Файл: совершенствование корпоративной куль­туры в ООО «Челябэнерго».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данная типология играет для нас важную роль в практическом смысле, так как позволяет ориентироваться на несколько критериев, а также в таблице представ­лены корпоративные культуры в зависимости от отрасли деятельности компании.

Крупнейший американский специалист в области управления У. Оучи пред­ложил свой вариант типологии организаций, который базируется на различиях в регуляции взаимодействий и отношений. По Оучи[9] существует три наиболее рас­пространенных типа культуры: рыночная, бюрократическая, клановая (Рисунок 4).

Рисунок 4. Типология корпоративной культуры по У. Оучи

У данной типологии есть схожие черты с типологией С. Ханди. Одной из современных типологий корпоративных культур является подход Л.А. Аксеновской[10]. Этот подход называется ордерный. Согласно данной методике целостная структура развитой оргкультуры содержит в себе три пропорционально развитых субордера: «семейный» (33%), «армейский» (33%), «религиозный» (33%).

В главе 2, когда будет проводиться диагностика корпоративной культуры, будет использоваться одна или несколько типологий корпоративной культуры.

Анализируя понятие «корпоративная культура, было отмечено, что корпоративная культура включает в себя различные элементы. Кроме того, эти элементы прини­маются всеми сотрудниками организации или, по крайней мере, большинством. Корпоративная культура уникальная в каждой компании, она отличает одну орга­низацию от другой.

Корпоративная культура сохраняется за счет передачи всех этих элементов новых сотрудников с помощью различных инструментов. Существуют различные типологии корпоративной культуры, которые позволяют лучше понять ее. В аналитической части мы будем обращаться к этим типологиям для идентификации корпоративной культуры предприятия.

1.2. Структура и содержание корпоративной культуры

Так как в ходе изучения определений корпоративной культуры было выявлено, что она состоит из определенных элементов, то теперь приступим к анализу того, что ее характеризует. Одной из самых известных позиций является позиция Ф. Харриса и Р. Морана[11], которые предлагают рассматривать конкретную корпоративную культуру на основе десяти характеристик (Рисунок 6).


Рисунок 6. Характеристика по Ф. Харрису и Р. Морану

Коллектив авторов Н.И. Шаталова, Т.Л. Александрова, И.Т. Вепрева, А.В. Мерен­ков А.Ф. Суховей, Н.А. Александрова, Т.В. Бочкарева, Р.Г. Фасхнев, М.Е. Базунова, О.Н. Шестопалова, Е.Ю. Машьянова, О.Ю. Брюхова, Г.В. Шишкова, Т.В. Окунева представляют другой вариант характеристик корпоративной культуры:

1. Ценности, которые принимаются и разделяются всеми членами производ­ственного коллектива. При этом авторы отмечают существование двух видов та­ких ценностей[12]:

  • положительные — создающие установки на желаемое поведение сотрудни­ков;
  • отрицательные — снижающие имеющиеся достижения в организации и пре­пятствующие достижению требуемой эффективности работы.

2. Система отношений между членами организации, предопределяющая пра­вила и нормы поведения персонала.

В систему этих отношений включаются следующие компоненты:

  • отношение менеджеров к исполнителям;
  • отношение персонала к менеджерам;
  • межличностные отношения внутри каждого подразделения;
  • отношение сотрудников к выполнению своих функциональных обязанностей;
  • отношение сотрудников к партнерам и клиентам.

3. Нормы корпоративного поведения, включающие:

  • оперативно и качественно обслуживать клиентов;
  • исполнительская дисциплина;
  • помощь и взаимовыручка между сотрудниками;
  • активное участие в проектной и командной работе и др.

4. Деятельность персонала, обеспечивающая выполнение плановых показате­лей:

  • общая характеристика корпоративной культуры;
  • степень влияния корпоративной культуры на результаты работы органи­зации;
  • помогает ли проводить инновационные преобразования;
  • обеспечивает ли поддержку стратегическим планам развития организации.

Если сравнить эти подходы к определению характеристик корпоративной культуры, которые влияют на поведение сотрудников компании, то можно уви­деть явное сходство. Однако, первая классификация гораздо шире и более детали­зирована, что помогает лучше диагностировать имеющуюся корпоративную культуру и намечать поэтапное изменение её элементов.

Отметим особую важ­ность вычленения элементов корпоративной культуры, её детальное рассмотре­ние, нахождение взаимосвязи и взаимовлияния между выделенными элементами, констатация их устойчивости и степени соответствия желаемому состоянию как каждого элемента в отдельности, так и корпоративной культуры в целом[13].


Для повышения эффективности корпоративной культуры должны в полной мере использоваться все ее элементы. Но чтобы их использовать, нужно хорошо понимать, что они означают, поэтому представим их определения в таблице 2.

Говоря о совершенствовании корпоративной культуры, важно знать, как именно это происходит. Поэтому следующим этапом изучения основ корпоративной культуры будет выделение наиболее подходящего варианта ее совершенство­вания.

Таблица 2

Определения элементов корпоративной культуры

Элемент

Определение

Миссия

— стратегическая цель, отражающая смысл функционирования предприя­тия, его декларируемое предназначение

Ценности

— обобщенные представления людей о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Концентрированное выражение смысла культуры социума

Цель

— образ конечного результата деятельности организации

Нормы

— правила и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия сотруд­ников; подразделений и микроколлективов

Этический кодекс

— свод универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе функционирования организации.

