Файл: изучение корпоративной культуры в организации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо вышеуказанных типов корпоративных культур существуют смешанные типы, для которых возможно смешение черт из разных типов. Это характерно для компаний [15, с. 81]:

- быстроразвивающихся (от малого бизнеса к большому);

- которые были поглощены крупными организациями;

- которые сменили вид рыночной деятельности;

- которые переживают частую смену руководства.

Приведенные в таблице параметры позволяют выявить и охарактеризовать ведущий тип корпоративной культуры в организации. Знание типа корпоративной культуры позволяет оценивать совместимость культур различных компаний, прогнозировать развитие их взаимодействия и регулировать спорные вопросы [11, с. 72].

1.3. Особенности формирования корпоративной культуры в России

В настоящее время концепция управления в России рассматривает социальную ответственность руководства как ключевой элемент эффективного производства, уделяется внимание сотрудникам организации и условиям для развития их потенциала [10, с. 122].

В данной ситуации корпоративная культура является важнейшим вспомогательным средством для привлечения и мотивации сотрудников. Согласно иерархии потребностей после удовлетворения потребностей первого уровня – физиологических, человек переходит к удовлетворению потребностей второго уровня – ценности, статус в обществе. Корпоративная культура играет наибольшую роль на втором уровне.

Создание благоприятной рабочей атмосферы это не только материальная сторона, но и духовная. Поэтому необходимо создание общей цели и философии сотрудников [10, с. 123].

Важно помнить, что корпоративной культурой невозможно управлять напрямую. Можно лишь создать условия для ее развития. Культура любого предприятия будет зависеть от типа компании и ее сотрудников, поэтому корпоративная культура является специфической.

Индивидуальность фирмы включает в себя такие вопросы как [12, с. 135]:

- ее специализация;

- личность лидера;

- индивидуальные особенности каждого сотрудника;

- стиль руководства и управления;

- способ решения проблем;

- способ распространения и обмена информацией;

- характер взаимоотношений между сотрудниками.

Как правило, главным критерием корпоративной культуры является поведение сотрудников компании. Существует четыре группы объективных и субъективных компонентов атмосферы компании:


- профессионализм сотрудников и уровень их взаимодействия;

- лояльность к фирме;

- взаимоотношения в организации;

- моральное и материальное поощрение.

Немаловажным критерием корпоративной культуры является разделение всеми сотрудниками ценностей организации [13, с. 97]. Сотрудники должны видеть пути профессионального роста и стремиться к лидерству. Руководители должны положительно относиться к своим сотрудникам, объективно оценивать их достижения и предоставлять возможности карьерного роста. Хороший психологический климат и дружеские отношения – главные компоненты, позволяющие людям использовать потенциал друг друга для достижения личных целей.

В настоящее время в России существует четыре типа корпоративной культуры: бюрократическая, авторитарная, личностно-ориентированная и проблемно-ориентированная. Характеристика каждого типа культуры представлена в таблице 3.

Таблица 3

Типы корпоративных культур в России [12, с. 137]

Тип корпоративной культуры

Характеристика

Источник власти

Компании

Бюрократическая

Строгая административная иерархия, сотрудники несут ответственность

Положение в иерархической структуре, а не личные качества. Все решения принимает управляющий

Крупные российские компании, имеют стабильное положение на рынке

Авторитарная

Лидер управляет фирмой с помощью группы топ-менеджеров. Сотрудники могут принимать участие в процессе принятия решений. Строгий контроль работы.

Лидер – руководитель и владелец. Имеет характеристики лидера и административную власть.

Личностно-ориентированная

Деятельность сотрудников не контролируется, огромные возможности для удовлетворения профессиональных амбиций, гибкий график

Руководитель имеет место первого среди равных, решения принимаются коллективно

Юридические фирмы, консалтинговые фирмы, архитектурные бюро, дизайн-студии

Проблемно-ориентированная

Расплывчатая структура, должностные обязанности четко сформулированы, и каждый человек отвечает за свою сферу. Работа сотрудников строго контролируется

Руководитель –координатор, не подчеркивает свое лидерство. Решения принимаются коллективно

Фирмы, которые работают для решения конкретных задач

Также как и с вопросом мировых типов корпоративных культур, невозможно четко определить лучшую модель корпоративной культуры, так как каждая из них обладает определенными достоинствами и недостатками. Решающую роль в выборе типа корпоративной культуры является численность сотрудников, наличие штабов и филиалов, стадия развития компании и экономическая ситуация на рынке.


2. Анализ корпоративной культуры в ООО «Аврора»

2.1. Общая характеристика ООО «Аврора»

Сеть фитнес-клубов «Аврора» считается одной из самых первых и крупных организаций предоставляющих фитнес-услуги в г. Барнауле. Её история началась с 2003 г. когда только открылся первый клуб, в последствие было запущено ещё два клуба, сейчас сеть по-прежнему активно развивается. Это связано не только с желанием клиентов в получении новых, интересных, эффективных и популярных услуг, но и с возросшей конкуренцией в фитнес-индустрии.

Миссия ООО «Аврора»: Сделать доступным всем качественный фитнес, поскольку верим в каждого человека, его желание к самосовершенствование с ярким и здоровым будущим!

Организационная структура ООО «Аврора» представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Организационная структура ООО «Аврора»

Элементами структуры управления являются звенья управления. Отношения между ними поддерживаются благодаря связям, взаимоотношениям, коммуникациям.

Между звеньями управления устанавливаются вертикальные и горизонтальные связи управления:

- вертикальные связи - связи руководителя и подчиненных (субординационные связи). Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.

