Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 304
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональных состояний
1.1 Сущность и виды эмоциональных состояний
1.2 Эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности человека
Глава 2. Анализ психологических методик диагностики эмоциональных состояний
2.1. Ход исследования и описание методик диагностики
Согласно цели исследования и доказательства гипотезы был подобран следующий диагностический инструментарий.
- Опросник выгорания Маслач.
Опросник выгорания (перегорания) Маслач (англ. Maslach Burnout Inventory, сокр. MBI) - тестовая методика, предназначенная для диагностики профессионального выгорания. Создана в 1986 году Maslach и Jackson, в России адаптирована Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева.
Опросник состоит из 22 пунктов, по которым возможно вычисление значений 3-х шкал: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений».
- «Эмоциональное истощение» проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом. В контексте синдрома перегорания «деперсонализация» предполагает формирование особых, деструктивных взаимоотношений с окружающими людьми.
- «Деперсонализация» проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в негативизме и циничном отношении. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков.
- «Редукция профессиональных достижений» отражает степень удовлетворенности медицинского работника собой как личностью и как профессионалом. Неудовлетворительное значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, - снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.
Инструкция:
Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – "никогда". Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – "ежедневно". Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
Подсчёт значений шкал
Ответы испытуемого оцениваются следующим образом:
- 0 баллов - «Никогда»;
- 1 балл - «Очень редко»;
- 2 балла - «Редко»
- 3 балла - «Иногда»;
- 4 балла - «Часто»;
- 5 баллов - «Очень часто»;
- 6 баллов - «Каждый день».
Шкала |
Пункты в прямых значениях |
Пункты в обратных |
Максимальная |
Эмоциональное истощение |
1, 2, 3, 8, 13, 14, 16, 20 |
6 |
54 |
Деперсонализация |
5, 10, 11, 15, 22 |
30 |
|
Редукция профессионализма |
4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 |
48 |
Оценка уровней выгорания[24]
Субшкала |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Эмоциональное истощение (среднее - 19,73) |
0-15 |
16-24 |
25 и больше |
Деперсонализация (среднее - 7,78) |
0-5 |
6-10 |
11 и больше |
Редукция профессионализма (среднее - 32,93) |
37 и больше |
31-36 |
30 и меньше |
- Методика диагностики профессионального выгорания Бойко.
Методика представляет собой опросник, предназначенный для диагностики синдрома профессионального выгорания. Создана Бойко В.В. в 1996 году. В отличие от западных исследователей, В.В. Бойко предлагает классифицировать синдром эмоционального выгорания по стадиям; в свою очередь для каждой стадии характерны те или иные симптомы. Это отличает опросник Бойко, например от опросника Маслач. В.В. Бойко рассматривает профессиональное выгорание с позиций общего адаптационнаго синдрома Г.Селье. Выделяют 3 стадии развития выгорания, каждая из которых проявляется в виде 4 симптомов:
1. Фаза напряжения.
Наличие напряжения служит предвестником развития и запускающим механизмом формирования синдрома профессионального выгорания. Тревожное напряжение включает следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, чувство безысходности, тревога и депрессия.
2. Фаза резистентности.
Выделение этой фазы в самостоятельную, весьма условно. При осознании наличия тревожного напряжения, человек стремится избегать действия эмоциональных факторов с помощью ограничения эмоционального реагирования: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственная дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей.
3. Фаза истощения.
Характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость (деперсонализация), психосоматические и вегетативные проявления.
Опросник состоит из 84 пунктов, группирующихся в 12 шкал. В свою очередь, шкалы группируются в три фактора, соответствующих трём выделенным Бойко стадиям эмоционального выгорания:
- «НАПРЯЖЕНИЕ»
- Переживание психотравмирующих обстоятельств
- Неудовлетворённость собой
- «Загнанность в клетку»
- Тревога и депрессия
- «РЕЗИСТЕНЦИЯ»
- Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование
- Эмоционально-нравственная дезориентация
- Расширение сферы экономии эмоций
- Редукция профессиональных обязанностей
- «ИСТОЩЕНИЕ»
- Эмоциональный дефицит
- Эмоциональная отстранённость
- Личностная отстранённость (деперсонализация)
- Психосоматические и психовегетативные нарушения
Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
- 9 и менее баллов - не сложившийся симптом
- 10-15 баллов - складывающийся симптом
- 16 и более - сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всём синдроме «эмоционального сгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «сгорания». Важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Для получения результата по факторам необходимо сложить значения четырёх субшкал каждого фактора. Соответственно, количество баллов по каждому фактору может колебаться от 0 до 120. Фактор с наибольшим количеством баллов является ведущим в общей картине синдрома профессионального выгорания у респондента.
Для вычисления общего индекса необходимо сложить значения всех трёх факторов. Итоговый балл может меняться от 0 до 360.[25]
- Адаптация опросника T. Raedeke, A. Smith для оценки психического выгорания у российских спортсменов.
Автором данного опросника является Е.И.Берилова, выпущенного в 2016 году. Психическое выгорание в спорте активно исследуется на основе трехкомпонентной модели. Она включает в себя следующие составляющие: уменьшение чувства достижения, которое проявляется в снижении стремления атлета достигать высоких результатов в своей деятельности; обесценивание спортивных достижений, заключающееся в снижении значимости достигнутых результатов для спортсмена; эмоциональное / физическое истощение, которое проявляется в эмоциональной и физической усталости у спортсменов, когда уже нет ни желания, ни сил заниматься спортивной деятельностью.
