Файл: Формы государственного устройства ( Понятие формы государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принято счʹитать госуʹдарство цеʹнтрализоваʹнным, если во гʹлаве местнʹых органов госуʹдарственноʹй власти стоʹят назначеʹнные из цеʹнтра чиновʹники, которʹым подчинеʹны местные орʹганы самоуʹправления. В деʹцентрализоʹванных унитʹарных госуʹдарствах местʹные органы госуʹдарственноʹй власти избʹираются насеʹлением и поʹльзуются зʹначительноʹй самостоятеʹльностью в реʹшении вопросоʹв местной жʹизни.

Примером цеʹнтрализоваʹнного унитʹарного госуʹдарства явʹляется Турʹкменистан, деʹцентрализоʹванного — Короʹлевство Исʹпания.

Централизованные уʹнитарные госуʹдарства - это те, в которʹых нет местʹной автоноʹмии вообще, а фуʹнкции властʹи на местаʹх осуществʹляют только нʹазначенные сʹверху адмиʹнистраторы. Это госуʹдарства с вʹыраженными аʹвторитарныʹми политичесʹкими режимʹами. В ряде стрʹан Тропичесʹкой Африки зʹначительнаʹя роль в осуʹществлении вʹласти на местʹах принадлеʹжит родоплеʹменным вожʹдям. Впрочеʹм, сейчас реʹдко можно встретʹить государстʹва, где на местʹах отсутстʹвуют выборʹные органы. Оʹднако в стрʹанах с одноʹпартийной сʹистемой, в тоʹм числе «соʹциалистичесʹких», формʹальное налʹичие местнʹых выборныʹх органов вʹласти есть не боʹлее чем ширʹма для всеʹвластия на местʹах единоличных «ʹпартийных» руʹководителеʹй, которые, в сʹвою очередʹь, находятсʹя под жестʹким контроʹлем центраʹльной «партʹийной» властʹи

В децентраʹлизованных уʹнитарных госуʹдарствах суʹществует коʹнституционʹное распреʹделение поʹлномочий меʹжду центраʹльной властʹью и территорʹиальными еʹдиницами вʹысшего уроʹвня. Это сбʹлижает их с феʹдеративнымʹи государстʹвами.

Например, соʹгласно ст. 117 Коʹнституции Итʹальянской Ресʹпублики 1947 гоʹда[3], в пределʹах основныʹх принципоʹв, установʹленных закоʹнами госудʹарства, и прʹи условии непротиворечия национальʹным интересʹам и интересʹам других обʹластей облʹасть может изʹдавать закоʹнодательные норʹмы по 18 позʹициям (оргʹанизация веʹдомств и аʹдминистратʹивных единʹиц областноʹго подчинеʹния, граниʹцы общин, местʹная полициʹя, градостроʹительство, сеʹльское и лесʹное хозяйстʹво и др.), а тʹакже по друʹгим вопросʹам, указанʹным конституʹционными зʹаконами. Обʹласти также моʹгут наделятʹься правом изʹдавать норʹмы для проʹведения в жʹизнь общегосуʹдарственныʹх законов. Учʹитывая содерʹжащиеся в стʹатье оговорʹки, следует прʹизнать, что перечʹисленные преʹдметы ведеʹния образуʹют совместʹную сферу коʹмпетенции госуʹдарства и обʹластей, а исʹключительноʹй сферы веʹдения в отʹличие от субъеʹктов федерʹаций областʹи не имеют. Нʹапротив, все, что нʹаходится зʹа пределамʹи ст. 117, состʹавляет искʹлючительнуʹю сферу веʹдения госуʹдарства.


Иногда выдеʹляют:

  • государства с оʹдной автоноʹмией (напрʹимер, Украʹина с автоʹномной ресʹпубликой Крʹым),
  • государства со мʹногими автоʹномиями (нʹапример, Исʹпания с автоʹномными сообʹществами (обʹластями))
  • государства с рʹазноуровнеʹвыми автоноʹмиями (напрʹимер, Китаʹйская Нароʹдная Респубʹлика с автоʹномными окруʹгами, автоʹномными уезʹдами, автоʹномными раʹйонами и особʹыми администрʹативными рʹайонами).

2.2 Федераʹция

Федерация (ʹлат. foederatio — объединеʹние, союз) — форʹма государстʹвенного устроʹйства, при котороʹй части феʹдеративного госуʹдарства явʹляются госуʹдарственныʹми образовʹаниями, обʹладающими юрʹидически оʹпределённоʹй политичесʹкой самостоʹятельностьʹю.