- горизонтальные связи - это связи равноправных звеньев управления. Они носят характер согласования. Их основное назначение - способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений, находящихся на одном уровне при решении возникающих проблем.

Генеральный директор имеет в своем подчинении других работников, несет всю полноту ответственности за состояние фитнес-клуба. Осуществляет руководство клубом. Его главная задача состоит в обеспечении оптимальной системы взаимоотношений с внешней средой, при которой фитнес-клуб может успешно работать и конкурировать. Он наделен полномочиями решать главные проблемы функционирования и развития фитнес-клуба.

Менеджер клуба несет прямую ответственность за работу исполнителей. Принимает оперативные решения, связанные с выполнением заданий и оптимизацией использования выделенных для этого ресурсов. Передает информацию сверху вниз и снизу вверх, поддерживает внутренние и внешние контакты.


Проанализировав организационную структуру ООО «Аврора», можно сказать, что она является линейно-функциональной. При линейно-функциональной структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий фитнес-клуб. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогают функциональные звенья.

2.2. Диагностика корпоративной культуры ООО «Аврора»

Для анализа корпоративной культуры сети фитнес-клубов «Аврора» г. Барнаула было проведено социологическое эмпирическое исследование. В качестве основных методов сбора данных были выбраны анкетный и экспертный опросы, что в дальнейшем позволило выявить структуру корпоративной культуры и её особенности.

Корпоративная культура ООО «Аврора» формировалась на протяжении 16 лет работы. Отличительной чертой данной сферы является достаточно частая смена членов коллектива, поскольку фитнес-индустрия предполагает молодой контингент работников. Именно этим и интересно изучение корпоративной культуры данной компании, ведь существует постоянное движение и обновление внутри организации.

В результате исследования было опрошено 85 сотрудников сети фитнес-клубов «Аврора» г. Барнаула, которые непосредственно взаимодействуют с клиентами организации.

Выборка является неслучайной, направленной (целевой). Отбор использован методом типичных представителей, т.к. единицы отбора выбираются из заранее известной группы, и обладают характерными чертами для всей совокупности. Выборка представляет собой предварительно выделенную группу.

Анкета, заполняемая респондентами, была поделена на три основных смысловых блока:

1) Внутренний трудовой распорядок;

2) Взаимодействие с клиентами;

3) Корпоративная культура.

Первая часть включала в себя вопросы, посвящённые иерархии сотрудников, должностным обязанностям и возможностям внутри коллектива. Второй блок раскрывал отношение сотрудников и клиентов, их взаимодействие и специфику. Третья же часть вопросов была непосредственно направлена на выявление корпоративной культуры, представление о ней у рядовых сотрудников ООО «Аврора» и возможные, по их мнению, перспективы её развития.

Данный выбор группировки вопросов помог респондентам отвечать более грамотно, а также позволил нам оперативнее обрабатывать данные. Далее будут представлены результаты социологического исследования, наиболее широко раскрывающие поставленную цель.


Для большинства сотрудников ООО «Аврора» мотивом трудовой деятельности в данной организации является моральное удовлетворение от работы (59,3%), а так же хороший коллектив (51,9%) (рис. 2). На хороший заработок ссылаются 48,1%, на получение профессионального опыта 44,4%, на престиж 37%, в меньшей степени мотивом выделяют отсутствие другой работы 29,6%. Стоит отметить, что в данном вопросе можно было выделить несколько подходящих для опрашиваемого вариантов ответа.

Рисунок 2 - Мотив трудовой деятельности, %

Соответственно, можно предположить, что сотрудники ООО «Аврора», в подавляющем большинстве, довольны своей работой. Это подкреплено цифрами: полностью удовлетворены 33,3%, скорее удовлетворены 48,1%. Тех респондентов, кто полностью не доволен своей работой не много - 3,7%, 14,8% кто скорее не доволен ей (рис. 3).

Рисунок 3 - Удовлетворённость работой, %

Немаловажно отметить, что на вопрос «Чувствуете ли Вы себя частью большой команды ООО «Аврора»?» сотрудники ответили 66,7% - да , 33,3% - нет (рис. 4). При этом респонденты говорят, что коллектив организации очень сплочённый (11,1%) и скорее сплочённый (48,1%), и менее половины опрошенных думаю, что скорее не сплочённый (22,2%) или даже совсем не сплочённый (18,5%) (рис. 5).

Рисунок 4 - Распределение на вопрос: «Чувствуете ли Вы себя частью большой команды ООО «Аврора»?»

Рисунок 5 - Сплочённость коллектива, %

Далее хотелось бы более подробно раскрыть аспекты внутреннего трудового распорядка в сети фитнес-клубов «Аврора». Для этого сотрудникам были заданы вопросы, раскрывающие их должностные обязанности, иерархию и дисциплину.

По мнению сотрудников, должностная иерархия в сети фитнес-клубов «Аврора» скорее и определённо соблюдается, 48,1% и 29,6% соответственно. Значительно меньшая часть говорит об обратном, 18,5% и 3,7% респондентов считают, что скорее и определённо не соблюдается.

Схоже распределились ответы на вопрос о мотивации сотрудников со стороны руководителя на плодотворную работу с клиентами. Опрошенные отмечают, что в 44,4% и 25,9% получают мотивацию от руководства, а 18,5% и 11,1% скорее нет (рис. 6).

Рисунок 6 - Распределение на вопрос: «Мотивирует ли Вас руководитель на плодотворную работу с клиентами ООО «Аврора»?»