Файл: Корпоративная культура в организации ( Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры в организации).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 712
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры в организации
1.1 Общие понятия и сущность корпоративной культуры
1.2 Структура и основные элементы корпоративной культуры
1.3 Модели и типы корпоративной культуры
2. Формирование и реализация корпоративной культуры в организации
2.1 Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры
2.2 Принципы формирования корпоративной культуры
2.3 Мировой опыт по формированию корпоративной культуры
3. Формирование корпоративной культуры в ООО «Газпром трансгаз Уфа»
3.1 Краткая характеристика ООО «Газпром трансгаз Уфа»
ООО «Газпром трансгаз Уфа» оказывает помощь социально незащищенным группам населения, творческим и спортивным коллективам, одаренным детям, образовательным и медицинским учреждениям, адресно поддерживает пострадавших в результате стихийных бедствий, малообеспеченные семей, ветеранов и инвалидов.
Традиционно в День Победы Общество ветераны Великой Отечественной войны получают материальную помощь от компании. Более 10 лет осуществляется шефская поддержка специализированному коррекционному детскому дому для детей с отклонениями в развитии №2 в Уфе и детскому дому для детей с отклонениями в развитии в поселке Маячный. Регулярно оказывается помощь Всероссийскому Обществу инвалидов в Кушнаренковском районе и многим другим.
Особое внимание Общество уделяет тяжелобольным детям и детям инвалидам. Им оказывается финансовая помощь для прохождения лечения в России и за рубежом.
В целях возрождения духовно-религиозных традиций, а также сохранения религиозных и историко-архитектурных памятников ООО «Газпром трансгаз Уфа» поддерживает проекты строительства и реконструкции православных храмов и мусульманских мечетей.
Одним из приоритетных направлений социальной политики ООО "Газпром трансгаз Уфа" является реализация программы «Газпром-детям». В рамках программы в Республике Башкортостан построено 5 многофункциональных спортивных площадок. В 2013 году возведена специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва по горнолыжному спорту. Сегодня в школе тренируются 445 молодых спортсменов по направлениям: горнолыжный спорт, сноуборд и фристайл.
В январе 2019 года в ООО «Газпром трансгаз Уфа» стартовал Х юбилейный турнир корпоративной хоккейной лиги. Состязания проходят по всей Республике Башкортостан в местах дислокации производственных подразделений предприятия. В них участвуют сотни хоккеистов-любителей из числа работников администрации и филиалов башкирского газотранспортного предприятия. В этом году на лед выходят тринадцать команд. Игры традиционно проходят в двух дивизионах. Уже состоялось два тура соревнований. Они продлятся до весны.
Развитие спорта и пропаганда здорового образа жизни — одни из приоритетных направлений социальной деятельности «Газпром трансгаз Уфа». Среди культивируемых на предприятии видов спорта — волейбол, баскетбол и футбол. Работники и их дети принимают активное участие в спортивных состязаниях «Веселые старты».
Предприятие является одним из первых в Башкортостане, где было возрождено выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». По всей Республике Башкортостан при поддержке ООО «Газпром трансгаз Уфа» возведено свыше 40 спортивных площадок для занятий физической культурой и спортом.
Развитие потенциала человека и его социальное благополучие было и остается одним из надежных и долгосрочных вкладов в успех предприятия. В ООО «Газпром трансгаз Уфа» получила успешную реализацию корпоративная программа жилищного обеспечения, отлажена собственная система медицинского обслуживания, функционирует множество спортивных секций. Эти и многие другие важные направления выходят далеко за рамки Коллективного договора Общества, который признан одним из лучших в Республике Башкортостан. Результаты социальной деятельности отмечены множеством наград. За последние годы предприятием дважды завоеван Гран-при конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности», в котором принимают участие порядка полутора тысяч компаний.[32]
ООО «Газпром трансгаз Уфа» на протяжении многих лет осуществляет программу благотворительности, оказывая помощь инвалидам, детям-сиротам, домам-интернатам, талантливой молодежи, ветеранам Великой Отечественной войны и труда, учебным заведениям, общественным и религиозным организациям.
На базе Общества можно предложить мероприятия: ежегодная диагностика существующей корпоративной культуры посредством тестирований, опросов и организованных руководством каждого отдела совещаний; первичное, углубленное или специализированное обучение основам корпоративной культуры (в зависимости от категории слушателей); проведение коучинг-программ для руководителей по вопросам развития корпоративной культуры; творческие конкурсы по вопросам управления развитием и совершенствования корпоративной культуры.
