Файл: Формы государственного устройства ( Понятие формы государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как правило, гʹлава госудʹарства в поʹдобных ресʹпубликах избʹирается парʹламентом лʹибо специаʹльно образуеʹмой парламеʹнтской колʹлегией. Назʹначение парʹламентом гʹлавы госудʹарства явлʹяется главʹным видом пʹарламентскоʹго контролʹя над испоʹлнительной вʹластью. Проʹцедура избрʹания главы госуʹдарства в соʹвременных пʹарламентарʹных респубʹликах неодʹинакова. В Италии напрʹимер президент ресʹпублики избʹирается члеʹнами обеих пʹалат на их соʹвместном зʹаседании, но прʹи этом в вʹыборах участʹвуют по трʹи депутата из кʹаждой областʹи, избраннʹых областнʹым советом. В феʹдеративных госуʹдарствах учʹастие парлʹамента в избрʹании главы госуʹдарства, тʹакже раздеʹляется с преʹдставителяʹми членов феʹдерации. Тʹак в Гермаʹнии президеʹнт избираетсʹя федеральʹным собранʹием, состоʹящим из члеʹном бундестʹага, и такоʹго же числʹа лиц, выбʹираемых лаʹндтагами зеʹмель на начʹалах пропорʹционального преʹдставительстʹва. Выборы гʹлавы госудʹарства в пʹарламентарʹной респубʹлике могут осуʹществлятьсʹя и на осноʹве всеобщеʹго избиратеʹльного праʹва, что харʹактерно длʹя Австрии, гʹде президеʹнт избираетсʹя сроком нʹа шесть лет.

Глава госуʹдарства в пʹарламентарʹной респубʹлике обладʹает полномочʹиями: обнароʹдует законʹы, издает деʹкреты, назʹначает глаʹву правитеʹльства, явʹляется верʹховным глаʹвнокомандуʹющим вооруʹженными сиʹлами и т.д.

Глава правʹительства (ʹпремьер-миʹнистр, преʹдседатель соʹвета министрʹа, канцлер) нʹазначается, кʹак правило, презʹидентом. Оʹн формирует возʹглавляемое иʹм правителʹьство, которое осуʹществляет верʹховную испоʹлнительную вʹласть и отʹвечает за сʹвою деятелʹьность переʹд парламентоʹм. Наиболее суʹщественной чертоʹй парламентʹарной респубʹлики являетсʹя то, что лʹюбое правитеʹльство лишʹь тогда прʹавомочно осуʹществлять уʹправление госуʹдарством, коʹгда оно поʹльзуется доʹверием парʹламента.


Президентская ресʹпублика - оʹдна из разʹновидностеʹй современʹной формы госуʹдарственноʹго правленʹия, котораʹя наряду с пʹарламентарʹизмом соедʹиняет в руʹках президеʹнта полномочʹия главы госуʹдарства и гʹлавы правитеʹльства.[12]

Наиболее хʹарактерные чертʹы президентсʹкой респубʹлики:

- внепарлаʹментский метоʹд избрания презʹидента и форʹмирования прʹавительствʹа;

- ответствеʹнность праʹвительства переʹд президентоʹм, а не переʹд парламентоʹм;

- более широʹкие, чем в пʹарламентарʹной респубʹлике, полноʹмочия главʹы государстʹва.

Классической презʹидентской ресʹпубликой яʹвляются Соеʹдиненные Штʹаты Америкʹи. В соответстʹвии с констʹитуцией СШʹА, в основе котороʹй лежит прʹинцип раздеʹления властеʹй, четко оʹпределено, что зʹаконодателʹьная властʹь принадлеʹжит парламеʹнту, исполʹнительная - презʹиденту, суʹдебная - Верʹховному суʹду. Президеʹнт США избʹирается насеʹлением стрʹаны путем косʹвенного гоʹлосования (ʹвыборов) - через коллеʹгию выборщʹиков. Количестʹво выборщиʹков должно соотʹветствоватʹь числу преʹдставителеʹй каждого штʹата в парлʹаменте (коʹнгрессе). Прʹавительство форʹмируется побеʹдившим на вʹыборах презʹидентом, из лʹиц принадлеʹжащих к его пʹартии.

Президентская форʹма правленʹия в различʹных странаʹх имеет своʹи особенностʹи. Во Франʹции президеʹнт избираетсʹя всеобщим гоʹлосованием. Избрʹанным считʹается кандʹидат, получʹивший абсоʹлютное колʹичество гоʹлосов. Такоʹй же порядоʹк избрания презʹидента устʹановлен в Россʹии в 1991 гоʹду.

В современʹном цивилизоʹванном общестʹве принципʹиальных разʹличий между форʹмами не суʹществует. Иʹх сближают обʹщие задачи и цеʹли.


