Файл: совершенствование корпоративной культуры в ООО «Челябэнерго».pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы корпоративной культуры
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры
1.2. Структура и содержание корпоративной культуры
1.3. Методы оценки развития корпоративной культуры
Глава 2. Современное состояние корпоративной культуры в ООО «Челябэнерго»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Оценка уровня корпоративной культуры предприятия
Глава 3. Развитие корпоративной культуры в ООО «ЧЕЛЯБЭНЕРГО»
3.1. Предложения по развитию корпоративной культуры
Введение
Ключевое понятие данной работы — «корпоративная культура» стало применять в теории и практике менеджмента относительно недавно, но она сразу стало востребованным и получило широкие аспекты своего применения. Это связано с многочисленными исследования в области управления персоналом, которые проводили специалисты различных наук: экономики, менеджмента, социологии, психологии.
Менялись социально-экономические условия, менялись формы и типы предприятий, вместе с которыми менялись и типы корпоративной культуры. Но руководители долгое время не обращали на нее никакого внимания, так как не считали корпоративную культуру чем-то значимым для эффективности производства.
Менялись времена, менялся менталитет работников предприятия, менялись требования, предъявляемые к ним. В настоящее время, в эпоху экономик и знаний, особую роль играют знания, опыт, компетенции и особенно мотивация персонала, которая обеспечивает успешное применение этих знаний и компетенций в практической работе.
В настоящее время корпоративная культура для каждого предприятия является одним из главных мотиваторов профессиональной деятельности сотрудников. Большинство ученых едины в мнении о том, что многие проблемы инновационных преобразований, связанные с сопротивлением персонала, обусловлены сложившейся корпоративной культурой.
Сегодня общепризнано, что грамотное управление организационной культурой позволяет топ-менеджерам оценивать функциональную и экономическую устойчивость предприятия, его конкурентоспособность; вырабатывать более точные управленческие решения, позволяющие учитывать реакцию на них сотрудников; планировать развивать все процессы, связанные с «человеческим фактором».
Цель исследования — совершенствование корпоративной культуры в ООО «Челябэнерго». Для достижения основной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- дать понятие и структуру корпоративной культуры компании;
- рассмотреть методы оценки развития корпоративной культуры;
- оценить корпоративную культуру ООО «Челябэнерго»;
- дать характеристику предприятия и его деятельности;
- разработать предложения по развитию корпоративной культуры ООО «Челябэнерго».
Объект исследования — ООО «Челябэнерго».
Предметом исследования является корпоративная культура ООО «Челябэнерго».
Для решения поставленных в данной работе задач использовались общенаучные и специальные методы исследования: индукции и дедукции, анализа и синтеза, а также аналогии и другие методы.
Теоретической основой исследования стали работы таких авторов, как: А.П. Егоршин, А.Я. Кибанов, М. Армстронг, Дж.Л. Гибсон, Д.М. Иванцевич, Д.Х. Доннелли, Т.О. Соломанидина и других отечественных и зарубежных авторов.
Цель и задачи исследования определили структуру работы.
В первой главе работы приведены теоретические аспекты понятия, сущности и структуры корпоративной культуры.
Во второй главе дается организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия, дается оценка корпоративной культуры и обосновывается необходимость разработки комплекса мероприятий для совершенствования корпоративной культуры на предприятии.
В третьей главе описываются предложения по развитию корпоративной культуры.
Глава 1. Теоретические основы корпоративной культуры
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры
В настоящее время понятие «корпоративная культура» очень многозначно, и это приводит к проблемам его использования (точнее, неиспользования) этого явления в жизнедеятельности организаций. Многие считают, что оно уже приелось, является каким-то устаревшим элементом.
На самом же деле организационная культура — это из самых важных составляющих эффективной организаций. Сильная компания всегда имеет сильную корпоративную культуру. Так что же это такое? Ответить на этот вопрос нам поможет анализ точек зрения различных авторов.
В соответствии с мнением Т.Ю. Базарова организационная культура рассматривается как научное понятие, имеющее свою типологию, а корпоративная культура — как практическое понятие, когда имеется в виду конкретная реальная организация[1].
Еще один пример интерпретации данного понятия: «Набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения»[2].
По Э. Шейну организационная культура означает паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем[3].
По мнению В.А. Спивака организационная культура — это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды[4].
Рассмотрим также несколько точек зрения иностранных ученых (Рисунок 1).
Рисунок 1. Точки зрения иностранных ученых на понятие корпоративной культуры
На основании вышеизложенных определений мы понимаем, что корпоративная культура включает в себя различные элементы, какие именно, нам еще предстоит выяснить в данном параграфе. Кроме того, эти элементы принимаются всеми сотрудниками организации или, по крайней мере, большинством.
Корпоративная культура уникальная в каждой компании, она отличает одну организацию от другой. Корпоративная культура сохраняется за счет передачи всех этих элементов новым сотрудникам с помощью различных инструментов.
