Файл: Методики исследования эмоциональных состояний.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве основы настроения выступает самочувствие. Настроение является продолжительным, однако в недрах одного настроения происходит зарождение другого. Когда один индивид обвиняет другого в испорченном настроение, данное обозначает, что предпосылки к этому находились в латентном состоянии.

4. Страсть представляет собой господствующее, крайне стойкое, всеохватывающее переживание. Индивид становится абсолютно поглощенным предметом своей страсти, все направляется на достижение единой цели. Страсть является сплавом мотивов и эмоций, концентрирующихся вокруг конкретных объектов.

Страсть может выступать целомудренной и возвышенной, а может быть и порочной.

5. Аффект представляет собой мощную эмоциональную реакцию, сопровождающуюся сужением сознания и последующей амнезией. В процессе аффекта происходит включение филогенетических программ регуляции, вследствие чего человек осуществляет действия не как личность, а как индивид. В случае совершения человеком преступления в состоянии аффекта, указанное является смягчающим ответственность обстоятельством. Аффект является непредсказуемым состоянием.

Шутка. Бухгалтер, женщина в аффекте вынесла сейф, а потом четыре мужика не могли с ним справиться. Каждый спасает самое дорогое.

6. Стресс представляет собой появляющееся в экстренной ситуации критическое состояние. Изучение стресса осуществлял Г. Селье в своем труде «Стресс против дистресса». По мнению указанного ученого, дистресс является состоянием, вызывающим в организме человека негативные последствия. Дистресс представляет собой как бы стресс со знаком минус. В реакциях человека на действительность есть еще и положительный стресс, или стресс со знаком плюс.

Проведенные Г. Селье исследования расширили современное понимание стресса. Почти любая происходящая в жизни ситуация предъявляет к индивиду определенные требования. Другими словами, если человек живет, он уже находится в стрессе. С точки зрения Г. Селье «у стресса присутствует три стадии:

– стадия тревоги, в процессе которой происходит переход организма на новый уровень функционирования и использование резервов для совладения с критической ситуацией;

– стадия адаптации к стрессу, посредством которой поддерживается необходимый уровень функционирования. В случае, когда ничего не изменяется, ввиду ограниченности энергетических ресурсов наступает стадия истощения;

– стадия истощения» [14].


1.2 Эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности человека

Среди эмоциональных состояний, возникающих во время профессиональной деятельности спортсменов, выделяют эйфорию, фрустрацию, апатию, эмоциональное (профессиональное) выгорание, неуверенность, тревога.

По мнению Е.П. Ильина, внутренний конфликт, возникший, когда спортсмен после серии побед терпит поражение, может нанести сильный удар по психике спортсмена. Автор считает, что спортсмены быстро привыкают к успеху. У них растет самоуверенность и уровень притязаний. На этом фоне в случае неудачи после длительной серии побед, или после одной, но крупной победы, возникший внутренний конфликт может быть глубоким. Эта опасность в большей степени угрожает спортсменам экстравертированного типа (с высокой общительностью), со склонностью к высокой эмоциональной возбудимости.[15]

Е.К. Сафонов утверждает, что последствием провала после серии удач, может стать психологическая фрустрация – состояние «загнанности в угол», зажатости, потерянности. Состояние фрустрации – также одно из часто наблюдаемых состояний после соревнования, выражающееся в переживаниях и поведении, вызываемое чувством непреодолимых трудностей, возникающих на пути к достижению цели. Это происходит при неожиданно высоком спортивном результате, либо при серии удач, а затем провальном выступлении.[16]

В литературе по спортивной психологии наиболее признанным является определение выгорания, предложенное Смитом. Он считает, что выгорание у спортсменов - сложная психофизиологическая реакция, обусловленная частыми, иногда чрезмерными, но, как правило, малоэффективными усилиями, направленными на то, чтобы удовлетворить чрезмерные тренировочные или соревновательные потребности. Выгорание включает психологический, эмоциональный, а иногда и физический уход от активности в ответ на чрезмерный стресс или неудовлетворенность. Последствия выгорания могут быть различны. По мнению Смита, реакция на стресс в спорте зависит от личности и мотивации. Один спортсмен может «выгореть» и уйти из спорта, тогда как другой может справиться с трудностями и остаться.[17]


Так же, в своем исследовании Р. Смит высказал предположение, что психическому выгоранию больше подвержены спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами спорта, такими как настольный теннис, гимнастика, конькобежный спорт. Он связывает это с различным уровнем социальной поддержки в командных и индивидуальных видах спорта. В спорте значимой формой социальной поддержки является разделение ответственности. Отсутствие возможности разделения ответственности за неудачу у спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта, способствует развитию психической напряженности и, как следствие, психического выгорания.[18]

