Файл: Методики исследования эмоциональных состояний.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 307

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что исследования эмоциональных состояний спортсменов как мотиваторов их поведения во время спортивных соревнований является одной из самых сложных, как с точки зрения изучения, так и с точки зрения их содержания.

На данный момент психологическое состояние спортсменов во время спортивных соревнований еще крайне не изучено. Не изучена и причина их, порой очень скорых, завершений спортивной карьеры. При чем как раз проблема, порой очень ранних и неожиданных, прекращений спортивной деятельности спортсменов, стала предметом изучения для многих спортивных психологов мира. Изменения личности могут носить разнообразный характер: они проявляются в виде изменения эмоций (депрессия, эйфория), в виде нарушений мотивационной сферы (апатия, бездумность), в виде нарушений отношения к себе и окружающему (нарушение критики, изменения подконтрольности), в виде нарушений активности (аспонтанность).

При том, что данная проблема существует, диагностика проводится тогда, когда человек приходит с нарушением эмоциональной сферы личности, которое можно было бы предотвратить, своевременно проведя психологическую диагностику и психологическую коррекцию. Все вышесказанное подтверждает важность проведения регулярных исследований эмоциональных состояний личности для преждевременного предупреждения психических заболеваний и, возможно, повышения спортивных результатов спортсменов.

Объект: диагностика эмоциональных состояний.

Предмет: психологические методики диагностики эмоциональных состояний.

Цель: проанализировать особенности психологических методик диагностики эмоциональных состояний личности.

Гипотеза исследования - методики по изучению эмоциональных состояний (профессионального выгорания) являются взаимозаменяемыми.

Задачи:

1. Рассмотреть виды эмоций и проявления эмоциональных состояний;

2. Рассмотреть эмоциональные состояния проявляющиеся в профессиональной деятельности человека;

3. Проанализировать методики диагностики эмоциональных состояний человека.

Методы исследования:

- теоретические: анализ и обобщение научной информации.

- эмпирические: тестирование, описание.

- математические: ранжирование, шкалирование, статистический анализ.

Практическое значение исследования заключается в том, что по результатам проведенного исследования станет понятно, целесообразно ли методики, выбранные для проведения исследования, использовать для диагностики спортсменов, и можно ли взаимозаменять эти методики.


Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложением.

Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональных состояний

1.1 Сущность и виды эмоциональных состояний

Из зарубежных теорий эмоций можно выделить теорию Джемса-Ланге, которая была разработана одновременно и независимо друг от друга двумя исследователями У. Джемсом и К.Г. Ланге. Данная теория основана на объяснительной модели возникновения эмоций, относящейся к сосудодвигательной теории эмоций, ведущую роль в которой играет соматовегетативный компонент. Согласно этой теории, эмоция является ощущением, вызванным изменениями, которые происходят в произвольной (внешние движения) и непроизвольной сфере (секреторная, сосудистая, сердечная деятельность). То есть, периферические органические изменения трактуются как причина эмоционального процесса, а не как его следствие[1].

С. Шеллером была разработана двухкомпонентная теория эмоций. Согласно этой теории, обуславливает переживание эмоций сочетание двух факторов, а именно: физиологическое возбуждение, и допущение ситуацией осмысленной когнитивной интерпретации этого возбуждения в терминах эмоций[2].

В гуманистической теории личности А. Маслоу основой является мотивация и иерархия потребностей человека. Как выделяет исследователь, «в результате фрустрации и отсутствия удовлетворенности ключевых потребностей, у людей появляются негативные чувства и эмоции»[3]. Согласно Маслоу, потребности выстраиваются в следующем иерархическом порядке: физиологические потребности, потребности защиты и безопасности, потребности любви и принадлежности, потребности самоуважения, потребности личного самосовершенствования. Также автором выделялись дефицитарная и бытийная мотивация, а также метамотивация. Дефицитарная мотивация появляется в связи с голодом, болью, страхом, при ее удовлетворении она переходит в бытийную мотивацию, которая имеет направленность на получение удовольствия и удовлетворения в настоящее время. Посредством метамотивации происходит поиск положительной цели, позитивных переживаний и чувств в будущем. Как указывал исследователь, положительные эмоции самосовершенствованию и являются его необходимым условием. По мнению автора, «внутренние конфликты и отрицательные эмоции забирают энергию индивида, препятствуя его эффективному самосовершенствованию и функционированию»[4].


