʹх на форму государства можно отметʹить:

1. особенностʹи историчесʹкого развитʹия государстʹва;

2. историчесʹкие традицʹии;

3. различнʹые политико-ʹправовые иʹдеи;


4. национаʹльный состʹав населенʹия;

5. внешние фʹакторы (меʹждународное поʹложение и т. д.). Прʹямо и непосреʹдственно вʹлияет на устʹановление форʹмы конкретʹного госудʹарства соотʹношение соʹциальных сʹил, политичесʹкая борьба и её резуʹльтаты

Глава 2. Виды форм государственного устройства

Форма госуʹдарственноʹго устройстʹва — способ террʹиториальноʹй организаʹции государстʹва или госуʹдарств, обрʹазующих соʹюз. Также зʹакреплённыʹй в конституʹции страны сʹпособ взаиʹмосвязи госуʹдарства и еʹго составнʹых частей (террʹиторий), хʹарактеризуʹющий территорʹиальную орʹганизацию госуʹдарственноʹй власти. Не отʹносятся к форʹмам государстʹвенного устроʹйства межгосуʹдарственные объеʹдинения, соʹдружества и сообʹщества госуʹдарств…[2]

На текущий моʹмент выделʹяется три осʹновные форʹмы государстʹвенного устроʹйства:

  1. Унитарное госуʹдарство — простое, еʹдиное госуʹдарство, которое хʹарактеризуетсʹя отсутствʹием у адмиʹнистративно-террʹиториальныʹх единиц прʹизнака сувереʹнитета. Выʹделяют центрʹализованные и деʹцентрализоʹванные унитʹарные госуʹдарства, с нʹаличием илʹи отсутствʹием автоноʹмных образоʹваний.
  2. Федерация — сʹложное, соʹюзное госуʹдарство, чʹасти котороʹго являютсʹя государстʹвенными обрʹазованиями с оʹпределенныʹм государстʹвенным сувереʹнитетом. Строʹится на расʹпределении фуʹнкций упраʹвления межʹду центром и субъеʹктами федерʹации.
  3. Конфедерация — вреʹменный союз госуʹдарств, созʹдаваемый дʹля достижеʹния политичесʹких, эконоʹмических, куʹльтурных и прочʹих целей. Не обʹладает самостоʹятельным суʹверенитетоʹм, отсутстʹвует единаʹя система зʹаконодателʹьства.

2.1 Унитарное государство

Унита́рное госуда́рство — форма госуʹдарственноʹго устройстʹва, при котороʹм его частʹи являются аʹдминистратʹивно-территорʹиальными еʹдиницами и не иʹмеют статусʹа государстʹвенного обрʹазования. В отʹличие от феʹдерации, в уʹнитарном госуʹдарстве естʹь единые дʹля всей стрʹаны высшие орʹганы госудʹарственной вʹласти, едиʹная правовʹая система. Нʹа сегодняшʹний день боʹльшинство суʹверенных госуʹдарств явлʹяются унитʹарными. Каʹк правило, круʹпные по чисʹленности нʹаселения госуʹдарства явʹляются федерʹациями. Унʹитарными не моʹгут быть субъеʹкты федератʹивного госуʹдарства, тʹак как они не иʹмеют госудʹарственного суʹверенитета. «Уʹнитарное госуʹдарство» (от лʹат. unitas - единство) - оʹдна из форʹм территорʹиально-полʹитической орʹганизации и уʹправления госуʹдарством, в котороʹй реализуетсʹя принцип рʹаспределенʹия власти меʹжду центроʹм и местныʹми органамʹи, политико-ʹправовой стʹатус входяʹщих в госуʹдарство состʹавляющих чʹастей.

К основным признакам унитарного государства относят:

  1. единый для всеʹго государстʹва учредитеʹльный нормʹативный прʹавовой акт (ʹили совокуʹпность такʹих актов), норʹмы которого иʹмеют верхоʹвенство на всеʹй территорʹии страны;
  2. единые для всеʹй страны вʹысшие оргаʹны власти;
  3. единая систеʹма законодʹательства;
  4. единое граʹжданство;
  5. единая денеʹжная единиʹца;
  6. составные чʹасти унитарʹного госудʹарства не обʹладают призʹнаками сувереʹнитета.

Унитарные госуʹдарства моʹгут быть цеʹнтрализоваʹнными и деʹцентрализоʹванными в зʹависимости от:

  • характера взʹаимоотношеʹний между вʹысшими и местʹными органʹами власти;
  • объёма полʹномочий, преʹдоставленнʹых администрʹативно-террʹиториальныʹм единицам иʹли автономʹным образоʹваниям в состʹаве унитарʹного госудʹарства;