Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы корпоративной культуры в организации
1.1. Понятие, элементы и функции корпоративной культуры в организации
1.2. Типы корпоративных культур
1.3. Особенности формирования корпоративной культуры в России
2. Анализ корпоративной культуры в ООО «Аврора»
2.1. Общая характеристика ООО «Аврора»
2.2. Диагностика корпоративной культуры ООО «Аврора»
2.3. Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры в ООО «Аврора»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей значимостью корпоративной культуры в управлении организациями. Зарубежные страны начали уделять данной проблеме должное внимание уже с конца ХХ века. Это обусловлено тем, что в быстроразвивающемся информационном обществе конкуренция возрастает и для увеличения потенциала организации нужно обращать внимание не только на внешние факторы развития, но и на внутренние. Всё больший исследовательский интерес эта тема вызывает не только потому, что она занимает междисциплинарное положение, но и имеет высокую практическую значимость для организаций. Подобную проблематику можно увидеть в таких дисциплинах как: экономика, психология, социология, политология и др.
Исследование корпоративной культуры предоставит возможность более эффективно и грамотно управлять организациями, выработать меры и технологии по реструктуризации их деятельности. Поскольку предприятия отличаются разнообразием, то и отношения внутри них многогранны и сложны. Постоянное внимание к данной теме, совершенствование и дополнение теоретической части поможет компаниям повысить внутреннюю управляемость и внешнюю эффективность в быстроразвивающемся обществе.
В России только в начале XXI века стали обращать внимание на корпоративную культуру как на основной показатель, необходимый для правильного понимания управления компанией. При постановке и достижении единой цели сотрудниками увеличивается их доход и прибыль компании, улучшается качество и культура обслуживания клиентов, вследствие этого повышается престиж и востребованность организации в целом.
Современную, успешную компанию сложно представить без корпоративной культуры, в которой заключено множество аспектов. Являясь неотъемлемой частью данного понятия, построение целей и ценностей, стратегий качества, нравственных принципов и правил поведения работников формируют индивидуальный облик организации, поддерживая её высокую репутацию в деловом сообществе.
Поэтому, корпоративная культура в современной России требует специального рассмотрения и решения проблем в зависимости от актуальных тенденций и специфики развития, как конкретных компаний, так и страны в целом.
Целью работы является изучение корпоративной культуры в организации.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы корпоративной культуры в организации;
- провести анализ корпоративной культуры в ООО «Аврора»;
- разработать рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры ООО «Аврора».
Предметом работы является корпоративная культура ООО «Аврора».
Объектом работы является ООО «Аврора».
При подготовке работы были использованы такие информационные источники как специализированная профессиональная литература, материалы из СМИ, данные интернет-ресурсов. Применены такие методы и приемы исследования как анализ, синтез, сравнение.
1. Теоретические основы корпоративной культуры в организации
1.1. Понятие, элементы и функции корпоративной культуры в организации
Имидж организации играет большую роль в процессе представления организации потребителям. Многие компании инвестируют огромные вложения и уделяют большое внимание поддержанию этого имиджа. Однако, имидж это не основа компании [1, с. 45]. Сердцем любой организации являются ее сотрудники, которые в большинстве случаев являются первым лицом компании, контактируя с клиентами каждый день. Именно отношение персонала к потребителям демонстрирует ценности компании [2, с. 3].
Клиентов часто впечатляет тот факт, что члены одной организации действуют и думают одинаково. Причем делают это в отличной от других компаний манере. Создается впечатление, что каждая компания является самостоятельной «личностью» со своим характером. Этот характер проявляется в том, что если первоначальные члены коллектива уходят, на их место приходят новые сотрудники, которые думают и действуют почти также как предшественники. Характер организации и есть ее «культура».
Возрастающий интерес к феномену корпоративной культуры является причиной появления в литературе большого количества определений данного понятия. Возникшее в 19 веке понятие со временем преображалось и менялось [5, с. 47]. Сейчас под корпоративной культурой понимают модель поведения внутри организации, сформированную в процессе функционирования предприятия и разделяемую всеми членами коллектива. Корпоративная культура представляет собой ценности, правила, нормы и традиции по которым живут сотрудники. Ее основой является философия компании, которая предопределяет систему ценностей и общее видение развития предприятия. Таким образом, корпоративная культура отражает коллективный дух компании, ее внутренний мир.
Существует три уровня корпоративной культуры: внешний, внутренний и скрытый. Эти уровни выделены Э. Шейном по степени визуализации на влияния на поведение членов организации [17].
