Файл: Методики исследования эмоциональных состояний.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 308

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно цели исследования и доказательства гипотезы был подобран следующий диагностический инструментарий.

  1. Опросник выгорания Маслач.

Опросник выгорания (перегорания) Маслач (англ. Maslach Burnout Inventory, сокр. MBI) - тестовая методика, предназначенная для диагностики профессионального выгорания. Создана в 1986 году Maslach и Jackson, в России адаптирована Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева.

Опросник состоит из 22 пунктов, по которым возможно вычисление значений 3-х шкал: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений».

  • «Эмоциональное истощение» проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом. В контексте синдрома перегорания «деперсонализация» предполагает формирование особых, деструктивных взаимоотношений с окружающими людьми.
  • «Деперсонализация» проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в негативизме и циничном отношении. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков.
  • «Редукция профессиональных достижений» отражает степень удовлетворенности медицинского работника собой как личностью и как профессионалом. Неудовлетворительное значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, - снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.

Инструкция:

Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – "никогда". Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – "ежедневно". Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.


Подсчёт значений шкал

Ответы испытуемого оцениваются следующим образом:

  • 0 баллов - «Никогда»;
  • 1 балл - «Очень редко»;
  • 2 балла - «Редко»
  • 3 балла - «Иногда»;
  • 4 балла - «Часто»;
  • 5 баллов - «Очень часто»;
  • 6 баллов - «Каждый день».

Шкала

Пункты в прямых значениях

Пункты в обратных
значениях

Максимальная
сумма баллов

Эмоциональное истощение

1, 2, 3, 8, 13, 14, 16, 20

6

54

Деперсонализация

5, 10, 11, 15, 22

30

Редукция профессионализма

4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21

48

Оценка уровней выгорания[24]

Субшкала

Низкий уровень
L

Средний уровень
M

Высокий уровень
H

Эмоциональное истощение (среднее - 19,73)

0-15

16-24

25 и больше

Деперсонализация (среднее - 7,78)

0-5

6-10

11 и больше

Редукция профессионализма (среднее - 32,93)

37 и больше

31-36

30 и меньше

  1. Методика диагностики профессионального выгорания Бойко.

Методика представляет собой опросник, предназначенный для диагностики синдрома профессионального выгорания. Создана Бойко В.В. в 1996 году. В отличие от западных исследователей, В.В. Бойко предлагает классифицировать синдром эмоционального выгорания по стадиям; в свою очередь для каждой стадии характерны те или иные симптомы. Это отличает опросник Бойко, например от опросника Маслач. В.В. Бойко рассматривает профессиональное выгорание с позиций общего адаптационнаго синдрома Г.Селье. Выделяют 3 стадии развития выгорания, каждая из которых проявляется в виде 4 симптомов:

1. Фаза напряжения.

Наличие напряжения служит предвестником развития и запускающим механизмом формирования синдрома профессионального выгорания. Тревожное напряжение включает следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, чувство безысходности, тревога и депрессия.

2. Фаза резистентности.

Выделение этой фазы в самостоятельную, весьма условно. При осознании наличия тревожного напряжения, человек стремится избегать действия эмоциональных факторов с помощью ограничения эмоционального реагирования: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственная дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей.


3. Фаза истощения.

Характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость (деперсонализация), психосоматические и вегетативные проявления.

Опросник состоит из 84 пунктов, группирующихся в 12 шкал. В свою очередь, шкалы группируются в три фактора, соответствующих трём выделенным Бойко стадиям эмоционального выгорания:

  • «НАПРЯЖЕНИЕ»
    1. Переживание психотравмирующих обстоятельств
    2. Неудовлетворённость собой
    3. «Загнанность в клетку»
    4. Тревога и депрессия
  • «РЕЗИСТЕНЦИЯ»
    1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование
    2. Эмоционально-нравственная дезориентация
    3. Расширение сферы экономии эмоций
    4. Редукция профессиональных обязанностей
  • «ИСТОЩЕНИЕ»
    1. Эмоциональный дефицит
    2. Эмоциональная отстранённость
    3. Личностная отстранённость (деперсонализация)
    4. Психосоматические и психовегетативные нарушения

Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

  • 9 и менее баллов - не сложившийся симптом
  • 10-15 баллов - складывающийся симптом
  • 16 и более - сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всём синдроме «эмоционального сгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «сгорания». Важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Для получения результата по факторам необходимо сложить значения четырёх субшкал каждого фактора. Соответственно, количество баллов по каждому фактору может колебаться от 0 до 120. Фактор с наибольшим количеством баллов является ведущим в общей картине синдрома профессионального выгорания у респондента.

Для вычисления общего индекса необходимо сложить значения всех трёх факторов. Итоговый балл может меняться от 0 до 360.[25]

  1. Адаптация опросника T. Raedeke, A. Smith для оценки психического выгорания у российских спортсменов.

