Файл: совершенствование корпоративной куль­туры в ООО «Челябэнерго».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Ключевое понятие данной работы — «корпоративная культура» стало применять в теории и практике менеджмента относи­тельно недавно, но она сразу стало востребованным и получило широкие аспекты своего применения. Это связано с многочисленными исследования в области управления персоналом, которые проводили специалисты различных наук: экономики, менеджмента, социологии, психологии.

Менялись социально-экономические условия, менялись формы и типы пред­приятий, вместе с которыми менялись и типы корпоративной культуры. Но ру­ководители долгое время не обращали на нее никакого внимания, так как не счи­тали корпоративную культуру чем-то значимым для эффективности производ­ства.

Менялись времена, менялся менталитет работников предприятия, менялись требования, предъявляемые к ним. В настоящее время, в эпоху экономик и зна­ний, особую роль играют знания, опыт, компетенции и особенно мотивация пер­сонала, которая обеспечивает успешное применение этих знаний и компетенций в практической работе.

В настоящее время корпоративная культура для каждого предприятия яв­ляется одним из главных мотиваторов профессиональной деятельности сотрудни­ков. Большинство ученых едины в мнении о том, что многие проблемы инновационных преобразований, связанные с сопротивлением персонала, обусловлены сложившейся корпоративной культурой.

Сегодня общепризнано, что грамотное управление организационной культу­рой позволяет топ-менеджерам оценивать функциональную и экономическую устойчивость предприятия, его конкурентоспособность; вырабатывать более точ­ные управленческие решения, позволяющие учитывать реакцию на них сотрудни­ков; планировать развивать все процессы, связанные с «человеческим фактором».

Цель исследования — совершенствование корпоративной куль­туры в ООО «Челябэнерго». Для достижения основной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

  1. дать понятие и структуру корпоративной культуры компании;
  2. рассмотреть методы оценки развития корпоративной культуры;
  3. оценить корпоративную культуру ООО «Челябэнерго»;
  4. дать характеристику предприятия и его деятельности;
  5. разработать предложения по развитию корпоративной культуры ООО «Челябэнерго».

Объект исследования — ООО «Челябэнерго».

Предметом исследования является корпоративная культура ООО «Челябэнерго».

Для решения поставленных в данной работе задач использовались общенаучные и специальные методы исследования: индукции и дедукции, анализа и синтеза, а также аналогии и другие методы.


Теоретической основой исследования стали работы таких авторов, как: А.П. Егоршин, А.Я. Кибанов, М. Армстронг, Дж.Л. Гибсон, Д.М. Иванцевич, Д.Х. Доннелли, Т.О. Соломанидина и других отечественных и зарубежных авторов.

Цель и задачи исследования определили структуру работы.

В первой главе работы приведены теоретические аспекты понятия, сущности и структуры корпоративной культуры.

Во второй главе дается организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия, дается оценка корпоративной культуры и обосновывается необходимость разработки комплекса мероприятий для совершенствования корпоративной культуры на предприятии.

В третьей главе описываются предложения по развитию корпоративной культуры.

Глава 1. Теоретические основы корпоративной культуры

1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры

В настоящее время понятие «корпоративная культура» очень многозначно, и это приводит к проблемам его использования (точнее, неис­пользования) этого явления в жизнедеятельности организаций. Многие считают, что оно уже приелось, является каким-то устаревшим элементом.

На самом же деле организационная культура — это из самых важных составляющих эффективной организаций. Сильная компания всегда имеет сильную корпоративную культу­ру. Так что же это такое? Ответить на этот вопрос нам поможет анализ точек зре­ния различных авторов.

В соответствии с мнением Т.Ю. Базарова организационная культура рассматривается как научное понятие, имеющее свою типологию, а корпоративная культура — как практическое понятие, когда имеется в виду конкретная реальная организация[1].

Еще один пример интерпретации данного понятия: «Набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символиче­ские» средства духовного и материального внутриорганизационного окруже­ния»[2].


По Э. Шейну организационная культура означает паттерн коллективных базо­вых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем[3].

По мнению В.А. Спивака организационная культура — это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды[4].

Рассмотрим также несколько точек зрения иностранных ученых (Рисунок 1).

Рисунок 1. Точки зрения иностранных ученых на понятие корпоративной культуры

На основании вышеизложенных определений мы понимаем, что корпоративная культура включает в себя различные элементы, какие именно, нам еще предстоит выяснить в данном параграфе. Кроме того, эти элементы принимаются всеми сотрудниками организации или, по крайней мере, большинством.

Корпоративная культура уникальная в каждой компании, она отличает одну организацию от другой. Корпоративная культура сохраняется за счет передачи всех этих элементов новым сотрудникам с помощью различных инструментов.

Корпоративная культура оказывает влияние на отношения сотрудников, как межличностные, так и рабочие. Следовательно, корпоративная культура влияет на все структурные элементы организации, значит ее можно охарактеризовать как один из основных объектов управления.

