Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
5. Проанализировать существующую корпоративную культуру ООО «СИТИАВТО»
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Понятие, сущность и виды корпоративной культуры
1.2. Принципы формирования корпоративной культуры
1.3. Управление развитием корпоративной культурой
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «СИТИАВТО»
2.1. Общая характеристика ООО «СИТИАВТО»
2.2. Анализ существующей корпоративной культуры ООО «СИТИАВТО»
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «СИТИАВТО»
3.1. Мероприятия по развитию корпоративной культуры ООО «СИТИАВТО»
Предложение 2. Мероприятие по реализации обучения персонала.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность освещения проблем управления корпоративной культурой заключается в том значении, которое имеют трудовые ресурсы и инновационные технологии в современных условиях хозяйствования для поступательного развития любого предприятия. Вопросам управления корпоративной культурой всегда уделялось особое внимание. Усложнение условий хозяйствования, появление новых производств и необходимость внедрения инновационных технологий предопределяют особое внимание к состоянию трудовых ресурсов. Система управления корпоративной культурой находится в постоянном развитии, появляются новые факты и исследования, которые позволяют глубже понять причины поведения работников и разработать новые инструменты и методы управления. Внедрение инновационных подходов к управлению корпоративной культурой способствует росту производительности труда, приверженности персонала предприятию, снижению текучести кадров и другим положительным тенденциям.
Исследованию системы управления корпоративной культурой посвящены многочисленные труды как отечественных, так и зарубежных специалистов, среди российских ученых, труды которых были использованы в работе можно выделить следующих: Базаров Т.Ю., Валиева О.В., Волкова Л.П., Герчиков В.И., Дементьева А.Г., Кибанов А.Я. и др.
Теоретическую основу исследования составляют монографии и статьи в периодической печати таких специалистов как: Александров В.А., Архипова Н.И., Беликова Т.В., Верещагина Л.С., Гнедых Н.Н., Веснин В.Р. Дейнека А.В., Исаева О.М., Лукьянова Т.В., Маслова В.М., Мелихов Ю.Е., Митрофанова Е.А., Михайлина Г.И., Моргунов Е.Б., Одегов Ю.Г., Оксинойд К.Э. и др.
Целью исследования является разработка предложений по совершенствованию корпоративной культуры ООО «СИТИАВТО».
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие, сущность и виды корпоративной культуры.
2. Определить принципы формирования корпоративной культуры.
3. Обозначить проблемы управления развитием корпоративной культурой.
4. Дать характеристику ООО «СИТИАВТО»
5. Проанализировать существующую корпоративную культуру ООО «СИТИАВТО»
6. Разработать мероприятия по развитию корпоративной культуры ООО «СИТИАВТО».
7. Провести оценку эффективности предложенных мероприятий.
Объект исследования - процесс формирования и развития корпоративной культуры предприятия.
Предмет исследования – подходы и методы совершенствования корпоративной культуры предприятия.
Методы исследования:
- Метод теоретического анализа.
- Метод прямой оценки на основе тестирования и опросов.
- Косвенный метод - по элементной оценке, анализируя возможности (или влияние) каждого элемента системы на результаты.
4. Метод математической обработки данных.
Структура работа определена ее целью и задачами и включает введение, три главы, объединяющие 7 параграфов, заключение, библиографический список и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Понятие, сущность и виды корпоративной культуры
Термин «корпоративная культура» появился в научных источниках сравнительно недавно, как указывают К. Камерон и Р. Куинн [37], причина игнорирования столь мощного фактора, способного влиять на показатели эффективности организации, в том, что «само определение культуры оперирует категориями исповедуемых ценностей, фундаментальных предположений, ожиданий, коллективной памяти и понятийных формулировок, свойственных организации» [36, с. 43].
На сегодняшний день не существует единой точки зрения относительно того, когда было начато исследования феномена. Согласно первой точке зрения, которая, по мнению И.В. Грошева [11], является общепринятой, в западной психологической науке историю изучения корпоративной культуры следует начать с Хоторнского эксперимента, проведенного Э. Мэйо 20-х гг. - 30-х гг. ХХ века, и, в результате которого были обнаружены ранее скрытые психологические и социальные факторы, влияющие на производительность труда в организации. Выводы исследователя также касались наличия общих ценностей и неформальной корпоративной структуры, влияющие на мотивацию к труду.
Согласно другой точки зрения [22; 36], интерес к корпоративной культуре появился в 1980-годы. Основной толчок, заставивший исследователей начать изучение феномена - значительные успехи японских компаний. В начале 1980-х гг. Т. Делом и А. Кеннеди [37], издаются книги «Теории Z» - «В поисках эффективного управления» и «Корпоративные культуры», где подчеркивается важная роль корпоративной культуры в достижении экономического успеха организацией, а также как фактора адаптации к изменениям во внешней среде.
Культура организации определяется авторами как система неофициальных правил, которые разъясняют, как люди должны вести себя.
Продолжением этих изданий стали результаты исследований Т. Дж Питерса и Р. Уотермана, которые в 1982 показали, что «организации с сильной, развитой идеологией, ценностями, обладают значительным преимуществом с точки зрения успешной деятельности» [37, с. 122].
В середине 1980-х гг. Издается книга Э. Шейна «Корпоративная культура и лидерство» [38], где описываются «проблемы и модели формирования корпоративной культуры, ее основные виды, уровне». Наличие связи между корпоративной культурой и ее доходностью доказана в 2002 году. Дж. Коттер и Дж. Хескета.
В 1989 А. Уилкинс исследует возможности путей изменения негативных составляющих корпоративной культуры, без рассмотрения ее положительных аспектов. Несколько позже Г. Хофстед [39] проводит масштабное исследование типов корпоративной культуры, определяет ее, как психологический актив организации, который может быть использован для прогнозирования финансовых результатов деятельности фирмы.