Корпоративная культура оказывает влияние на отношения сотрудников, как межличностные, так и рабочие. Следовательно, корпоративная культура влияет на все структурные элементы организации, значит ее можно охарактеризовать как один из основных объектов управления.
Э.Шейн, И.Ансофф, Т.Питерс, Р.Уотерман, сторонники рационально-прагматического подхода считают, что необходимо целенаправленно управлять корпоративной культурой на предприятии для эффективного управления. Корпоративная культура в данном подходе регулирует поведение сотрудников в организации[5].
Авторы данного подхода считают, что основное качество лидера — это создание и эффективное управление организационной культурой, поскольку, управляя организационной культурой можно повысить эффективность деятельности предприятия, а также, поскольку организационная культура является управляемым процессом, то можно направить его в зависимости от преследуемых целей.
Именно рационально-прагматический подход будет принят за основу в данной работе, так как эта концепция обуславливает целесообразность изучения корпоративной культуры предприятия. Изучая связь между корпоративной культурой и результатами работы сотрудников, исследователи выявили функции эффективной корпоративной культуры (Рисунок 2.)
Рисунок 2. Функции сильной корпоративной культуры
На предприятии с созданной сильной корпоративной культурой сотрудники являются единой командой, которая призвана, достичь личных целей каждого сотрудника и решить задачи компании. Это мощный ресурс предприятия. Благодаря внутренней сплоченности и нацеленности на общий результат формируется качественно новое отношение к результатам работы, что имеет огромное значение в условиях экономически нестабильной ситуации[6].
Когда бережное отношение к производимому продукту и клиентам становится базовой ценностью сотрудников, потребители обретают уверенность в выборе, лояльны и доверяют компании. Таким образом, корпоративная культура повышает чувство ответственности каждого сотрудника за качество результатов работы и способствует повышению конкурентоспособности и развитию предприятия.
Раскрытию сущности корпоративной культуры позволит рассмотрение типологии корпоративной культуры. Одной из самых популярных типологий корпоративной культуры можно назвать типологию С. Ханди[7] (Рисунок 3):
Культура власти (особую роль в данной культуре играет лидер с его личными качествами и способностями. Источником власти качества в большинстве случаев являются ресурсы, находящиеся в распоряжении того или иного руководителя. Как правило, организации с такого рода культурой имеют жесткую иерархическую структуру |
Культура роли (главенствующим фактором в данном типе культур является роль индивида в организации. |
Культура задачи (такой вид культуры ориентирован, прежде всего, на решение задач и реализацию проектов. Во многом эффективность деятельности организаций с такой культурой определяется высоким профессионализмом сотрудников и кооперативностью действий. Властными полномочиями в таких организациях обладают эксперты в ведущей области деятельности и те, кто располагает максимальным количеством требующейся информации |
Культура личности (целью объединения людей в организациях с данным типом культуры является не решение определенных задач, а необходимость достижения собственных целей. Близость к ресурсам, профессионализм и коммуникативная компетентность— на этих факторах основывается власть и контроль, при этом они носят координирующий характер |
Рисунок 3. Типология корпоративной культуры по С. Ханди
Интересной типологией является типология, принадлежащая М. Бурке[8]. Он выделяет восемь типов, каждая из которых имеет свои особенности. Сравним их по трем критериям (Таблица 1):
- Взаимодействие с внешней средой;
- размер и структура организации;
- мотивация персонала.
Таблица 1
Типология корпоративной культуры по М. Бурке
Тип культуры |
Параметры культуры |
||||
Взаимодействие с внешней средой |
Размер и структура организации |
Мотивация персонала |
Примечания |
||
|
Не интересуется изменениями внешней среды |
Бюрократичес-кая система |
Персонал слабо мотивирован |
Характерна для гос. предприятий, конформизм. Анонимность отношений |
|
|
Стратегия зави-сит от случая |
Мелкие и средние предприятия, структура архаична. Функции распылены |
Персонал слабо мотивирован |
Уважение к руководству — основа системы ценностей |
|
З. Культура «огорода» |
Стремление сохранить доминирующие позиции на традиционном рынке |
Пирамидальная структура |
Низкая |
Используют испытанные в прошлом модели с внесением в них минимума изменений |
|
4. Культура «французского сада» |
То же |
Крупные предприятия. Бюрократическая система |
К людям относятся как к винтикам, необходимым для функционирования системы |
Несколько изменённый вариант «огорода» (например, ЭВМ) |
|
б. Культура «лианы» |
Ориентация каждого работника на требования рынка |
Сокращённый до минимума управленческий аппарат |
Высокая |
Широкое использование информатики |
|
7. Модель «косяка рыб» |
Высокая ориентация на изменения рынка. Гибкость, маневренность |
Структура и поведение организации изменяются в соответствии с изменениями рынка |
Высокая |
Особые требования к интеллектуальной |
|
8. Культура «кочующей орхидеи» |
Исчерпав возможности одного рынка, переходят к другому |
Неформальная, постоянно меняющаяся структура. Ограниченное количество работников |
Относительно низкая |
Цель — предложить единственный в своём роде товар (рекламные агентства, консультацион-ные фирмы) |