Э.Шейн, И.Ансофф, Т.Питерс, Р.Уотерман, сторонники рационально-прагматического подхода считают, что необходимо целенаправленно управлять корпоративной культурой на предприятии для эффективного управления. Корпоративная культура в данном подходе регулирует поведение сотрудников в организации[5].

Авторы данного подхода считают, что основное качество лидера — это создание и эффективное управление организационной культурой, поскольку, управляя организационной культурой можно повысить эффективность деятельности предприятия, а также, поскольку организационная культура является управляемым процессом, то можно направить его в зависимости от преследуемых целей.


Именно рационально-прагматический подход будет принят за основу в данной работе, так как эта концепция обуславливает целесообразность изучения корпоративной культуры предприятия. Изучая связь между корпоративной культурой и результатами работы сотрудников, исследователи выявили функции эффективной корпоративной культуры (Рисунок 2.)

Рисунок 2. Функции сильной корпоративной культуры

На предприятии с созданной сильной корпоративной культурой сотрудники являются единой командой, которая призвана, достичь личных целей каждого сотрудника и решить задачи компании. Это мощный ресурс предприятия. Благодаря внутренней сплоченности и нацеленности на общий результат формируется качественно новое отношение к результатам работы, что имеет огромное значение в условиях экономически нестабильной ситуации[6].

Когда бережное отношение к производимому продукту и клиентам становится базовой ценностью сотрудников, потребители обретают уверенность в выборе, лояльны и доверяют компании. Таким образом, корпоративная культура повышает чувство ответственности каждого сотрудника за качество результатов работы и способствует повышению конкурентоспособности и развитию предприятия.

Раскрытию сущности корпоративной культуры позволит рассмотрение типологии корпоративной культуры. Одной из самых популярных типологий корпоративной культуры можно назвать типологию С. Ханди[7] (Рисунок 3):

Культура власти

(особую роль в данной культуре играет лидер с его личными качествами и способностями. Источником власти качества в большинстве случаев являются ресурсы, находящиеся в распоряжении того или иного руководителя. Как правило, организации с такого рода культурой имеют жесткую иерархическую структуру

Культура роли

(главенствующим фактором в данном типе культур является роль индивида в организации.
Функционирование основывается на системе процедур, правил и стандартов деятельности, при соблюдении которых должна гарантироваться ее эффективность. Источник власти здесь — не личные качества, а положение в структуре иерархии

Культура задачи

(такой вид культуры ориентирован, прежде всего, на решение задач и реализацию проектов. Во многом эффективность деятельности организаций с такой культурой определяется высоким профессионализмом сотрудников и кооперативностью действий. Властными полномочиями в таких организациях обладают эксперты в ведущей области деятельности и те, кто располагает максимальным количеством требующейся информации

Культура личности

(целью объединения людей в организациях с данным типом культуры является не решение определенных задач, а необходимость достижения собственных целей. Близость к ресурсам, профессионализм и коммуникативная компетентность— на этих факторах основывается власть и контроль, при этом они носят координирующий характер


Рисунок 3. Типология корпоративной культуры по С. Ханди

Интересной типологией является типология, принадлежащая М. Бурке[8]. Он вы­деляет восемь типов, каждая из которых имеет свои особенности. Сравним их по трем критериям (Таблица 1):

  • Взаимодействие с внешней средой;
  • размер и структура организации;
  • мотивация персонала.

Таблица 1

Типология корпоративной культуры по М. Бурке

Тип культуры

Параметры культуры

Взаимодействие с внешней средой

Размер и структура организации

Мотивация персонала

Примечания

  1. Культура «оранжереи»

Не интересуется изменениями внешней среды

Бюрократичес-кая система

Персонал слабо мотивирован

Характерна для гос. предприятий, конформизм. Анонимность отношений

  1. Культура «собирателей колосков»

Стратегия зави-сит от случая

Мелкие и средние предприятия, структура архаична. Функции распылены

Персонал слабо мотивирован

Уважение к руководству — основа

системы

ценностей

З. Культура «огорода»

Стремление сохранить доминирующие позиции на традиционном рынке

Пирамидальная структура

Низкая

Используют испытанные

в прошлом модели с внесением в них минимума изменений

4. Культура

«французского сада»

То же

Крупные предприятия.

Бюрократическая система

К людям относятся как к винтикам, необходимым для функционирования системы

Несколько изменённый

вариант «огорода» (например, ЭВМ)

б. Культура «лианы»

Ориентация каждого работника на требования рынка

Сокращённый до минимума управленческий аппарат

Высокая

Широкое использование информатики

7. Модель «косяка рыб»

Высокая ориентация на изменения рынка.

Гибкость, маневренность

Структура и поведение организации изменяются в соответствии с изменениями рынка

Высокая

Особые требования к интеллектуальной
гибкости персонала

8. Культура «кочующей орхидеи»

Исчерпав возможности одного рынка, переходят к другому

Неформальная, постоянно меняющаяся структура. Ограниченное количество работников

Относительно низкая

Цель — предложить единственный в своём роде товар (рекламные агентства, консультацион-ные фирмы)