Файл: Построение организационных структур ( Теоретические основы построения эффективных организационных структур на предприятии ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы построения эффективных организационных структур на предприятии
1.1. Сущность организационной структуры и факторы ее определяющие
1.2. Требования, предъявляемые к организационной структуре
1.3. Методы построения организационных структур
1.4. Виды организационных структур
2. Анализ функционирования предприятия ООО "Уфа-КПДстрой"
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Управленческий анализ деятельности предприятия
2.3. Маркетинговый анализ деятельности предприятия
3. Разработка организационной структуры ООО "Уфа-КПД строй"
3.1. Разработка и внедрение стратегии диверсификации на ООО "Уфа-КПДстрой"
Матричная организация характеризуется тем, что члены проектной группы находятся в подчинении как руководителя проекта, так и руководителей функциональных подразделений, в которых они работают постоянно. Матричная структура позволяет достичь большей гибкости и большей координации работ, чем в функциональных и дивизиональных структурах, то есть она лучше и быстрее реагирует на изменения внешней среды. Вместе с тем наиболее существенный недостаток матричной структуры — это ее сложность.
Изменение стратегии фирм также является важной причиной их перехода к новым формам организационных структур. Органическими элементами стратегии становится увеличение размеров фирмы и расширение ее производственно-хозяйственных операций, диверсификация производства, интенсивное проникновение на зарубежные рынки.
Западные специалисты указывают на тесную зависимость между размерами фирмы и организационной структурой управления. Расширение размеров предприятия, усложнение внутренних взаимосвязей создают условия, а также обуславливают необходимость для принятия комплексных решений, направленных на перестройку организации внутрифирменного управления, увеличение размеров фирмы ведет к углублению структурной дифференциации (филиалов, уровней управления, организационных подразделений). В свою очередь это приводит к росту административно-управленческих расходов, а также затрат, связанных с координацией, но не снижает преимущество гомогенности крупных фирм, которые обусловлены тем, что эти фирмы управляются из единого центра. Однако структурная дифференциация, свойственная крупным фирмам, требует применения косвенных (экономических) методов управления и координации деятельности различных организационных подразделений.
В числе главных целей, преследуемых крупными и средними фирмами при перестройке организационных структур, выделяются следующие:
1. Выделение основных, четко очерченных сфер ответственности в управлении конкретными объектами и связанное с этим совершенствование процессов управления, а также разгрузка работы звеньев и органов высшего уровня управления;
2. Переход к использованию систем контроля, основанных на учете конкретных результатов деятельности крупных автономных производств — хозяйственных подразделений фирм;
3. Усиление ориентации звеньев и органов управления на рынок;
4. Повышение ответственности сотрудников фирмы за сокращение уровня издержек производства продукции и услуг;
5. Улучшение мотивации сотрудников фирмы.
Важнейшим средством управления, присущим практически всем организационным структурам управления и в особенности организационным структурам крупных организаций, являются комитеты или комиссии. Комитет — одна из форм разделения управленческой работы, которая характеризуется общей работой. Члены комитета осуществляют определенную управленческую функцию, несут за нее ответственность и обладают определенными полномочиями. К несомненным преимуществам комитетов относится коллективное управление, координация и взаимодействие, обмен информацией и идеями и т.д.
Комитеты формируются с целью решения каких-либо постоянных и временных задач. Рассмотрение опыта построения организационных структур показывает, что формирование управляющих подразделений находится под существенным влиянием внешней и внутренней среды организации. Это является главной причиной невозможности применения единой модели управленческой структуры для всех организаций. Кроме того, эта невозможность обусловлена специфическими особенностями конкретной организации. Создание современной эффективной управленческой структуры должно опираться на научные методы и принципы построения организационных структур.
2. Анализ функционирования предприятия ООО "Уфа-КПДстрой"
2.1. Общая характеристика организации
На сегодняшний день в Башкортостане практически нет населенных пунктов, где строителями не использовались или не продолжают использоваться материалы ООО “Уфа-КПДстрой» – независимо от того возведение это жилья или обустройство какого-либо производства. Кроме того, на заводе осваиваются новые технологии выпуска продукции.