По словам В.К. Вилюнас, «эмоция представляет собой особую форму психического отражения, отражающую в виде непосредственного переживания не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Специфика эмоций заключается в том, что они выражают значимость объектов и явлений, воздействующих на субъект, которая обусловлена отношением их объективных особенностей к потребностям субъекта. Эмоциями выполняется функция связи между реальностью и потребностями»[5].

Л.В. Обухова определяет эмоции в качестве особого класса субъективных психологических состояний, которые «отражают отношения индивида к миру и окружающим, процесс и результаты его деятельности в форме непосредственных переживаний ощущения неприятного или приятного»[6]. В класс эмоций входят чувства, настроения, аффекты, стрессы, страсти, которые принято называть «чистыми» эмоциями. Они участвуют во всех психических процессах и состояниях личности. Любое проявление активности человека сопровождают эмоциональные переживания.

Согласно определению Е.П. Ильина, «эмоциональная сфера личности является многогранным образованием, в которое наряду с эмоциями входит множество эмоциональных явлений: эмоциональный тон ощущений (отвращение - удовольствие), чувства (зависть, любовь и т.д.), эмоциональные состояния (эмоции), эмоциональные черты личности, на основе акцентированной выраженности которых определяются эмоциональные типы личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства)»[7]. В течение детского возраста эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретают все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под воздействием воспитания и социальных условий жизни.

К главным эмоциональным свойствам личности К. Изард относит следующие[8]:

1. Тревожность - совокупность фундаментальных эмоций, в число которых входят страх, горе, стыд, гнев, вина и в некоторых случаях интерес-возбуждение.

2. Депрессия – совокупность эмоций, к числу которых относятся горе, гнев, презрение, отвращение, страх, робость, вина. Гнев, презрение и отвращение могут быть направлены на самого себя (враждебность внутренней направленности) и на других (враждебность внешней направленности). Кроме того, в депрессию также входят следующие аффективные факторы: пониженная сексуальность, плохое физическое самочувствие, повышенная утомляемость, выступающие нередко в качестве побочных продуктов депрессии, но при этом имеющие мотивационные качества для развития депрессии.


3. Любовь. Любви принадлежит особая роль в жизни любого человека, она служит источником радости и обогащения жизни. Существует множество видов любви, каждый из которых обладает неповторимыми признаками и каждый – особым комплексом аффектов. Общим во всех видах любви является то, что она связывает людей друг с другом, и эта связь наделена эволюционно–биологическим, социокультурным и личностным значением.

4. Враждебность – взаимодействие фундаментальных эмоций гнева, презрения и отвращения, иногда приводящее к агрессии. В сочетании с определенным комплексом знаний относительно объектов, против которых враждебность направлена, она переходит в ненависть.

По словам В.К. Вилюнас, имеются несколько функций эмоций[9]:

  1. отражательная (оценочная);
  2. побуждающая;
  3. подкрепляющая;
  4. переключательная;
  5. коммуникативная.

Как отмечает Л.С. Рубинштейн, «эмоциональная сфера личности, как и любые другие психические процессы, постоянно развивается»[10]. Ученым выделяются три уровня эмоциональной жизни индивида: первый уровень — основанные на органических потребностях элементарные физические ощущения: удовольствие, неудовольствие и т.д. Эти эмоциональные реакции характеризуются беспредметным характером. Второй, более высокий, уровень, представлен предметными чувствами, «соответствующими предметному восприятию и предметному действию». Данному уровню свойственна более высокая степень осознанности. Интеллектуальные элементы входят в него в качестве составной части эмоций. Следующий, третий уровень составляют мировоззренческие чувства: нравственные, религиозные, эстетические, интеллектуальные. Очевидно, что второй и третий уровни эмоциональной сферы являются продуктами воспитания, а не врожденными. С точки зрения Л.С. Рубинштейна, «эмоциональное развитие человеческой личности проходит путь, подобный пути его интеллектуального развития: чувства, как и мысли ребенка, сначала поглощены непосредственно данным; только на конкретном уровне развития они высвобождаются от непосредственного окружения семьи, в которой ребенок растет, и сознательно направляется за рамки этого узкого окружения. Параллельно с переходом эмоций частных и единичных объектов в сферу абстрактного и общего осуществляется иной, не менее показательный сдвиг — чувство становится избирательным»[11].

