Файл: Корпоративная культура в организации ( Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры в организации).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 717
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры в организации
1.1 Общие понятия и сущность корпоративной культуры
1.2 Структура и основные элементы корпоративной культуры
1.3 Модели и типы корпоративной культуры
2. Формирование и реализация корпоративной культуры в организации
2.1 Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры
2.2 Принципы формирования корпоративной культуры
2.3 Мировой опыт по формированию корпоративной культуры
3. Формирование корпоративной культуры в ООО «Газпром трансгаз Уфа»
3.1 Краткая характеристика ООО «Газпром трансгаз Уфа»
Нужно отметить цели и задачи ООО «Газпром трансгаз Уфа»:
1) Повышение надежности газоснабжения региона, повышение эффективности расходования топливно-энергетических ресурсов, комплексное регулирование вопросов задолженности региона по расчетам за газ;
2) Содействие росту инвестиционной привлекательности и импортозамещения в республике, расширению использования высокотехнологичной продукции региона в интересах ПАО «Газпром», развитию рынка газомоторного топлива и переводу транспортных средств на компримированный природный газ;
3) Взаимодействие с органами власти Республики Башкортостан и продвижение законодательных инициатив на региональном уровне;
4) Реализация социальных программ, производственно-технических, культурно-массовых, спортивных и благотворительных мероприятий;
5) Сотрудничество в области кадровой политики.[32]
Миссией ООО «Газпром трансгаз Уфа» является надежное снабжение газом потребителей России и обеспечение поставок газа в страны зарубежья по межгосударственным и межправительственным соглашениям.
Для выполнения этих задач предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
а) обеспечивает надежную и безопасную эксплуатацию газовых объектов региона;
б) строит газопроводы и объекты социальной направленности;
в) охраняет окружающую среду, рационально использует природные ресурсы, применяет экологически чистые и энергосберегающие технологии при транспортировке газа;
г) разрабатывает новые технологии и механизмы для ремонта и строительства газопроводов, проводит научно-исследовательские, тематические и опытно-конструкторские работы.
ООО «Газпром трансгаз Уфа» осуществляет надежное газоснабжение потребителей России и Башкортостана, а также бесперебойную транспортировку природного газа в страны дальнего и ближнего зарубежья. Основа всей индустриальной мощи современного предприятия — разветвленная сеть магистральных газопроводов, компрессорных, газораспределительных, автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и вспомогательных производственных объектов. В его структуру входят 9 филиалов, расположенных в разных уголках региона, а также ряд сервисных подразделений. Сегодня по Башкортостану транспортируется пятая часть добываемого «Газпромом» газа.
ООО «Газпром Трансгаз Уфа» работает еще по 35 направлениям. Размер уставного капитала 3 095 720 000 руб. Организация насчитывает 13 филиалов и 1 дочернюю компанию. Имеет 30 лицензий. Компания ООО «Газпром Трансгаз Уфа» принимала участие в 106 торгах, из которых выиграла 98.
Ассоциация «Газпром» в Башкортостане» cоздана в 2013 году по инициативе ООО «Газпром трансгаз Уфа». В составе сообщества — 13 предприятий, входящих в состав ПАО «Газпром», и 25 тысяч работников. Участники объединения выполняют задачи по координации усилий в достижении совместных целей, содействию в развитии сотрудничества ПАО «Газпром» и Республики Башкортостан, выполнению единой социальной миссии в регионе. В числе основных результатов деятельности альянса — разработка и утверждение генеральной схемы газоснабжения и газификации региона.
3.2 Корпоративная культура в ООО «Газпром трансгаз Уфа»
Правление ООО «Газпром трансгаз Уфа» занимается разработкой программы повышения социальной престижности работы в Обществе с 2013 года. Основная цель такой программы - создание в компании комплекса мер, направленных на закрепление профессиональных кадров, привлечение молодежи, повышение роли мотивированной оплаты труда, продление профессионального долголетия работников и членов их семей, обеспечение социальной защищенности неработающих пенсионеров, выработка современной корпоративной культуры компании. Необходимость разработки данной программы продиктована растущей конкуренцией на рынке труда, особенно в тех районах, где наряду с «Газпромом» работают другие компаний ТЭК, а так же некоторыми проблемными моментами, которые были выявлены в результате анкетирования сотрудников Общества в 2018 году.