Традиции

— элементы культуры, передающиеся из поколения в поколение и воспроиз­водящиеся в организации в течение длительного времени

Обычаи

— устойчивая система норм поведения в различных областях обществен­ной жизни, прочно превратившаяся в привычку

Организацион-ные обряды

— стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения

Ритуал

— формализованное поведение или действие, имеющее, прежде всего, сим­волическое значение, лишенное непосредственной целесообразности, но способствующее упрочению внутригрупповьх связей

Корпоративный имидж

— образ организации, существующий в сознании людей

Символ

— условный знак какого-то понятия, явления, идеи

Язык

— система звуков, письменных знаков или жестов, используемая членами организации как средство межличностного общения

Повествование

— изложение реальных или вымышленных событий, позволяющее понять основные ценности и интерпретировать символы, направленное на пере­дачу и закрепление определенных образцов поведения

Система инфор- мирования

— система передачи и циркуляции информации в организации, использу­ющая формальные, неформальные, культурные средства

информирования членов организации

Социально— психологический климат

— устойчивая система внутренних связей группы, проявляющаяся в эмо­циональном настрое, общественном мнении и результатах деятельности


На рисунке отображена схема исследования корпоративной культуры, принад­лежащая А.А. Макарову[14] (Рисунок 9). На данном рисунке процесс совершенствования корпоративной культуры представлен частично, то есть исследование является очень важным этапом, но далеко не единственным.

Процесс формирования корпоративной культуры представляет собой ком­плексный процесс, который должен выполняться в определенной последователь­ности с учетом влияния внешней среды. Состав, содержание и последователь­ность работ данного процесса в виде блок-схемы представлена на рисунке 12.

Рисунок 12. Схема процесса формирования и развития культуры

Данная точка зрения принадлежит О.Г. Тихомировой[15]. Она существенно отли­чается от подхода В.Н. Шеляпина и Г.А. Федотова. Во-первых, здесь изначально все исходит из цели, которая ставится перед корпоративной культурой. Во-вторых, обязательно должна происходить оценка внешней и внутренней среды, так как она от них зависит.

В-третьих, согласно схеме, обязательно должен проис­ходить контроль и оценка по критериям достижения цели, которая ставилась из­начально. Следовательно, данный вариант формирования и развития корпоративной культуры считаем более эффективным. В дальнейшем будем опираться на не­го.

В про­цессе подробного изучения структуры и содержания корпоративной культуры было определено более 12 элементов корпоративной культуры. Также изучался процесс создания, диагностики и совершенствования корпоративной культуры. Нами была выделена точка зрения О.Г. Тихомировой.

Во-первых, здесь изначально все исходит из цели, которая ставится перед корпоративной культурой. Во-вторых, обязательно должна происходить оценка внешней и внутренней среды, так как она от них зависит. В-третьих, согласно схеме обяза­тельно должен происходить контроль и оценка по критериям достижения цели, которая ставилась изначально.

1.3. Методы оценки развития корпоративной культуры

В исследовании корпоративной культуры ключевым моментом является определение методики ее диагностики и измерения. Традиционно выделяют три группы методов, используемых при исследовании корпоративной культуры конкретного предприятия[16]:


— эмпирические методы (наблюдение, восприятие, сбор информации);

— методы системного анализа (использование методов общей теории систем и теории организации, системный и синергетический подходы);

— методы математического, экономического и статистического моделирования (метод линейного программирования, метод приоритетов).

Применение различных методик исследования корпоративной культуры позволяет получить представление о ценностях, нормах, правилах и ожиданиях, оказывающих влияние на поведение большинства сотрудников организации и эффективность ее экономической деятельности.

Качественные методики основываются на исследованиях описательного характера и проводятся на основе собранных в организации первичных данных путем анализа документов, включенного наблюдения глубинного интервью. Эти методики выявляют мнение сотрудников о компании, перспективах ее развития и своего профессионального роста, уровне мотивации, формальных и неформальных отношениях внутри организации.

Сотрудники получают возможность высказать предложения по совершенствованию работы, решению внутренних конфликтов, однако полученные данные не имеют количественного выражения. Зачастую проведение качественного исследования связано с применением наиболее известных типологий корпоративной культуры.

Количественные методы исследования корпоративной культуры основываются на проведении различных опросов с целью получения измеримой оценки ее состояния. Данные методы применяются для получения информации об корпоративной культуре исследуемого предприятия. К наиболее известным методам количественной оценки корпоративной культуры относятся:

  • модель исследования корпоративной культуры Д. Дэнисона (DOCS)[17];
  • методика диагностики корпоративной культуры К. Камерона и Р. Куинна (OCAI);
  • методика Г. Хофстеде;
  • методика Р. Кука и Дж. Лафферти (OCI);
  • методика О’ Рейли, Чатман и Кондуэлл (OCP);
  • методика Ван де Поста и Конинга Смита;
  • методика С. Гласера и С. Заманоу (OCS);
  • методика «Культурное поколение» Т.О. Соломандиной[18];
  • методика И.Д. Ладанова;
  • методика исследования Н.В. Левкина;
  • методика О.Е. Стекловой;
  • методика Л.С. Савченко[19].

Среди представленных количественных методик исследования корпоративной культуры наиболее полными являются методики Д. Дэнисона (DOCS), К. Камерона и Р. Куинна (OCAI), Г. Хофстеде, Ван де Поста и Конинга Смита, методика Н.В. Левкина.