Термин «феʹдерация» проʹисходит от лʹатинского сʹлова «федераре», что ознʹачает «объеʹдинять», «уʹкреплять соʹюзом», Это сложное госуʹдарство. В отʹличие от унитарноʹго государстʹва, которое цеʹликом или в осʹнове своей состоʹит из адмиʹнистративно-террʹиториальныʹх единиц (ʹкак мы видеʹли, в некоторʹых унитарнʹых государстʹвах есть тʹакже автоноʹмные образоʹвания), состʹавными частʹями федераʹции являютсʹя государстʹва-члены иʹли государстʹвенные обрʹазования. Оʹни называютсʹя по-разноʹму: штаты (СʹША, Индия и др.), зеʹмли (Австрʹия, Германʹия), провиʹнции (Канаʹда, Пакистʹан и др.), кʹантоны (Швеʹйцария), эʹмираты (ОАЭ) и т.ʹд. Обобщенʹно их назыʹвают обычно субъеʹктами федерʹации. Этот доʹктринальныʹй термин прʹинят теперʹь и отдельʹными констʹитуциями. Нʹаряду с субъеʹктами федерʹации, которʹые занимают всʹю (например, Аʹвстрия) илʹи подавляюʹщую часть террʹитории госуʹдарства {Иʹндия), сущестʹвуют иногдʹа и другие чʹасти федерʹативного госуʹдарства: террʹитории или соʹюзные террʹитории (наʹпример, Инʹдия, США), вʹладения (Веʹнесуэла), феʹдеральный иʹли столичнʹый округ (ʹБразилия, Нʹигерия), ассоʹциированные госуʹдарства, зʹанимающие особое поʹложение (СʹША).[4]


Подавляющую чʹасть территорʹии федератʹивных госуʹдарств занʹимают субъеʹкты федераʹции (в некоторʹых федерацʹиях, наприʹмер, в Малʹайзии, ОАЭ, всʹя территорʹия состоит тоʹлько из субъеʹктов). Их чʹисло неодиʹнаково: от 2 в Тʹанзании до 50 в СʹША. В Соедʹиненных Штʹатах Микроʹнезии и Паʹкистане - по 1 субъеʹкта, в Эфиоʹпии - 9, в Мʹалайзии - 1ʹ3, в Мексиʹке - 31 и т.ʹд. Субъектʹы федерациʹи называютсʹя по-разноʹму: штаты - в СʹША, Индии, Эфʹиопии; проʹвинции - в Кʹанаде, Пакʹистане; зеʹмли - в Австрʹии, Германʹии; кантонʹы - в Швейʹцарии; эмирʹаты - в ОАЭ.

В федератиʹвном госудʹарстве, в отʹличие от уʹнитарного, иʹмеются две сʹистемы высʹших органоʹв власти (феʹдеральные и субъеʹктов федерʹации); нарʹяду с федерʹальной констʹитуцией субъеʹкты федераʹции имеют прʹаво принимʹать свои норʹмативные прʹавовые актʹы учредитеʹльного харʹактера (наʹпример, коʹнституции, устʹавы, основʹные законы); оʹни наделенʹы правом прʹинимать реʹгиональные зʹаконы; у субъеʹктов федерʹации, как прʹавило, естʹь собственʹное граждаʹнство, стоʹлица, герб и иʹные элементʹы конституʹционно-праʹвового статусʹа государстʹва, за искʹлючением госуʹдарственноʹго суверенʹитета.

При этом субъеʹкт федерацʹии не имеет прʹава выхода из состʹава федераʹции (сецессʹии) и, как прʹавило, не моʹжет быть субъеʹктом междуʹнародных отʹношений. Субъеʹкты федераʹции могут иʹметь различʹные наименоʹвания, которʹые, как прʹавило, опреʹделяются исторʹическими иʹли правовыʹми фактораʹми: штаты, проʹвинции, ресʹпублики, зеʹмли или феʹдеральные зеʹмли (как в Герʹмании и Австрʹии) и иное. Феʹдерацию слеʹдует отличʹать от конфеʹдерации, которʹая являетсʹя международно-правовым соʹюзом сувереʹнных госудʹарств. Однʹако на праʹктике разлʹичить правоʹвую природу теʹх или иных обрʹазований бʹывает весьʹма затруднʹительно.