Первый уровень – внешний. Внешний уровень представляет собой то, как компанию видят потребители, конкуренты и общество. К данному уровню относятся структура организации, система лидерства, стиль организации, технология и продукция деятельности, манера общения и поведение членов организации.
Второй уровень – внутренний – ценности, выраженные в действиях сотрудников. Обнаружение этих ценностей возможно путем проведения глубинных интервью с сотрудниками, контент-анализа внутренней документации и т.п.
Третий уровень является скрытым. Он включает в себя основополагающие убеждения, которые разделяют все сотрудники компании [15, с. 75].
В основе любой корпоративной культуры лежат составляющие ее элементы, которые несут в себе определенное значение. А.Ф. Харрис и Р. Моран соединили всевозможные критерии анализа и выделили десять основных элементов, которые наиболее характеризуют и ценятся в любой корпоративной культуре [16, с. 357]:
1. Видение на стратегическое развитие компании, осознание своего места в компании. Компания осуществляет свою деятельность в соответствии с поставленными целями, сотрудник разделяет поставленные цели, ищет пути их достижения, определяет для себя направление развития. Одни компании ценят сдержанность своих работников в вопросах их настроений и проблем, другие – поощряют эмоциональную поддержку и проявление своих переживаний.
2. Ценности. Компания определяет для себя приоритеты, что является главным. В компании четко определено что «хорошо», а что «плохо». Таким образом, корпоративные ценности это то, что задает стандарты деятельности предприятия [15, с. 77].
3. Традиции, корпоративные ритуалы и церемонии. В компании определены корпоративные праздники, процесс поздравления сотрудников с ключевыми датами и юбилеями. Данный элемент также включает в себя спонсорство и благотворительность.
4. Нормы поведения. В компании действует этический кодекс, в котором прописаны правила поведения в определенных ситуациях. Влияние на межличностные отношения пола, возраста, национальности, статуса, образованности, объема власти. Соблюдение правил этикета, степень формализации отношений, принятые формы разрешения конфликтов.
5. Корпоративный стиль. В компании определен внешний вид офисов, дресс-код сотрудников. К корпоративному стилю относиться комплекс текстовых, языковых и визуальных компонентов создания имиджа организации. В компании может выпускаться корпоративная газета, доски объявлений. Ярким элементом корпоративного стиля являются логотип, корпоративный флаг и гимн, праздничные украшения, сувениры и подарки [14, с. 147].
6. Взаимоотношения. Правила и способы коммуникации между сотрудниками и отделами. Политика ведения диалога с клиентами, партнерами, конкурентами. В компании определены информационные потоки: вертикальные исходящие и восходящие, горизонтальные, способы и средства коммуникации. Данный раздел также включает внешние отношения с обществом и заинтересованными сторонами. Их реализация посредством телефонных разговоров, электронных сообщений, СМИ и публичных выступлений [16, с. 359].
7. Вера и единство команды. Цели организации достигаются путем коллективной работы и веры в успех своей компании. Вера в успех, руководство, свои силы, свою команду. Отношение к коллегам, клиентам, обществу, к злу и агрессии. Вера в морали и религии.
8. Отношение к времени. Время – важнейший ресурс, сотрудник соблюдает временные параметры организации и не нарушает их. Каждая компания самостоятельно определяет для себя временной распорядок, степень точности и относительности времени у работников.
9. Процесс развития работника. Компания определяет обстановку и стиль работы: опора на интеллект или силу, творческая обстановка или рутина, способ циркуляции информации. Создается ли в компании атмосфера, способствующая самореализации, перспективы роста. Проводит ли компания обучение своих сотрудников, имеется ли корпоративный институт, наставничество [14, с. 148].
10. Трудовая этика, мотивация. В компании определено отношение к работе, рабочему месту, характеристики трудовой деятельности, рабочие привычки, связь между вкладом сотрудника и его поощрением, планирование профессиональной карьеры сотрудника [15, с. 78].
В совокупности указанные элементы отражают и придают смысл корпоративной культуре организации. Содержание культуры определяется не только суммой ожиданий и реального положения вещей в организации, но и их связью между собой и тем, как они формируют профиль определённой культуры. Таким образом, отличительной чертой культуры организации являются ее приоритетные базовые характеристики.
Корпоративная культура и ее элементы выполняют ряд функций, которые определяют эффективность компании. Функции представлены в таблице 1.