Автором данного опросника является Е.И.Берилова, выпущенного в 2016 году. Психическое выгорание в спорте активно исследуется на основе трехкомпонентной модели. Она включает в себя следующие составляющие: уменьшение чувства достижения, которое проявляется в снижении стремления атлета достигать высоких результатов в своей деятельности; обесценивание спортивных достижений, заключающееся в снижении значимости достигнутых результатов для спортсмена; эмоциональное / физическое истощение, которое проявляется в эмоциональной и физической усталости у спортсменов, когда уже нет ни желания, ни сил заниматься спортивной деятельностью.


Данную методику я взял по тому, что было интересно посмотреть корреляции между обычными методиками на профессиональное выгорание и методикой, адаптированной именно под спорт.

Инструкция. Вашему вниманию предлагается опросник, отражающий ваше отношение к спорту. По нему возможны 5 вариантов ответа: почти никогда, редко, иногда, часто, почти всегда. Подчеркиваем, что все ответы равноценны, правильных или неправильных ответов здесь быть не может. Пожалуйста, выберите один из них по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.

Полученные ответы обрабатываются при помощи прямой и обратной шкалы.

Прямая шкала - значение балла соответствует значению цифры на бланке.

Балл 1 2 3 4 5

Номера вопросов: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15

Обратная шкала - значение балла противоположно значению цифры на бланке. Балл 5 4 3 2 1 Номера вопросов: 1, 13

Полученные баллы суммируются по 3 показателям опросника.

  1. Уменьшение чувства достижения (Ra) - 1, 5, 7, 13, 14.
  2. Эмоциональное / физическое истощение (E) - 2, 4, 8, 10, 12.
  3. Обесценивание (девальвация) достижений (D) - 3, 6, 9, 11, 15.

Затем подсчитывается суммарный балл по всем шкалам опросника.

Критерии оценки показателей психического выгорания у спортсменов

Уровень выраженности показателей (в баллах)

Показатели психического выгорания

Уменьшение чувства достижения

эмоциональное / физическое истощение

обесценивание достижений

интегральный показатель психического выгорания

Высокий

18-25

15-25

15-25

43-75

Средний

12-17

7-14

7-14

27-42

Низкий

0-11

0-6

0-6

0-26

Для проведения диагностики были созданы все благоприятные условия. В ходе самого исследования никто из испытуемых не предъявлял претензий и жалоб, испытуемые были ознакомлены с процедурой исследования и целью.[26]

2.2 Анализ результатов диагностики эмоциональных состояний

На этапе эмпирического исследования проводилось исследование спортсменов, занимающихся бильярдным спортом, на предмет их профессионального выгорания по трем вышеперечисленным методикам.


Каждый протокол был обработан по ключу и представлен в общей сводной таблице каждой методики (первичные результаты представлены в Приложении 1, 2, 3).

Ниже, в таблице 1, представлены результаты описательной статистики проведенных методик, а так же возраста и стажа. Шкалы опросника Маслач: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция профессионализма. Школы опросника Бойко: 1) переживание психотравмирующих обстоятельств, 2) неудовлетворенность собой, 3) «загнанность в клетку», 4) тревога и депрессия, 5) неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, 6) эмоционально-нравственная дезориентация, 7) расширение сферы экономии эмоций, 8) редукция профессиональных обязанностей, 9) эмоциональный дефицит, 10) эмоциональная отстраненность, 11) личная отстраненность (деперсонализация), 12) психосоматические и психовегетативные нарушения. Шкалы опросника Бериловой: Уменьшение чувства достижения, эмоциональное/физическое истощение, обесценивание достижений.

Таблица 1.

возраст

стаж

Эм.ист

деперс

Редук.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

учд

э\ф и

од

23,5

12

18,6

7,5

34,5

10

5,5

3,3

8,3

15,5

11,5

9

12,6

9,96

10,98

7,6

5,98

10,8

5,1

8,6

Среднее

1,2

0,9

1,1

0,7

0,9

1,2

0,9

0,8

1,07

1,1

1,03

1,1

1,1

1,1

1,07

1,15

0,8

0,8

0,8

1,02

Станд.ош.

21

10

17

7

35

10

3

0

8

17

10

8

10

10

10

5

5

12

3

9

Медиана

18

9

5

0

3

0

0

8

5

0

8

0

3

14

2

Мода

8,1

5,7

7,6

4,5

6

7,7

6

5,2

7,2

7,5

6,9

7,5

7,7

7,7

7,2

7,7

5,1

5,1

5,4

6,9

Станд.откл

65,2

32,7

57,3

20,3

35,9

59,9

36,8

27,5

51,9

56,3

47,8

55,5

58,6

59

51,2

59,6

26

26,5

28,7

47

Дисперсия

13

4

5

0

22

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

Минимум

45

26

37

20

46

30

25

21

30

30

30

25

28

30

28

30

23

23

25

25

Максимум