Можно выдеʹлить наибоʹлее общие чертʹы, которые хʹарактерны дʹля большинстʹва федератʹивных госуʹдарств:

  • Территория феʹдерации состоʹит из террʹиторий её отʹдельных субъеʹктов: штатоʹв, кантоноʹв, республʹик.
  • В союзном госуʹдарстве верʹховная закоʹнодательнаʹя, исполнитеʹльная и суʹдебная властʹь принадлеʹжит федераʹльным госуʹдарственныʹм органам. Коʹмпетенция меʹжду федераʹцией и её субъеʹктами разгрʹаничиваетсʹя федеральʹной конституʹцией.
  • В некоторыʹх федерациʹях субъектʹы обладают прʹавом принятʹия собствеʹнной констʹитуции, имеʹют свои высʹшие законоʹдательные, исʹполнительнʹые и судебʹные органы.
  • В большинстʹве федерацʹий существует еʹдиное общефеʹдеральное грʹажданство и грʹажданство феʹдеральных единиц[2].
  • Основную обʹщегосударстʹвенную внеʹшнеполитичесʹкую деятелʹьность в феʹдерациях осуʹществляют феʹдеральные госуʹдарственные орʹганы. Они офʹициально преʹдставляют феʹдерацию в меʹжгосударстʹвенных отноʹшениях (СШʹА, ФРГ, Брʹазилия, Инʹдия и др.).
  • Обязательным прʹизнаком феʹдеративной форʹмы считаетсʹя двухпалатʹная структурʹа федеральʹного парлаʹмента. Однʹа палата рʹассматриваетсʹя как оргаʹн общефедерʹального преʹдставительстʹва, депутатʹы в неё избʹираются со всеʹй страны. Вторʹая палата прʹизвана преʹдставлять иʹнтересы члеʹнов федераʹции.

Теоретически возʹможна ситуʹация, когдʹа колониалʹьная имперʹия может «зʹамаскироватʹь» себя поʹд федерациʹю путём переʹдачи некоторʹых администрʹативных фуʹнкций и сиʹмволов самостоʹятельности нʹасильно прʹисоединённʹым провинцʹиям и объяʹвления их состʹавными частʹями федераʹции.

Другой варʹиант имитаʹции под феʹдерацию состоʹит в самопровозглашении унитарным госуʹдарством себʹя федерациеʹй практичесʹки без преʹдоставлениʹя независиʹмости, а лʹишь делегироʹванием адмʹинистративʹных полномочʹий с управʹленческими цеʹлями.


По особенностʹям конституʹционно-праʹвового статусʹа субъектоʹв федератиʹвного госуʹдарства выʹделяют:

  • Симметричные
  • асимметричные

В симметричʹных федераʹциях субъеʹкты обладаʹют одинакоʹвым конституʹционно-праʹвовым статусоʹм (например, Феʹдеративная Деʹмократичесʹкая Респубʹлика Эфиопʹия, Соединёʹнные Штаты Аʹмерики), в ассʹиметричных — коʹнституционʹно-правовоʹй статус субъеʹктов различеʹн (например, Ресʹпублика ИндияФедеративная Республикʹа Бразилия, Россʹийская Федерʹация). Абсоʹлютно симметрʹичных федерʹаций на сеʹгодняшний деʹнь не сущестʹвует: все оʹни обладают теʹми или иныʹми признакʹами асимметрʹичности.

По особенностʹям формироʹвания федерʹации выделʹяют:

  • территориальные
  • национальные
  • смешанные

При формироʹвании террʹиториальныʹх федерациʹй используетсʹя территорʹиальный геоʹграфическиʹй признак (например Соединённʹые Штаты Аʹмерики, Герʹмания), в нʹациональныʹх — по нацʹиональному прʹизнаку (наʹпример бывʹшие Союз Соʹветских Соʹциалистичесʹких Респубʹлик, Чехосʹловакия, Юʹгославия). В сʹмешанных феʹдерациях форʹмирование иʹдет по обоʹим признакʹам (например Россʹия). Способʹы формировʹания федерʹации в значʹительной мере оʹпределяют хʹарактер, соʹдержание, струʹктуру госуʹдарственноʹго устройстʹва.

По способу обрʹазования феʹдерации деʹлятся на:

  • договорные
  • конституционные

Конституционные феʹдерации возʹникают на бʹазе ранее суʹществовавшеʹго единого госуʹдарства. Воʹпреки распрострʹаненному зʹаблуждению, в коʹнституциях тʹаких госудʹарств, как прʹавило, проʹписан принʹцип территорʹиальной цеʹлостности стрʹаны и субъеʹкты федераʹции не имеʹют права сʹвободного вʹыхода из состʹава государстʹва (например Герʹмания, Бразʹилия, Россʹия).[5]