Файл: Выбор стиля руководства в организации ( Понятие стиля управления ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РУКОВОДСТВА
1.2.Факторы формирования стилей
1.3 Классификация стилей руководства
ГЛАВА II. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА ГБУЗ РК «СЫКТЫВКАРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА №3»
2.1.Специфика деятельности ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская поликлиника №3»
Общие сведения о структуре и задачах лечебного учреждения
2.2. Исследование организационной структуры управления
2.3 Исследование методов управления персоналом
2.4. Анализ контроля качества безопасности медицинской деятельности
2.5. Показатели здоровья населения
Выполнение Программы Государственных гарантий (ПГГ)
ГЛАВА III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ
3.1.Рекомендации формирования системы стиля управления персоналом
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы, по моему мнению, очень актуальна в настоящее время. Стиль руководства, зачастую, определяет результаты деятельности организации. Существуют множество примеров того, как сильный руководитель, выбрав правильный стиль руководства, приводит отстающий коллектив к пробуждению своих способностей и тем самым улучшает ситуацию в организации и, наоборот, при выборе неудачного стиля руководства организации можно погубить эффективность коллектива. Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения.
В данной работе я попытаюсь рассмотреть структуру стиля управления медицинской организации, разберем несколько типов, а именно авторитарный, демократический, либеральный и динамичный, приведем положительные и отрицательные стороны, данных стилей.
На примере взятой организации, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Сыктывкарская городская поликлиника № 3», проанализировав её характеристики, определим стиль руководства, постараемся дать рекомендации по стилю руководства, увеличению эффективности труда, по взаимоотношению между руководителем-главным врачом и подчиненными - медицинским персоналом.
Объект Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Сыктывкарская городская поликлиника №3»
Предмет исследования: Стиль руководства, применяемый руководителем данного учреждения
Цель работы: Определить стиль руководства медицинской организации, помогающий эффективной работе данного лечебного учреждения
Поставленная цель определяет для решения следующие задачи:
-Рассмотреть теоретические аспекты стилей и типов руководства.
-Охарактеризовать объект исследования.
-Проанализировать стиль руководства.
-Предложить рекомендации и мероприятия по совершенствованию стиля управления
ГЛАВА I .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РУКОВОДСТВА
Понятие стиля управления
Слово «стиль» греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк».
В толковом словаре по управлению сказано что, «стиль управления – совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителями организаций и предприятий в своей практической деятельности».
По Мескону, стиль руководства – это обычный способ поведения начальника по отношению к подчинённым, для того чтобы оказать на них воздействие и подтолкнуть к достижению организационных целей [12 ].
Стиль управления считается одним из приспособлений различных аппаратов управления. Согласно этому различают индивидуальный и общий стиль управления. Понятие стиля управления целесообразно использовать, в первую очередь, в дополнении к личности руководителя, при этом индивидуальный стиль предстаёт как особый вид сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулировки индивидуальных отношений среди работников организации.
Стиль руководства — это устойчивая совокупность конкретных принципов, методов, приемов и норм работы руководителя, характеризующая его подход к руководству коллективом и линию его поведения в возникающих при этом ситуациях.
Управление – это одна из самых сложных сфер общественной деятельности. Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого общества.
Успех организации, динамика развития зависит от стиля управления руководителя своими подчиненными, правильно определенный стиль позволит наиболее успешно использовать потенциал сотрудников организации. Каждому менеджеру присущ определенный, свойственный только ему стиль работы. Лидеру в управленческой деятельности почти невозможно выработать такой стиль деятельности, который будет нравиться всему коллективу. (А.Н. Гуров, М.И. Жукова, С.М. Смбатян Эффективное руководство и стили руководства медицинской организацией Учебное пособие Москва 2016; Кузнецов, И. Н. Эффективный руководитель: учебно-практическое пособие / И. Н. Кузнецов. — М. :Дашков и К, 2012. — 596 с.).
1.2.Факторы формирования стилей
К субъективным факторам, характеризующий стиль в управлении коллективом возможно отнести:
1. Принципы и конструкции, обуславливающие способность использовать собственную власть.
2. Специфика психологической базы управляющего (темперамент, характер).
3. Выбор форм и способов влияния на подчинённых в любой определенной ситуации.
4. Неповторимые индивидуальные свойства, характеризующие «управленческий почерк».
5. Индивидуальные характерные черты выполнения общественных ролей руководителя.
6. Уровень профессиональных познаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения.
Субъективные факторы зависят от личности руководителя, а объективные факторы формируются под влиянием окружающей среды.
Объективные слагаемые стиля могут быть сведены к следующим факторам:
1. Специфика системы, её цели и задачи, управленческой структуры.
2. Закономерности управления.
3. Специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности.
4. Окружающая производственная среда (технологический уровень производства в организации, формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами).