Предприятие ООО “Уфа-КПДстрой» занимается производством и реализацией стройматериалов, строительством жилых домов.
Основными заказчиками на продукцию являются Государственное унитарное предприятие инвестиционно-строительный комитет ГУП ИСК, УКС КМ РБ. Объем производимой и отпускаемой для них продукции составляет около 80%. Домодетали серии 121-У (Трехслойные стеновые панели с повышенной тепловой защитой) в РБ производит только ООО “Уфа-КПДстрой». Основная часть продукции потребляется на территории республики.
Поставщики сырья и материалов, на которых приходится более 50% всех поставок: цемент: ООО “Ирис” г. Уфа, ООО “Мари” г. Уфа, ООО “КПД” г. Уфа, металл: ООО “Омита” г. Екатеринбург, песок, гравий: ООО “Уфимский речной порт”, керамзит: ГУП “Шакшинский керамзитовый завод”.
Рынки сбыта и использования продукции: детали КПД: ООО “Уфа-КПДстрой» - 99,4%, промжелезобетон: ООО “Уфа-КПДстрой» - 47%, ОАО “Промстройбыт” - 8,6%, Прочие организации – 27,2%.
Таким образом, 99,4 % деталей КПД и 47 % промышленного железобетона предприятие использует для строительства домов, остальную часть продукции продает на сторону.
Объем инвестиций, направленных на реконструкцию производства, техническое перевооружение, строительство новых объектов: в 2002 г. – 1806,1 т.р. (на газификацию и приобретение механизмов), в 2003 г. – 3018,0 т.р. (то же).
Расчленение предприятия на производственные подразделения (цехи, участки, службы), принципы их построения, взаимной связи и размещения принято называть производственной структурой предприятия. Производственная структура ОАО “Уфа-КПДстрой» представлена на рис.5.
Участки по строительству объектов
Основные цеха
Цех № 1 - производство изделий КПД
Цех № 3 – промжелезобетон, бытовые изделия, товарный бетон
Цех № 5 - товарная арматура
Вспомогательные цеха и участки
Цех № 4 – цементно-сырьевой склад
Цех № 6 – энергетическая служба
Цех № 7 – цех отгрузки
Цех № 8 – ремонтно-механическая служба
Цех №2 Ремонтно-строительная механическая группа
Техническая инструкция по качеству
Заводоуправление
Охрана
Столовая
Медпункт
транспортный участок
Рис.5. Производственная структура ОАО “Уфа-КПДстрой»
Производственная структура предприятия определяет разделение труда между отдельными его частями, т. е. внутризаводскую специализацию и кооперирование производства. На предприятии ОАО “Уфа-КПДстрой» производство продукции организовано в трех основных цехах: производство изделий КПД, промжелезобетон, бытовые изделия, товарный бетон, товарная арматура. Кроме основных цехов на предприятии функционируют вспомогательный цеха: цементно-сырьевой склад, энергетическая служба, цех отгрузки, ремонтно-механическая служба, ремонтно-строительная механическая группа. На предприятии функционируют также столовая, служба охраны и медпункт.
2.2. Управленческий анализ деятельности предприятия
В процессе подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений на ОАО “Уфа-КПДстрой» принимают участие все категории работников аппарата управления: руководители, специалисты и технические исполнители. Общее состояние руководства предприятием достаточно демократично (см. табл. 1). Готовность к переменам имеется, работоспособность высокая.