К. Камерон и Р. Куинн [36] приводят свою типологию и методику диагностики корпоративной культуры.
Следует отметить, что наличие большого количества исследований и научных трудов не обеспечил существование единого понимания термина «Корпоративная культура», каждый из исследователей акцентирует внимание на разных сторонах понятия. Кроме того, феномен исследуется с точки зрения различных научных дисциплин (психологии, социологии, антропологии, менеджмента, экономики).
Одним из наиболее распространенных определений культуры является ее дефиниция как «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» [7, с. 164], а при переносе такой трактовки понятия в корпоративную плоскость - как совокупность этих достижений и умений определенной группы людей, занятой в производственном процессе предприятия, важное место среди которых отводится руководителю [7, с. 165].
Итак, корпоративная культура предприятия представляет собой комплекс идейно-ценностных ориентаций, привычек, норм и правил, постоянно обновляются, формируя сознательно или подсознательно стиль поведения работников [11, с.77]. Однако, это не единственные определение понятия корпоративной культуры, раскрывают его сущность.
Корпоративную культуру предприятия следует рассматривать с точки зрения управленческого, психодинамического, когнитивного, холистического, интеллектуального и ценностно-ориентированного подходов.
Наиболее перспективным в современных условиях рыночной трансформации экономики и обострения конкурентной борьбы управленческий подход, рассматривающий корпоративную культуру предприятия как систему отношений между сотрудниками в процессе хозяйствования, включая его производственную, управленческую и маркетинговую составляющие.
Наряду с термином «корпоративная культура» сегодня часто используется термины «корпоративная культура» или «корпоративный климат». Так, в трудах О.С. Виханского и А.И. Наумова используется понятие «корпоративная культура», под которым понимают совокупность всех членов организации, «корпоративный дух», «общий философию» [9, с. 75]. То есть, первичные различия - в «масштабах» терминологий, ведь в современную корпорацию могут входить несколько организаций.
При этом Л.И. Дорофеева [23, с. 44] отмечает, что «работоспособность» корпоративной культуры обеспечивает, благодаря ее подчинения: а) принципам всеобщности (должна разделяться всеми или большинством членов организации); б) доступности (ясность и простота ее, обеспечивающих возможность понимания всеми работниками); в) четкости и однозначности (недопущение ее двойного толкование); г) априорности (положение корпоративной культуры, например, цели или ценности, должны быть такими, которые не требуют доказательств); д) обоснованности (законам, национальной культуре и специфике деятельности организации); е) досягаемости основных целей и ценностей корпоративной культуры (то есть для любого работника должен существовать реальная возможность достигать цели и соответствовать ценностям корпоративной культуры); ж) уважения к индивидуальной, личностной и национальной культуры.
Итак, корпоративная культура проявляется как определенное социальное согласие (единодушие) по поводу того, как организация будет вести себя в определенной рыночной ситуации. Этот «конструкт» непосредственно влияет на реальное поведение и взаимодействие экономических агентов, следовательно и на результаты экономической деятельности организации.
Содержанием процесса формирования корпоративной культуры является объединение работников (сотрудников) и регламентация их поведения при взаимодействии и осуществлении совместной деятельности для достижения целей организации, а его результатом - обеспечение надлежащего уровня социально-психологического порядка в организации.
Определяющую роль в формировании эффективной корпоративной культуры должны играть менеджеры нового типа, которые способны превращать культурные ценности в сущностную свойство организации.
Принципы управления поведением персонала должны быть органически соединены с принципами организации и управления экономическими объектами. Организация и люди должны развиваться одновременно, чтобы в идеале достичь гармоничной соответствия. Иными словами, организация должна совершенствовать людей, а люди - организацию [33, с. 297]. В этом плане важное значение имеет карьерный рост как необходимая составляющая профессионального самосовершенствования работников.
Дж. Миддлтон отмечал, что для достижения карьерного успеха необходимо обладать определенными чертами или прилагать максимум усилий по их развитию; в частности речь идет о компетенции - такие навыки и приемы, с помощью которых поставлена задача решается наилучшим образом [32, с. 114].
Владельцы и менеджеры организации рассматривают корпоративную культуру как эффективный инструмент, который позволяет ориентировать персонал на достижение общих целей, мобилизовать инициативу, обеспечивать лояльность и деловое общение. Особенно ценятся карьерная компетентность, дисциплинированность, практицизм, положительная оценка системы управления организации, активная профессиональная установка, коммуникативная толерантность.
В структуре корпоративной культуры должны найти отражение такие ценностные установки персонала, а именно нормы: а) «стабильности» - вежливость, уважение к коллегам и традиций фирмы; б) самореализации - стремление карьерного роста, ответственность, выбор собственных целей, широта взглядов, честолюбие, любознательность; в) «равенства» в коллективе - скромность, обязательность, умеренность, чистоплотность, честность; г) «духовности» - креативность в профессиональной деятельности, верность ценностям организаций [5, с. 106-107].
В условиях хозяйствования частной собственностью на состояние корпоративной культуры влияют ценности, установки, декларируемые цели собственников и высшего менеджмента организации. Очевидно, что именно владелец был и остается лидером в распространении морали и культуры, адекватных собственному разумению основ корпоративной культуры.
Сложность и многогранность корпоративной культуры как экономического явления требует систематизации подходов к ее изучению.
Вопросами классификации и типологии корпоративной культуры посвящено значительное количество научных исследований как зарубежных, так и отечественных авторов. Считаем, что все современные типологии корпоративных культур можно разделить на следующие три группы: