Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональных состояний
1.1 Сущность и виды эмоциональных состояний
1.2 Эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности человека
Глава 2. Анализ психологических методик диагностики эмоциональных состояний
2.1. Ход исследования и описание методик диагностики
Средний возраст по выборке составляет 23 года, а средний стаж 12 лет. Среднее по всем трем показателям опросника Маслач находится на среднем уровне выгорания, что говорит о том, что по результатам данной методики большинство продемонстрировало как минимум средний уровень профессионального выгорания.
Среднее по опроснику Бойко показало следующее: 1) по шкалам 2 (неудовлетворенность собой), 3 («загнанность в клетку»), 4 (тревога и депрессия), 11 (личностная отстраненность), 12 (психосоматические и психовегетативные нарушения), показатели находятся в зоне не сложившегося симптома , при этом шкала 4 приближена к зоне складывающегося симптома (8,3 при том, что симптом считается складывающимся от 9 баллов); 2) по шкалам 1 (переживание психотравмирующих обстоятельств), 5 (неадекватное избирательное эмоциональное реагирование), 6 (эмоционально-нравственная дезориентация), 7 (расширение сферы экономии эмоций), 8 (редукция профессиональных обязанностей), 9 (эмоциональный дефицит), 10 (эмоциональная отстраненность), показатели находятся в зоне складывающегося симптома, при этом шкала 5 приближена к зоне сложившегося симптома (15,5 при том, что симптом считается сложившимся от 16 баллов).
Среднее по опроснику Бериловой, адаптация для российских спортсменов, показал следующее: 1) показатели уменьшение чувства достижения и эмоциональное/физическое истощение находятся на низком уровне; показатель обесценивание достижений находится на среднем уровне, при чем повышение не сильно значительно (8,6 при разбросе от 7 до 14).
Корреляции. Мною был проведен корреляционный анализ всех показателей по всем методикам, а так же в корреляцию был включен возраст, пол, стаж, звание и вовлеченность (все корреляции представлены в приложении 4). Проводился корреляционный анализ Спирмена. **Uкр < 80 (р<0.01), *Uкр < 73 (p< 0.05)
Рассмотрим подробно корреляции, при чем корреляции между показателями одной методики не рассматриваются.
Начнем с первой шкалы, первой проводимой методики: Опросник профессионального выгорания Маслач, шкала Эмоциональное истощение. Корреляции есть со шкалами по методике Бойко: неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения. То есть, шкала эмоциональное истощение по методике Маслач коррелирует с 10 из 12 шкал методики Бойко. Так же, эмоциональное истощение методики Маслач коррелирует со всеми шкалами методики Бериловой (уменьшение чувства достижения, эмоциональное/физическое истощение, обесценивание достижений). То есть, чем выше эмоциональное истощение, тем выше показатели по всем вышеназванным шкалам.
Вторая шкала опросника Маслач: деперсонализация. Она коррелирует с следующими шкалами методики Бойко: неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит. С методикой Бериловой корреляция есть только со шкалой обесценивание достижений.
Третья и последняя шкала опросника Маслач: редукция профессионализма, коррелирует с следующими шкалами методики Бойко: неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения. Корреляция с данными шкалами отрицательная, то есть обратная. Это обусловлено тем, что по методике Маслач, шкала редукция профессионализма имеет особенность в том, что чем выше балл, тем ниже выраженность показателя, а все шкалы в методике Бойко имеют принцип чем выше балл, тем больше выраженность показателя. Корреляция между шкалой редукция профессионализма и шкалами методики Бериловой отсутствует.
На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что методика Маслач и методика Бойко могут быть взаимозаменяемы, так как значительное большинство шкал между этими методиками имеют корреляции друг с другом (24 корреляции из 36, что в процентах составляет 66,67%). Что касается корреляции между методиками Маслач и Бериловой, то я считаю, что они могут быть взаимозаменяемыми, но, для более достоверной интерпретации результатов, их лучше давать вместе друг с другом. Так как у них есть общая шкала Эмоциональное истощение (в методике Бериловой это эмоциональное/физическое истощение), а все остальные шкалы имеют причинно-следственную связь между собой. И по этому, в рамках моей курсовой работы говорить о их полной взаимозаменяемости сложно. Так это сложно по причине малого количества шкал (всего по три в каждой).