Таблица 1
Функции корпоративной культуры [13, с. 83]
Функция |
Характеристика |
1 |
2 |
Имиджевая |
Развитая корпоративная культура позволяет создавать положительный внешний образ организации и, как следствие, привлекать новых сотрудников и потребителей |
Мотивационная |
Корпоративная культура вдохновляет сотрудников на достижение целей и качественное выполнение работы |
Вовлекающая |
Каждый сотрудник вовлечен в жизнь компании |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
Идентифицирующая |
Внутренняя культура организации способствует самоидентификации сотрудников, их принадлежности к команде и развивает ощущение собственной важности |
Адаптивная |
Обеспечивает быструю адаптацию новых сотрудников в коллективе |
Управленческая |
Формирует нормы и правила управления командой, подразделениями |
Системообразующая |
Систематизирует работу подразделений и делает ее эффективной |
Маркетинговая |
Цели, миссия и философия компании формируют стиль позиционирования компании на рынке и коммуникации с клиентами |
Из приведенной таблицы можно сделать вывод, что корпоративная культура осуществляет свои функции на разных этапах развития компании, является индикатором норм поведения, пробуждает скрытый потенциал сотрудников, предполагает самосовершенствование сотрудников и препятствует развитию нежелательных тенденций в коллективе. Помимо внутренней атмосферы компании, корпоративная культура формирует имидж компании для заинтересованных сторон [13, с. 85].
1.2. Типы корпоративных культур
Изучение корпоративной культуры началось в ХХ веке, поэтому многие модели корпоративных культур потеряли свою актуальность. Особое влияние на это оказало развитие интернет-бизнеса, который сформировал новые типы организационных культур. Характеристика современных типов корпоративных культур приведена в таблице 2.
Проведенный анализ показывает, что в настоящее время существует несколько различных типов корпоративных культур. Однако невозможно выделить лучший или худший из них, так как каждый тип необходим и эффективен в разных компаниях и при различных условиях рынка. Так, для стремительно развивающихся компаний подходит тип «Фокус на результат», а для крупных и уже зарекомендовавших себя компаний - «Ролевая модель».
Таблица 2
Типология корпоративных культур [15, с. 79]
Тип корпоративной культуры |
Характеристика |
Особенности |
Главные ценности |
Недостаток |
Компании |
«Ролевая модель» |
Рабочий процесс продуман до мелочей, сбои в процессе сведены до минимума, сотрудник -маленький винтик в большом механизме, |
Наличие четкой иерархии, строгих должностных инструкций (ДИ), правил, дресс-кода, формальных коммуникаций |
Надежность, стабильность, построение стабильной организации, рациональность |
Компания не может быстро реагировать на внешние изменения, эффективна только в условиях стабильного рынка |
Крупные компании с разными департаментами большим штатом сотрудников |
«Dream team» |
Командная модель, рабочие вопросы решаются сообща |
Нет ДИ, дресс-кода, конкретных обязанностей. Горизонтальная иерархия -все равноценные игроки, общение дружеское |
Командный дух, ответственность, свобода мысли, творчество |
Ответственный тот, кто сам взял на себя ответственность, допускается распределение зон ответственности |
Прогрессивные компании, стартапы |
«Семья» |
Теплая дружеская атмосфера внутри коллектива. Мотивация имеет прямое влияние на эффективность работы |
Преданность традициям, сплоченность, общность, клиентоориентированность |
Люди (сотрудники и потребители), комфортные условия труда, социальная защита, помощь в кризисных ситуациях |
Стабильность на рынке обеспечивают лояльные клиенты и преданные сотрудники |
|
«Рыночная модель» |
Коллектив: амбициозные, целеустремлённые люди, которые борются за место под солнцем |
Четкая иерархия, быстро адаптируется к внешним изменениям за счет амбициозных лидеров |
Репутация, лидерство, достижение целей, стремление побеждать, конкурентоспособность |
Человек ценен компании, пока он может «добывать» для нее деньги, циничная культура, деспотичный стиль управления |
Организации, ориентированные на прибыль |
«Фокус на результат» |
Гибкая корпоративная политика |
Главная цель -достичь результата, укрепить свои позиции на рынке. Есть иерархия, субординация, лидер определяется профессиональными навыками, сотрудники не ограничиваются ДИ и решают стратегические задачи |
Результат, профессионализм, корпоративный дух, стремление к цели, свобода в принятии решения |
Компании, которые стремятся развиваться |