В анкетировании принимали участие 344 работника Общества в г. Уфа, 119 респондентов – специалисты, 225 человек – рабочие и операторы. Более половины опрошенных (176 человек, т. е. 51%) имеют стаж работы в Обществе более 10 лет. Средний возраст участников анкетирования составил 38 лет. Проведенное исследование выявило некоторые проблемы, связанные с корпоративной культурой компании. Стоит отметить некоторые из них:
Во-первых, материальное благополучие выступает главным стимулом для трудоустройства в Обществе. Мотивы определяются, главным образом, социальной обстановкой и семейным положением. Основные потребности, фигурирующие в ответах респондентов имеют материальный характер. В процессе разработки программы повышения социальной престижности работы в Обществе ожидается, что на первый план выйдет стремление к саморазвитию и достижению амбициозных жизненных целей.
Во-вторых, 30% дали низкую оценку связи руководства с персоналом в структурном подразделении. Необходима реорганизация административных методов управления и регулирования деятельности персонала на основе приказов, распоряжений, конкретных заданий исполнителям. При этом именно исполнителям предоставляется минимальная самостоятельность в процессе выполнения порученной работы. Система поощрений и премирования имеет субъективный характер, поощряя исполнительность, а не инициативу.
В-третьих, более трети респондентов (36,4%) указали на несправедливость оплаты труда.
В-четвертых, более 62% участников опроса отметили, что система мотивации в Обществе работает эффективно, но распространяется в основном на недавно поступивших на работу молодых специалистов Общества, относящихся к возрастной категории до 30 лет. К примеру, молодые специалисты находятся в приоритете на получение возможности решения жилищных проблем по программе поддержки молодых специалистов в течение первых двух лет работы в Обществе. Для специалистов среднего и старшего возраста период ожидания очереди по программе гораздо длиннее.
В-пятых, 34% респондентов полагают, что сложившаяся корпоративная культура не оказывает влияния на их трудовую деятельность.
Анкетирование позволило выявить имеющиеся проблемные моменты корпоративной культуры ООО «Газпром трансгаз Уфа», которые требуют проведения специальных мероприятий по исправлению существующего положения дел.
Программа повышения социальной престижности работы в Обществе включает в себя следующие разделы:
а) повышение мотивации и совершенствование оплаты труда;
б) решение жилищных проблем;
в) решение проблем охраны здоровья;
г) решение проблем пенсионного обеспечения;
д) решение проблем молодежи и женщин;
е) решение вахтово-экспедиционного метода эксплуатации вводимых производственных мощностей.
Согласно Управлению информации Газпрома, ещё в 2002 году, руководством компании подчеркивалось, что важнейшим показателем корпоративной культуры является наличие в компании четкой системы локальных нормативных правовых актов (положения, порядки, инструкции, регламенты, утвержденные решениями Совета директоров и Правления и другие документы). Такая система призвана обеспечить эффективную организацию и четкий порядок управления компанией. В перспективе ставится задача унифицировать локальные нормативные акты ООО «Газпром трансгаз Уфа» и создать кодекс административного управления, содержащий основные внутренние правила для подразделений компании по организации управления соответствующими направлениями деятельности. Необходимо отметить, что до сих пор, подобного документа нет ни в одной российской компании.
Крупнейшая российская компания ПАО «Газпром» вводит моду на масштабные корпоративные мероприятия, демонстрирующие высокую культуру отношения ко всем сотрудникам. Именно к таким относится «Факел» - корпоративный фестиваль самодеятельных творческих коллективов и исполнителей дочерних обществ и организаций ПАО «Газпром».
Идея организации фестиваля «Факел» исходила от трудовых коллективов и нашла поддержку у руководства компании. Задачи фестиваля заключаются в том, чтобы воспитать корпоративную культуру, популяризовать народное творчество и развивать традиции многонациональной культуры России. Фестиваль проводится один раз в два года и состоит из трех туров. В первом туре дочерние предприятия соревнуются за право участвовать в фестивалях, которые разделены на 2 зоны : Северную и Южную, а победители третьего, заключительного, тура принимают участие в Гала-концерте в Москве в канун Дня работников нефтяной и газовой промышленности[13].