В рамках теории М. Люиса осуществляется структурный подход, в соответствии с которым эмоция рассматривается в качестве процесса, включающего отдельные звенья в совокупности их связей взаимосвязей. Выделяются следующие составляющие эмоционального процесса: рецептор, стимул, эмоциональное переживание, эмоциональная экспрессия. В соответствии с этим подходом, эмоциональное развитие определяется как развитие отдельных компонентов эмоционального процесса и их взаимосвязей. Считается, что у ребенка с рождения имеется некоторая асинхрония между отдельными элементами эмоций, к примеру, между экспрессией и эмоциональным состоянием, переживанием и эмоциональным состоянием и т.п. В силу этого развитие рассматривается в качестве процесса социализации эмоций, сущность которого заключается в том, чтобы специфическим методом установить связь между экспрессивным поведением, внутренним состоянием и ситуацией. Основное внимание в данной концепции направлено на изучение отдельных аспектов социализации и выделение социальных факторов, опосредующих формирование переживаний[12].


Концептуальным является вопрос воздействия эмоций на поведение и психику человека. Теория об эмоциях и чувствах является одной из мало разработанных глав в психологии советского периода. В современной психологии эта проблема достаточно разработана, обоснована с помощью учений как отечественных, так и зарубежных ученых.

Эмоция как психологическое явление сложно отделяется от происходящих в организме процессов, и зачастую физиологические и психологические характеристики эмоциональных состояний выступают в качестве объяснения друг для друга, а не просто друг друга сопровождают.

Основные формы эмоциональных состояний[13]:

1. Собственно эмоции, представляющие собой, в первую очередь, реакции на события. Сами события, при этом, могут являться воспоминаемыми или только что произошедшими, реальными. Эмоция сопровождает всю осуществляемую индивидом деятельность и связана потребностью, которая является актуальной в настоящий момент. Ввиду того, что эмоции представляют собой регулятор мотивации, они исполняют регулирующую функцию, стимулируя продолжение процесса, приводящего к удовлетворению.

В рассматриваемом контексте интерес представляет эмоция удивления, поскольку в момент удивления осуществляется своего рода перезагрузка нашего биологического компьютера. Удивление является своеобразным механизмом переключения: удивился – восприятие действительности становится чистым и ясным.

2. Чувства представляют собой устойчивые отношения к предметам, выделяющие объекты, которые имеют перманентную мотивационную значимость. Чувства являются высшей степенью развития эмоциональной сферы индивида. В целях понимания отличия чувств от эмоций, можно попытаться сравнить их с проходящими облаками, поскольку эмоции (сомнения, гнев, стыд) также проходят. Чувства, в свою очередь, хорошо развиты, обобщены и устойчивы. Испытывающий конкретные чувства индивид, также испытывает и эмоции. В качестве одной из характеристик чувств выступает амбивалентность.

3. Настроение представляет собой окрашивающее психическую деятельность индивида общее эмоциональное состояние. Иными словами, настроение является фоном, на котором протекает деятельность.

Настроение представляет собой личностное состояние. Порой индивиду бывает непросто понять причину, по которой у него определенное настроение. Настроение выступает в качестве устойчивого явления, в котором могут преобладать определенные чувства и эмоции, однако от внешних факторов оно зависит в меньшей степени. Тем не менее, существует позиция, что у эмоций всегда существует собственная причина, ввиду чего не существует беспредметных эмоций.