1.3 Классификация стилей руководства
Наиболее распространены следующие четыре стиля управления:
· авторитарный;
· либеральный;
· демократический;
· динамичный
Авторитарный стиль руководства – совокупность характерных черт руководителя, приемов и средств деятельности, его поведение и взаимоотношения с подчиненными, абсолютизирующие власть в одних руках, характеризуется жесткостью, требовательностью, единоначалием, превалированием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, ориентацией на результат, игнорированием социально-психологических факторов. В результате этого формируется неблагоприятный морально -психологический климат в организации.
- Либеральный стиль управления еще называют формальным, анархическим, попустительствующим. Руководитель таково стиля стоит как бы в стороне от своего коллектива. Для него характерно низкая требовательность, попустительство, отсутствие дисциплины и требовательности, пассивность руководителя и потеря контроля над подчиненными, предоставление им полной свободы действий.
- Демократический стиль лидера опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных, инициативу, творчество, самодисциплину, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения;
В современных условиях оптимальным стилем для руководителя признан по сути дела совершенно новый стиль управления – динамичный. Для такого стиля руководства характерны: четкая позиция по любым вопросам, творческий подход к решению проблем, обоснованность и готовность идти в разумных пределах на риск, деловитость и предприимчивость, непримиримость к недостаткам, чуткое и внимательное отношение к людям, отсутствие субъективизма и формализма, опора на коллективное мнение в решении поставленных задач. (Маркетинг в здравоохранении, виды маркетинга,стр.4)
Демократический стиль руководства управления основывается на сочетании принципа единоначалия с активным участием подчиненных в управлении, организации и контроле над всей деятельностью предприятия.
Демократичный руководитель старается сформировать у персонала командный дух. Такой руководитель хорошо осведомлен о личных качествах, навыках работы, талантах и наклонностях каждого из сотрудников; решения он принимает, исходя из этой информации. При этом обязательно учитывается и мнение коллектива по поводу той или иной инициативы.
Демократический стиль наиболее эффективен в деле построения командных взаимоотношений, он создает дружескую атмосферу не только между руководителем и подчиненными, но и между всеми сотрудниками, что и позволяет добиваться лучших результатов. Благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива положительно воздействуют на психическое и физическое здоровье сотрудников
Демократический стиль предполагает применение методов убеждения и "мягкого" принуждения: каждый работник может четко сформулировать свои личные цели – и в то же время это не препятствует эффективному взаимодействию руководителя и подчиненных.
Однако и у этого стиля управления есть несколько минусов:
-на обсуждение проблемы тратится значительно больше времени;
- работа коллектива будет успешной, только если руководитель обладает талантом говорить с людьми и убеждать их.
Имеются две разновидности демократического стиля руководства.
1. Совещательный стиль руководства
Большинство проблем, вставших перед коллективом, обсуждается сообща. Руководитель старается чаще советоваться с подчиненными, не проявляет своего превосходства. За последствия принятых решений ответственность не перекладывается на подчиненных. Руководители совещательного стиля руководства используют возможности двустороннего общения с подчиненными, проявляют доверие к сотрудникам. Несмотря на то, что наиболее важные решения принимаются руководителями, у подчиненных есть возможность принятия отдельных конкретных решений самостоятельно.
2. Участвующий стиль руководства
Основная цель данного стиля - вовлечение коллектива сотрудников в принятие решений и контроль за их исполнением. В данном случае руководитель оказывает полное доверие своим работникам. Характер общения между начальником и подчиненными носит открытый характер. Руководитель ведет себя как один из членов коллектива. Каждый сотрудник может при нем свободно выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести. Ответственность за неудачи в работе руководитель разделяет со своими подчиненными. Это способствует созданию системы мотивации труда, достижению целей, стоящих перед коллективом, и повышению эффективности производства.
(Цыренова А.А. Менеджмент: Учебно-методическое пособие. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2009. 307 с.)
Успешность выбора стиля руководства определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчинённых к исполнению его решений, традиции коллектива, а также ценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчинённых.
При выборе стиля руководства учитывается:
-ситуация (стрессовая, спокойная, неопределенная)., при дефиците времени, в экстремальных ситуациях, в условиях острейшей рыночной конкуренции вполне оправдан авторитарный стиль;
-задача (насколько четко структурирована), при решении сложных проблем, требующих множественности решений, теоретического анализа и высшего профессионализма исполнения, наиболее приемлем демократический стиль;
-группа (ее особенности по полу, возрасту, этнической принадлежности, времени существования, личностных характеристик), для сплочения группы, заинтересованной в успехе деятельности, решении задач, адекватным будет демократический, а в творческих коллективах - даже либеральный стиль руководства.
Таким образом, следует, что во всех ситуациях управления использовать один и тот же стиль руководства организацией оказывается недостаточно эффективным – не достигается наивысшая производительность труда, возникают конфликты, снижается удовлетворенность работников трудом.