Данную методику я взял по тому, что было интересно посмотреть корреляции между обычными методиками на профессиональное выгорание и методикой, адаптированной именно под спорт.
Инструкция. Вашему вниманию предлагается опросник, отражающий ваше отношение к спорту. По нему возможны 5 вариантов ответа: почти никогда, редко, иногда, часто, почти всегда. Подчеркиваем, что все ответы равноценны, правильных или неправильных ответов здесь быть не может. Пожалуйста, выберите один из них по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.
Полученные ответы обрабатываются при помощи прямой и обратной шкалы.
Прямая шкала - значение балла соответствует значению цифры на бланке.
Балл 1 2 3 4 5
Номера вопросов: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15
Обратная шкала - значение балла противоположно значению цифры на бланке. Балл 5 4 3 2 1 Номера вопросов: 1, 13
Полученные баллы суммируются по 3 показателям опросника.
- Уменьшение чувства достижения (Ra) - 1, 5, 7, 13, 14.
- Эмоциональное / физическое истощение (E) - 2, 4, 8, 10, 12.
- Обесценивание (девальвация) достижений (D) - 3, 6, 9, 11, 15.
Затем подсчитывается суммарный балл по всем шкалам опросника.
Критерии оценки показателей психического выгорания у спортсменов
Уровень выраженности показателей (в баллах) |
Показатели психического выгорания |
|||
Уменьшение чувства достижения |
эмоциональное / физическое истощение |
обесценивание достижений |
интегральный показатель психического выгорания |
|
Высокий |
18-25 |
15-25 |
15-25 |
43-75 |
Средний |
12-17 |
7-14 |
7-14 |
27-42 |
Низкий |
0-11 |
0-6 |
0-6 |
0-26 |
Для проведения диагностики были созданы все благоприятные условия. В ходе самого исследования никто из испытуемых не предъявлял претензий и жалоб, испытуемые были ознакомлены с процедурой исследования и целью.[26]
2.2 Анализ результатов диагностики эмоциональных состояний
На этапе эмпирического исследования проводилось исследование спортсменов, занимающихся бильярдным спортом, на предмет их профессионального выгорания по трем вышеперечисленным методикам.
Каждый протокол был обработан по ключу и представлен в общей сводной таблице каждой методики (первичные результаты представлены в Приложении 1, 2, 3).
Ниже, в таблице 1, представлены результаты описательной статистики проведенных методик, а так же возраста и стажа. Шкалы опросника Маслач: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция профессионализма. Школы опросника Бойко: 1) переживание психотравмирующих обстоятельств, 2) неудовлетворенность собой, 3) «загнанность в клетку», 4) тревога и депрессия, 5) неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, 6) эмоционально-нравственная дезориентация, 7) расширение сферы экономии эмоций, 8) редукция профессиональных обязанностей, 9) эмоциональный дефицит, 10) эмоциональная отстраненность, 11) личная отстраненность (деперсонализация), 12) психосоматические и психовегетативные нарушения. Шкалы опросника Бериловой: Уменьшение чувства достижения, эмоциональное/физическое истощение, обесценивание достижений.
Таблица 1.
возраст |
стаж |
Эм.ист |
деперс |
Редук. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
учд |
э\ф и |
од |
|
23,5 |
12 |
18,6 |
7,5 |
34,5 |
10 |
5,5 |
3,3 |
8,3 |
15,5 |
11,5 |
9 |
12,6 |
9,96 |
10,98 |
7,6 |
5,98 |
10,8 |
5,1 |
8,6 |
Среднее |
1,2 |
0,9 |
1,1 |
0,7 |
0,9 |
1,2 |
0,9 |
0,8 |
1,07 |
1,1 |
1,03 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,07 |
1,15 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
1,02 |
Станд.ош. |
21 |
10 |
17 |
7 |
35 |
10 |
3 |
0 |
8 |
17 |
10 |
8 |
10 |
10 |
10 |
5 |
5 |
12 |
3 |
9 |
Медиана |
18 |
9 |
5 |
0 |
3 |
0 |
0 |
8 |
5 |
0 |
8 |
0 |
3 |
14 |
2 |
Мода |
|||||
8,1 |
5,7 |
7,6 |
4,5 |
6 |
7,7 |
6 |
5,2 |
7,2 |
7,5 |
6,9 |
7,5 |
7,7 |
7,7 |
7,2 |
7,7 |
5,1 |
5,1 |
5,4 |
6,9 |
Станд.откл |
65,2 |
32,7 |
57,3 |
20,3 |
35,9 |
59,9 |
36,8 |
27,5 |
51,9 |
56,3 |
47,8 |
55,5 |
58,6 |
59 |
51,2 |
59,6 |
26 |
26,5 |
28,7 |
47 |
Дисперсия |
13 |
4 |
5 |
0 |
22 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
Минимум |
45 |
26 |
37 |
20 |
46 |
30 |
25 |
21 |
30 |
30 |
30 |
25 |
28 |
30 |
28 |
30 |
23 |
23 |
25 |
25 |
Максимум |