Таблица 1
Обследование общего руководства организации
Факторы управленческого потенциала |
Характеристика |
1 |
2 |
Организационный климат (желание реагировать): 1) характер мышления |
Руководитель предприимчив, хороший организатор |
2) полномочия |
Обладает высоким уровнем полномочий |
2. Компетенция (способность реагировать): 3) таланты (способности) |
Среди личных качеств руководителя необходимо отметить следующие: целеустремленность, желание вывести предприятие на лидирующие позиции |
4) умения/знания |
Большой опыт в технологии производства, постоянное обучение по специализированным журналам способов стратегического управления кампанией |
5) метод решения проблем фирмы |
Разный, как директивный (на основании издания внутренних приказов, распоряжений), так возможность решения дел в различных инстанциях |
6) информация, используемая для управления |
Отчеты (внутренние), приказы (внешние), СМИ |
7) организационная структура |
Линейная. |
8) процедура решения проблем фирмы |
При обнаружении проблем создается группа, которая пытается найти оптимальное решение. Возможные варианты представляются директору, который выбирает оптимальный, обговаривает возможность такого решения проблем со специалистами предприятия и назначает ответственного за исполнение. |
9) определение должностных обязанностей |
В соответствии с технологическими требованиями (к производственным специалистам), на основании стандартных должностных инструкций (к специалистам управления) |
10) технические средства, облегчающие принятие решений |
Отсутствуют |
11) стиль управления |
Смешанный. |
2. Возможность действовать (диапазон реакции): 12) личная работоспособность |
Высокая |
13) манера работать |
Старается быть в курсе современных проблем. В отношении с подчиненными больше доброжелательный |
14) вознаграждение и экономические стимулы |
Выплаты премиальных, социальные пакеты (страховки, путевки), иногда – объявление благодарности |
15) определение объема работы |
В соответствии с переданными полномочиями |
16) наличие кадров |
Штат укомплектован |
17) рычаги руководства |
Экономический |
Анализ динамики объема реализации продукции представлен в таблице 2.
Таблица 2
Основные факторы, определяющие объем реализации продукции
№ п/п |
Показатели |
2002 год |
2003 год |
Изменение (+,-) |
Изменение, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Объем реализации (в сопоставимых ценах), тыс.руб. |
2755,7 |
5792,4 |
3036,7 |
110,2 |
2 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
463 |
609 |
+146 |
31,53 |
3 |
Материальные затраты (в сопоставимых ценах), тыс. руб. |
982 |
1762 |
+780 |
79,43 |
4 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. |
2154,3 |
2559,1 |
404,8 |
18,8 |
5 |
Производительность труда, тыс. руб. |
162,1 |
222,8 |
60,7 |
37,4 |
6 |
Материалоемкость продукции, руб. |
0,36 |
0,3 |
-0,06 |
-16,67 |
7 |
Материалоотдача, руб. |
2,81 |
3,29 |
0,48 |
17,08 |
8 |
Фондоотдача, руб. |
1,28 |
2,26 |
0,98 |
76,95 |
9 |
Фондоемкость продукции,руб. |
0,78 |
0,44 |
-0,34 |
-43,49 |
Объем реализации продукции увеличился в отчетном году по сравнению с базисным годом на 3036,7 тыс.руб. Среднесписочная численность персонала также растет, но меньшими темпами, чем производительность труда. Материалоемкость продукции уменьшилась на 0,06 руб., следовательно, удельный вес материальных затрат в объеме реализации уменьшился.
2.3. Маркетинговый анализ деятельности предприятия
Проведем анализ основных конкурентов предприятия.
1. ОАО Саратовский завод крупнопанельного домостроения: выпуск комплектов крупнопанельных домов серии 90 ЩС;
ж/б изделия общестроительного назначения (сваи, плиты и т.п.).
2. ОАО Пензенский завод крупнопанельного домостроения Основные виды продукции - продукция производственно-технического назначения: канальные плиты; лестничные марши; лестничные площадки; лестничные ступеньки, перемычки; плиты балконные, карнизные, дорожные; прогоны, проступи; фундаментные блоки; детали КПД; промжелезобетон; бетонные изделия; товарный бетон; товарный раствор; товарная арматура; товарные з/детали; товары народного потребления; элементы забора.