3.3 Тоталитарное государство

Особенности устроʹйства верхоʹвной властʹи тоталитарʹного госудʹарства не оʹхватываютсʹя ни понятʹием монархʹии, ни понʹятием респубʹлики, эти прʹизнаки дают осʹнование длʹя выделениʹя третьего вʹида формы прʹавления - форʹмы правленʹия тоталитʹарного госуʹдарства.

Форма правʹления тотаʹлитарного госуʹдарства обʹычно являетсʹя извращенʹной формой ресʹпублики и отʹличается сʹледующими прʹизнаками:

  1. наличием прʹавящей партʹии, составʹляющей ядро поʹлитической сʹистемы и иʹграющей руʹководящую роʹль в управʹлении всемʹи государстʹвенными и обʹщественнымʹи делами стрʹаны;
  2. совпадением воʹждя партии и гʹлавы госудʹарства в оʹдном лице, стреʹмящихся к поʹжизненному соʹхранению сʹвоих политʹических постоʹв (в некоторʹых странах с тотʹалитарной форʹмой правлеʹния даже нʹамечалась теʹнденция насʹледственноʹй передачи вʹласти, напрʹимер, в КНʹДР и СРР);
  3. наделением гʹлавы госудʹарства диктʹаторскими поʹлномочиями;
  4. формальным хʹарактером пʹартийных и госуʹдарственныʹх выборов;
  5. повышенной роʹлью партийʹной и госуʹдарственноʹй бюрократʹии, решающеʹй все конкретʹные дела обʹщественной и госуʹдарственноʹй жизни;
  6. отсутствием юрʹидической отʹветственностʹи глав госуʹдарства и пʹартии.

Тоталитаризм преʹдполагает фуʹнкционировʹание соответстʹвующего поʹлитического реʹжима.

Обобщение исторического опыта функционирования тоталитарных государств свидетельствует, что они оказываются достаточно эффективными тогда, когда страна развивается экстенсивно. В это случае тоталитарно устроенная власть в состоянии обеспечивать постоянное привлечение все новых и новых человеческих, сырьевых и иных ресурсов для решения экономических и политических проблем преимущественно внеэкономическими, т.е. политическими средствами. Тоталитарно устроенное правление успешно достигает поставленных перед ним целей, если действует по принципу «результат любой ценой».[13] Когда же общество вынуждено развиваться интенсивно, этот тип правления оказывается малоэффективным, более того, он превращается в препятствие на пути прогресса страны. Органически присущая ему централизация управления, при которой команды принимаются лишь на самом «верху», исключает квалифицированные планирование и решения, поскольку центр в принципе не может обладать сколько-нибудь полной информацией об имеющихся на местах возможностях конкретных подходов к достижению конкретных целей. При отмеченном органическом пороке руководства страной из единого центра действие таких существенных факторов, как централизованное распределение материальных благ, исключающее личную заинтересованность исполнителя, боязнь ответственности, скованность идеологическими догмами и т.д., отступали на второй план.


Заключение

Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем, форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства).

Форма национально-государственного устройства и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Политический же режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение – обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.

В настоящее время отечественная теория государства и права как наука, может предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления как одной из основных характеристик устройства государства, дать более взвешенную классификацию этих форм, наметить более реальный прогноз их развития.

Форма государственного устройства – это взаимоотношения между центральной властью и территориальными составными частями. Система территориальных составных частей образует территориальное деление государства.

Местные территориальные единицы являются подразделениями унитарных государств и субъектов федераций, а также иных регионов, пользующихся государственной автономией.

Местное управление – это управленческая деятельность в местной территориальной единице, осуществляемая центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления. Осуществляется местное управление через назначаемые вышестоящей властью административные органы.


Местное самоуправление – это деятельность самого населения местной территориальной единицы - территориального коллектива и его выборных органов по управлению его делами.

Органы местного самоуправления могут в судебном порядке защищать свою автономию не только от ретивых местных администраторов, но даже от парламентов, президентов и правительств.

Таким образом форма государственного устройства на современном этапе является неотъемлемым элементом современного демократического общества, отражающим его потребности для наиболее эффективного функционирования государственных институтов.

Список литературы

1. Васильев Д.А. Общая теория государства и права: Учебник для студентов. – Якутск: Экономико-правовой институт (фил.), 2005. – 208 с.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Омега – Л, 2004. – 608 с.

3. Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. – 221 с.

4. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. 7-е издание. СПб.: Питер, 2006. – 512 с.

5. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 304 с.

6. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юридическая литература, 1996. – 432 с.

7. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 552 с.

8. Никитин А.Ф. Право и политика: Учебное пособие для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2001.–191 с.

9. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 520 с.

10. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М.: ООО «Тид Русское слово – РС», 2006. – 224 с.

11. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. – М. – 1995. 302 с.

12. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. – М.: Издательство «Былина», 1998. – 512 с.

13. Теория государства и права. 100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник для студентов вузов. – Изд. 2-е., испр. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 288 с.

14. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева, – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 624 с.

15. Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. – 640 с.