13 июля 2019 года «Газпром трансгаз Уфа» организовал на стадионе ФК «Уфа» фестиваль «Футбол для дружбы». В состав сборных вошли участники Международных детских игр (МДИ) из разных стран. По традиции участники программы «Футбол для дружбы» обменивались браслетами дружбы. Браслет является официальным символом движения и состоит из двух нитей сине-зеленого цвета. Синяя нить олицетворяет мирное небо над головой, а зеленая — футбольное поле, доступное каждому. Большой вклад в уверенную победу Уфы на Международных детских играх внесли дети, развитием которых занимается Общество «Газпром трансгаз Уфа». Почти пятую часть команды столицы Башкортостана «Уфа-Газпром» составили дети, представляющие ООО «Газпром трансгаз Уфа» на спартакиадах ПАО «Газпром». Ребята вошли в состав сборных по волейболу, плаванию, легкой атлетике и футболу.
Международная детская социальная программа «Футбол для дружбы» реализуется ПАО «Газпром» с 2013 года. Представляя разные страны и культуры, юные футболисты объединяются в Сборные дружбы, чтобы сыграть в Чемпионате мира по Футболу. Все участники программы получают статус Юных послов. «Футбол для дружбы» поддерживается УЕФА, ФИФА, Международным олимпийским комитетом, футбольной федерацией и ведущими футбольными клубами мира, международными благотворительными фондами. Проект удостоен множества международных и национальных наград в области социальной ответственности, спорта и коммуникаций. За прошедшие семь сезонов программа охватила 211 стран и регионов, объединила более 6 тысяч участников и приобрела свыше 5 миллионов сторонников. В 2019 году «Футбол для дружбы» установил мировой рекорд и получил титул GUINNESS WORLD RECORDS за самую многонациональную футбольную тренировку в истории.[33]
С 2014 года действует программа для детей сотрудников в содружестве с международным детским центром «Артек». Каждое лето 10 детей работников газотранспортного предприятия получают путевки в самый известный детский лагерь России. Возможность предоставляется талантливым школьникам, добившимся успехов в учебе, науке, спорте и общественной деятельности, а также победителям олимпиад, соревнований и конкурсов.
11 июля 2019 года в Уфе торжественно открыт мультимедийный информационно-выставочный центр ООО «Газпром трансгаз Уфа». В церемонии открытия приняли участие руководство ПАО «Газпром», а также генеральные директоры дочерних предприятий компании.
Информационно-выставочный центр состоит из пяти залов. В центре представлены оригиналы документов, имеющих отношение к созданию газотранспортной системы региона, фотографии и кадры исторической хроники, подлинные инструменты строителей и газовиков, оригинальное газотранспортное оборудование образца 60-х годов прошлого столетия – например, щит управления газоперекачивающим агрегатом «Волна».
В Галерее победителей собрана мультимедийная панорама с фотографиями фронтовиков, трудившихся на предприятии в разное время, а также родственников работников, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Данная экспозиция объединяет традиционные музейные экспонаты и передовые выставочные технологии – мультимедийные стенды соседствуют с артефактами.
В Зале истории и развития представлена инсталляция, позволяющая ощутить реальные габариты трубопроводов, эксплуатируемых предприятием – от минимального до диаметра 1420 мм. Также в зале размещена карта республики, на которой с помощью современных технологий можно проследить развитие газовой промышленности в регионе. Здесь же находится дерево ценностей, из которых складывается корпоративная культура предприятия.
В Зале технологий и cотрудничества установлен 7-метровый макет, показывающий путь газа от скважины до потребителя, и счетчик, отражающий реальные показатели транспорта газа в режиме онлайн. На мультимедийных терминалах любой желающий найдет информацию о предприятиях Группы Газпром в Башкортостане, филиалах газотранспортного предприятия, а также сведения об ученых, изобретателях и их научной деятельности. В смарт-холле гости смогут совершить виртуальное путешествие по объектам «Газпром трансгаз Уфа».
В результате проведенной творческой работы на площади около 500 квадратных метров созданы тематические залы, в которых элементы классического музея с экспонатами и артефактами удачно сочетаются с современными мультимедийными экранами и терминалами. В зале истории и развития центральным объектом стала карта республики, на которой с помощью проекций экскурсовод рассказывает о становлении предприятия и вкладе Общества в развитие социальной инфраструктуры[25].