В ООО «Газпром трансгаз Уфа» действует Кодекс корпоративной этики. Кодекс закрепляет корпоративные ценности Общества, а также определяет основанные на них и принятые в Обществе наиболее важные правила делового поведения. Соблюдение положений Кодекса является неотъемлемой частью корпоративной культуры Общества.
При разработке Кодекса учтены общепринятые нормы корпоративной и деловой этики, а также опыт лучших российских и зарубежных практик корпоративного управления. Кодекс распространяется на работников Общества. Положения Кодекса являются базовыми для подконтрольных Обществу юридических лиц.
Организация работы по исполнению требований и положений Кодекса возложена на Комиссию по корпоративной этике. Комиссия на основании поступающих к ней обращений принимает решения, направленные на:
- разъяснение работнику положений настоящего Кодекса и порядка его применения;
- принятие мер по предотвращению или устранению конфликта интересов.
При невозможности устранения конфликта интересов Комиссия принимает меры, направленные на ограничение конфликта интересов и (или) его последствий, в т.ч. на обеспечение соблюдения интересов Общества в ситуации такого конфликта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, корпоративная культура представляет собой универсальный инструмент, позволяющий организации адаптироваться к изменениям внешней среды и выбирать наилучшую ответную реакцию как на уровне принятия решения руководством, так и на уровне принятия решений отдельным сотрудником исходя из общей цели организации. Корпоративная культура является средством, с помощью которого формируются и контролируются нормы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения отдельно взятой организации. Но ее нельзя рассматривать как нечто абсолютное: она постоянно меняется по мере изменения людей и событий в организации.
Необходимо помнить, что корпоративная культура является инерционной, она может, как помогать организации, так и работать против нее, корпоративную культуру необходимо формировать и, при необходимости, изменять, то есть культура нуждается в грамотном управлении. Правда, исследовать и изменять корпоративную культуру чрезвычайно сложно, но при правильном подходе практический и экономический результаты не заставят себя долго ждать. Поскольку корпоративная культура является комплексной, интегральной характеристикой организации, поддается формированию и изменениям, то на нее должна быть направлена активность руководителя.
Процессы, протекающие в организации, отражают динамику корпоративной системы. В то же время эти процессы сами должны быть управляемыми. Коммуникация как организационный процесс является ключевым процессом. Построение коммуникационных сетей позволяет организовать коммуникации наиболее эффективным образом в соответствии со сложившейся ситуацией.
Если же рассматривать сращивание методик формирования корпоративной культуры с бизнес-процессами, то отличный инструмент — создание проектных групп, в которые включаются специалисты разных предприятий, смежных подразделений. Решение стоящих перед ними задач помогают вырабатывать не только пути решения производственных вопросов, но и способствуют сплочению коллектива, объединяя общими вопросами и целями. Кроме того, имеет смысл направлять сотрудников на стажировки в регионы, либо же, наоборот, привлекать на определенное время менеджеров из дочерних структур в центральный аппарат.
Главное, чтобы в итоге в компании сформировалось единство взглядов, доброе сотрудничество и ответственное взаимодействие между всеми уровнями управления, всеми департаментами, и на всех предприятиях.
Рассмотрев корпоративную культуру на примере ООО «Газпром трансгаз Уфа», можно заметить, насколько хорошо развита корпоративная культура данной организации и с каждым годом проводятся улучшения в социальной сфере для положительного изменения психологического климата в организации, для мотивации сотрудников к труду. Так же были выявлены некоторые проблемы, которые свидетельствуют о необходимости совершенствования корпоративной культуры по социальным направлениям при поддержке внутренней системы с привлечением ресурсов компании. Среди рекомендаций, сформулированных в процессе написания данной курсовой работы, можно выделить необходимость разработки четкой системы локальных нормативных правовых актов (положений, инструкций, регламентов, утвержденных решениями Совета директоров и Правления и другие документы). В перспективе ставится задача унифицировать локальные нормативные акты ООО «Газпром трансгаз Уфа» и создать кодекс административного управления, содержащий основные внутренние правила для подразделений компании по организации управления соответствующими направлениями деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамова С.Г., Костенчук И.А. О понятии «корпоративная культура» [Электронный ресурс] – URL: http://www.emcon.ru/420-087.html (дата обращения 10.05.19).