Теперь следует рассмотреть корреляции между методиками Бойко и Бериловой, т.к. корреляции между Маслач и Бойко, и, Маслач и Бериловой я рассмотрел выше.
И так, шкала уменьшение чувства достижения, в методике Бериловой, коррелирует с следующими шкалами по методике Бойко: неудовлетворенность собой, тревога и депрессия. Т.е. Данная шкала коррелирует всего с двумя из двенадцати шкал Бойко.
Шкала эмоциональное/физическое истощение, в методике Бериловой, коррелирует с следующими шкалами по методике Бойко: переживание психотравмирующих обстоятельств, «загнанность в клетку», редукция профессиональных обязанностей.
Шкала обесценивание достижений, в методике Бериловой, коррелирует с следующими шкалами по методике Бойко: неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, психосоматические и психовегетативные нарушения.
Опираясь на все изложенное выше я могу сделать вывод о том, что данные две методики не могут быт взаимозаменяемыми, так как количество корреляций между шкалами очень мало (11 из 36 возможных корреляций, что составляет меньше 30%).
Дополнительно была посчитана корреляция между выше указанными тремя опросниками и такими факторами как: возраст, пол, стаж, звание, вовлеченность. Корреляции между методиками и полом полностью отсутствуют. Звание коррелирует с редукцией профессионализма по методике Маслач, и с эмоциональным/физическим истощением по методике Бериловой. Но я считаю, что это не показывает корреляцию звания с данными параметрами, т.к. есть идентичные шкалы в других методиках (эмоциональное истощение в методике Маслач, и редукция профессиональных обязанностей в методике Бойко), и с этими шкалами корреляций нет, хотя корреляции шкал между собой есть. По этому, я считаю что показанная корреляция считается ошибочной по ряду возможных причин. Стаж и возраст так же не имеют значительных корреляций.
Выводы по главе 2
По результатам эмпирического исследования можно сделать выводы о том, что:
Опросник профессионального выгорания Маслач и методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко могут быть взаимозаменяемыми, но, т.к. в методике Маслач всего 3 шкалы, в тот момент, как в методике Бойко количество шкал 12, лучше проводить эти методики или вместе, либо опросник Маслач можно использовать как первичное исследование, и если он что-то показывает, то можно использовать методику Бойко как более детальное обследование.
Что касается адаптации опросника T. Raedeke, A. Smith для оценки психического выгорания у российских спортсменов под авторством Бериловой, то тут выводы не однозначны. Т.к. две выше названные методики являются универсальными, а методика Бериловой предназначена для спортсменов, то я склонен считать объем моего исследования недостаточным для точного ответа на этот вопрос. На данной выборке я считаю эту методику не взаимозаменяемой двумя другими.
Такие особенности, как пол, возраст, стаж и вовлеченность не имеют явных корреляций с данными методиками. Количество выявленных корреляций не считаю достаточным для утверждения взаимосвязи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа научной литературы по теме эмоциональных состояний можно обобщить следующее:
Рассмотрев множество теорий зарубежных и отечественных подходов, можно сделать вывод о том, что существует множество различных видов эмоций и проявляются они совершенно по разному. Даже одна и та же эмоция может совершенно по разному проявляться у разных людей, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, или от ситуации, при которой та или иная эмоция проявляется. Основными выделяют: страх, тревожность, апатию, фрустрация, монотонию, отвращение, усталость, эмоциональное выгорание. Именно последнее и стало объектом моего исследования.
В эмпирической части исследования проведен анализ психологических методик диагностики эмоциональных состояний посредством методик следующий диагностический инструментарий: Опросник выгорания Маслач, Методика диагностики профессионального выгорания Бойко, Адаптация опросника T. Raedeke, A. Smith для оценки психического выгорания у российских спортсменов под авторством Бериловой.