Модели психического выгорания в спорте затрагивают отдельные стороны данного феномена, отражающие специфику деятельности. На мой взгляд, наиболее конструктивна концепция Р. Смита, согласно которой психическое выгорание – это реакция на хронический стресс. Соответственно факторы, вызывающие хронический стресс, служат основными источниками психического выгорания. Психические нагрузки – результат воздействия на человека ситуативных и долговременных факторов. К ситуативным регуляторам психических нагрузок относится ранг соревнования, состав участников, уровень подготовленности к нему спортсмена, а к долговременным регуляторам – факторы, длительное воздействие которых приводит к появлению психической напряженности и к изменению реакции человека на ситуативные воздействия. Долговременные регуляторы психического напряжения делятся на средовые и внутренние факторы. К первым относятся характеристики, связанные и не связанные со спецификой спортивной деятельности, ко вторым – личностные характеристики спортсменов (тревожность, самооценка, уровень притязаний, локус контроля, мотивация и др.). Внешние источники хронического стресса, связанные со спецификой спортивной деятельности, в свою очередь делятся на организационно-методические факторы (характер планирования соревновательной деятельности, организация отбора на соревнования и в сборные команды, устойчивость спортсмена к монотонии и интенсивным тренировочным нагрузкам) и социально-психологические факторы (публичность соревнований, прочность позиции спортсмена в элитной команде, взаимоотношения в команде, особенности взаимоотношений спортсмена с тренером, руководителями спортивных федераций, представителями средств массовой информации). К внешним факторам психических нагрузок, не связанных со спортом, относятся жизненные стрессы на почве семейно-бытовых проблем, оторванность от семьи, болезни близких людей, финансовые проблемы, межличностные конфликты, трудности сочетания спортивной деятельности и учебы.[19]


Психические состояния спортсмена,  которое он переживает до начала соревнования, выражается в отношении к предстоящей борьбе, в оценке своих умений и возможностей, в изменении психических процессов, связанных с приемом и переработкой информации, поступающей к человеку. [20]

В тренировочной и соревновательной деятельности могут возникать разные психические состояния, вызывающие различные изменения в организме и по-разному оказывающие влияние на деятельность спортсменов. Наиболее распространенными выделяются следующие эмоциональные состояния.[21]

Состояние тревоги – реакция на ожидаемую опасность, которая может быть как реальной, так и воображаемой. Страх возникает в ответ на конкретную ситуацию опасности, чем он и отличается от тревоги, которая может возникнуть не только в ответ на ожидание результата от предстоящих соревнований, но и из-за разного рода различных соматических нарушений, или недостатка витамина «В» и т.д. Но когда уровень тревоги достигает так называемого оптимального уровня, результат выступления может быть повышено. Признаки повышенной тревоги: холодные влажные руки, постоянная потребность мочиться, обильное потоотделение, ошеломленный взгляд, отрицательное самовнушение, повышенное мышечное напряжение, рассеянность, навязчивые действия, плохое самочувствие, тошнота, головная боль, сухость во рту, нарушение сна.[22]

При чем, если у человека наблюдается регулярное тревожное состояние, которое, либо не покидает его, либо присуще настолько часто, что может стать заболеванием, которое в очень скором времени может привести к скорому завершению карьеры.

Естественно, что не только состояние тревоги может привести к хроническому заболеванию и завершению карьеры, но и так же, не менее опасны неуверенность, страх, монотония, состояния пресыщения и фрустрации.[23]

Выводы по главе 1

Анализ теоретических основ изучения эмоциональных состояний позволил выделить следующее:

1. Эмоция как психологическое явление сложно отделяется от происходящих в организме процессов, и зачастую физиологические и психологические характеристики эмоциональных состояний выступают в качестве объяснения друг для друга, а не просто друг друга сопровождают. Концептуальным является вопрос воздействия эмоций на поведение и психику человека.


2. Среди эмоциональных состояний, возникающих в процессе профессиональной деятельности спортсменов, выделяют тревогу, страх, неуверенность, монотонию, фрустрацию, профессиональное выгорание (изучаемое подробно в рамках данной работы).

Глава 2. Анализ психологических методик диагностики эмоциональных состояний

2.1. Ход исследования и описание методик диагностики

Цель исследования – проанализировать особенности психологических методик диагностики эмоциональных состояний личности.

Объект исследования – диагностика эмоциональных состояний.

Предмет исследования – психологические методики диагностики эмоциональных состояний.

Гипотеза исследования - методики по изучению эмоциональных состояний (профессионального выгорания) являются взаимозаменяемыми.

Выборку составили 45 человек, от 13 до 45 лет. Гендерные различия не выделялись, в исследовании принимали участие как мужчины, так и женщины.

Обоснование выборки – выборку составляют спортсмены, занимающиеся бильярдным спортом – русским бильярдом и американским пулом. Как известно, спортсмены очень подвержены профессиональному выгоранию. Выборку составляют спортсмены имеющие разряд КМС, и все вышестоящие звания (МС, МСМК, ЗМС), т.к. спортсмены, не достигшие даже разряда КМС, еще не успели эмоционально выгореть и разочароваться в себе, ведь их спортивных путь только начинается.

В выборке встречаются игроки КМС – кандидат мастера спорта; МС – мастер спорта; МСМК – мастер спорта международного класса; ЗМС – заслуженный мастер спорта; это было сделано для того, чтобы можно было увидеть, зависит ли уровень профессионального выгорания от звания, т.е. зависит ли профессиональное выгорание от уровня игры и уровня достижений спортсмена.

Так же учитывается такой компонент как «стаж», для того, чтобы можно было посмотреть, зависит ли уровень профессионального выгорания от времени, которое человек отдал данному виду спорта. Дополнительно была введена такая графа как «вовлеченность», ведь не каждый полностью отдает себя спорту, а может заниматься чем то другим, а спорт может быть как дополнительный заработок/хобби. Введя эту графу можно будет увидеть, зависит ли уровень профессионального выгорания от уровня вовлеченности в данный вид спорта.