- Албастова, Л.Н. Технология эффективного менеджмента/Л.Н. Албастова. - М.: Издательство ПРИОР, 1998, - 288 с.
- Асаул, А. Н. Культура организации: проблемы формирования и управления / А. Н. Асаул, М. А. Асаул, П. Ю. Ерофеев, М. П. Ерофеев — СПб.: Гуманистика, 2006. – 203с.
Баландина Т. Корпоративная культура // Лаборатория маркетинга и PR. — 2005. — № 3. — С. 77.
Бексары Ж. М. Корпоративная культура в организации как фактор повышения эффективности управления // Молодой ученый.—2016.—№22. — С. 141-145. — URL: https://moluch.ru/archive/126/34926/
В «Газпром трансгаз Уфа» открыт мультимедийный информационно-выставочный центр [Электронный ресурс] // URL: URL https://www.kommersant.ru/doc/4027127
Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент : учебник. 4-е изд. перераб. и доп. — М. : Экономистъ, 2008. — 532 с.
Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., – М.: Гардарики, 2005 – 296 с.
Власова Н. Корпоративная культура //Дела, люди XXI. - 2011.- №10.- С. 15-17.
Занковский, А.Н. Организационная культура. Организационная психология: учебник / А.Н. Занковский – М.: Флинта. – 2009. – 647 с.
- Иванова С. Корпоративная культура - эффективное средство мотивации сотрудников. //Служба персонала.-1998.- №9.- С. 9-11.
- Испытание на профпригодность. //Коммерсантъ-Деньги, №037, 8.10.1997.
А. Кадырина. “Газпром” зажег “Факел” талантов // Время и деньги. Выпуск за сентябрь, 2006 год.
Камерон К., Куинн Р., Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. — СПб: Питер, 2001 — 320 с.
Катков В.М. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии //Журнал депонированных рукописей, №10 октябрь, 2000.
Козлов В. Проблема единства организационной культуры компании // Управление персоналом.-2008.-№9.-С.26-29.
Корпоративная культура в практике бизнеса: символы и образы [Электронный ресурс] URL: http://e-xecutive.ru/publications/aspects/.
Кузнецов И.Н. Корпоративная культура. Учебное пособие. - М.: Книжный дом, 2008. - 304 с.
Культура организации. [Электронный ресурс] URL: http://src.nsu.ru/psych/konspekt/k20/k20-6.htm
Ладанов И. Социокультура организации. //Управление персоналом. -1999. - №5. - С. 55-59.
Лапицкий М. Предпринимательская культура [Электронный ресурс] // URL: http://www.transport.ru/2_period/min_ekon/N296/pred.htm
- Магура М.И. Патриотизм персонала по отношению к своей организации — решающее конкурентное преимущество // Управление персоналом. - 1998. - № 11, С. 20–27.
- Мардас, А.Н. Организационный менеджмент: учебник / А.Н. Мардас, О.А. Мардас. – СПб.: Питер. – 2007. – 336 с.
- Матвеева А. Культура мешает объединению. //Эксперт, №007, 23.2.1998.
- Мультимедийный центр ООО «Газпром трансгаз Уфа» — в центре внимания партнеров [Электронный ресурс] URL: http://ufa-tr.gazprom.ru/press/news/2019/07/634/
- Официальный сайт ООО Газпром трансгаз Уфа [Электронный ресурс] URL: http://ufa-tr.gazprom.ru/about/
- Погорадзе, А.А. Культура производства: сущность и факторы развития. / А.А. Погорадзе - Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1990. - 318 с.
Попов, Б. Формирование корпоративной культуры /Б. Попов //Управление персоналом. – 2007. - №4. – С. 61 - 63.
Репников, Д.А. Корпоративная культура в системе управления человеческими ресурсами / Д.А. Репников// Кадровик. - 2007. - №6. - С. 51-54.
Репников Д.А. Совершенствование корпоративной культуры в системе управления человеческими ресурсами предприятия: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. – Защищена 15.11.2007. - М., 2007. - 156 с.
Рыбакова М. В. Организационная культура как фактор устойчивого развития / Управление персоналом. — 2004. — № 2. — С. 221-234.