По результатам эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что методики Маслач и Бойко могу быть взаимозаменяемыми с определенной оговоркой (методика Бойко более обширная и ее можно использовать как инструмент для более детальной оценки личности, а методику Маслач для первичной оценки личности). Методика Бериловой не может быть заменена вышеназванными, т.к. количество корреляций слишком мало.
Так же результатом эмпирического исследования является следующее: средний возраст по выборке составляет 23 года, а средний стаж 12 лет. Среднее по всем трем показателям опросника Маслач находится на среднем уровне выгорания, что говорит о том, что по результатам данной методики большинство продемонстрировало как минимум средний уровень профессионального выгорания.
Среднее по опроснику Бойко показало следующее: 1) по шкалам 2 (неудовлетворенность собой), 3 («загнанность в клетку»), 4 (тревога и депрессия), 11 (личностная отстраненность), 12 (психосоматические и психовегетативные нарушения), показатели находятся в зоне не сложившегося симптома , при этом шкала 4 приближена к зоне складывающегося симптома (8,3 при том, что симптом считается складывающимся от 9 баллов); 2) по шкалам 1 (переживание психотравмирующих обстоятельств), 5 (неадекватное избирательное эмоциональное реагирование), 6 (эмоционально-нравственная дезориентация), 7 (расширение сферы экономии эмоций), 8 (редукция профессиональных обязанностей), 9 (эмоциональный дефицит), 10 (эмоциональная отстраненность), показатели находятся в зоне складывающегося симптома, при этом шкала 5 приближена к зоне сложившегося симптома (15,5 при том, что симптом считается сложившимся от 16 баллов).
Среднее по опроснику Бериловой, адаптация для российских спортсменов, показал следующее: 1) показатели уменьшение чувства достижения и эмоциональное/физическое истощение находятся на низком уровне; показатель обесценивание достижений находится на среднем уровне, при чем повышение не сильно значительно (8,6 при разбросе от 7 до 14).
Считаю эти показатели допустимыми для данной выборки, т.к. данную выборку составляют спортсмены бильярдисты, которые находятся в состоянии постоянного стресса и тревоги, и для которых сильное эмоциональное реагирование считается нормальным. Так же, данные методики не адаптированы под спортсменов (2 из 3), которые относятся к особой выборке, которую не целесообразно изучать универсальными методиками.
Список используемой литературы
1. Бреслав Г. Психология эмоций / Г. Бреслав. – М.: Смысл, 2016. – 670 с.
2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Учебник / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2017. – 384 с.
3. Дэвидсон Р. Как эмоции управляют мозгом / Р. Дэвидсон, Ш. Бегли. – М.: Питер, 2012. – 256 с.
4.Изард К. Психология эмоций [Электронный ресурс] / К. Изард. – Режим доступа: http://www.many-books.org/auth/3949/book/11496/izard_kerrol_e/psihologiya_emotsiy/read
5. Ильин Е. П. И46 Психология спорта. — СПб.: Питер, 2012. — 352 c.
6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 784 с.
7. Кравченко Ю. Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования / Ю. Кравченко. – М.: Форум, 2012. – 544 с.
8. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу; пер. Т. Гутман, Н. Мухина. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с.
9. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. Теория и практика / Н.И. Непомнящая. – М.: Книга по Требованию, 2014. – 192 с.
10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. – М.: Гриф МО, 2013. – 460 с.
11. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии / Л.С. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2017. – 718 с.
12. Сафонов, В.К. Психология спортсмена: слагаемые успеха / В.К. Сафонов. – М.: Спорт, 2017. – 288 с.
13. Спортивная психология: учебник для физкультурных вузов по ред. Профессора Г.Д. Бабушкина – Омск: СибГУФК – 2012, 270 с.
14. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2017. – 156 с.
15. Яковлев Б.П. Психодиагностика: теоретические и практические аспекты: учебник / Б.П. Яковлев, Г.Д. Бабушкин. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2017. – 215 с.
16. Smith R.E. Toward a cognitive-affective model of athletic burnout // Journal of Sport Psychology. 1986.Vol. 8.