Файл: Субъекты коммерческой деятельности в торговле (ООО «Пятёрочка»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Субъекты торговой деятельности могут быть классифицированы по различным основаниям, в частности: по природе происхождения собственности на имеющееся имущество – на публичные и частные субъекты; по природе происхождения капитала – на национальных, совместных и иностранных. Также одним из оснований для разделения субъектов торговли является осуществление ими деятельности в различных сферах хозяйствования – промышленности, транспорте, спорте, строительстве, сельском хозяйстве и т.д.

Систематизировать виды субъектов торговой деятельности можно по классификации по предметам торговли:

1) универсальные субъекты коммерческого права, которые без ограничений могут осуществлять любую коммерческую деятельность;

2) ориентированные субъекты коммерческого права, которые имеют дело непосредственно с определенным видом товара или осуществляют узконаправленную деятельность (например, предприятия-заготовители сельскохозяйственной продукции, бензохранилища, транспортные организации, страховщики и другие);

3) специализированные субъекты коммерческого права, для осуществления деятельности которых необходимо специальное разрешение (например, лицензирование). Это лица, осуществляющие торговлю лекарственными и наркотическими препаратами, оружием, ядохимикатами, и иные. Также государственные и муниципальные образования, выступающие в коммерческом обороте с контрольными и надзорными функциями

Таким образом, в качестве субъектов коммерческой деятельности выступают как юридические, так и физические лица, наделенные право ее совершения. К субъектам рынка, воздействующим на коммерческую деятельность, относятся: предприятия, посредники, потребители, организации, к которым можно отнести: товаропроизводители – поставщики продукции, посредники, кредиторы (банки), контрольно-инспекционные учреждения, аудиторские службы, страховые агентства и т.д. С развитием рыночных отношений эти компоненты будут подвергаться количественным и качественным изменениям, внося тем самым адекватные изменения в коммерческую деятельность.

1.3 Объекты коммерческой деятельности в торговле

Объектами коммерческих операций как управленческой деятельности на потребительском рынке являются товары и услуги. Рассмотрим их подробнее.


Товар представляет собой продукт труда, удовлетворяющий какие-либо потребности покупателя, предназначенный для обмена в форме купли-продажи. Таким образом, к товару относится любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

Товары могут подразделять на товары:

  • повседневного спроса – потребляются либо сразу, либо рассчитаны на определенное количество использований;
  • предварительного выбора – товары однородного признака, в процессе потребления потребителем сравнивается между собой по параметрам, по надежности, по цене, по внешнему оформлению и т. д.;
  • особого спроса – присущи характерные или уникальные свойства, ради которых потребитель готов затратить дополнительные средства;
  • пассивного спроса – о покупке этих товаров потребитель не задумывается, отличаются случайной потребностью.

Основными элементами рыночного механизма является спрос, предложение, цена. Потребность в товарах на рынке выступает в форме спроса, размер которого определяется ценами на товар и платежеспособностью покупателей. Соотношение между спросом и предложением на товар, с одной стороны, зависит от динамики рыночных цен, а с другой стороны – оказывает непосредственное воздействие на формирование цены.

Одна из важнейших задач рынка товаров – обеспечение условий, при которых достигается равновесие между спросом и предложением. По признаку спроса и предложения товара различают рынок продавца и рынок покупателя. Выпуск и реализация продукции повышенного качества адекватно отражают социально-экономические интересы как производителя, так и торговли. От качества продукции во многом зависят конкурентные возможности торгового предприятия, его товарная и ценовая политика, успех в коммерческом деле и размеры прибыли.

Говоря об услугах, Ф. Котлер дает следующее определение: «Услуга – любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде».

Услуга — результат деятельности субъекта коммерческих отношений, направленная на оказание помощи покупателям при совершении покупки, доставке товаров и в процессе использования, с целью удовлетворения потребностей покупателей и повышения конкурентоспособности и коммерческого результата.

Классификация услуг позволяет улучшить понимание изучаемого явления, выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику, причем сфера услуг имеет ряд специфических особенностей по сравнению с материальным производством:


во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг;

во-вторых, услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей товаров;

в-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

Наука дифференцирует услуги, оказываемые на коммерческой основе, на 10 групп, включающих:

  • услуги по предоставлению жилья;
  • обслуживание семей (ремонт жилища, уход за ландшафтом, уборка жилых помещений и др.);
  • отдых и развлечения;
  • индивидуальное санитарно-гигиеническое обслуживание (стирка, сухая чистка, косметические услуги и др.);
  • медицинские и другие услуги здравоохранения;
  • частное образование;
  • услуги в области бизнеса и другие профессиональные услуги (правовые, бухгалтерские, консультационные и др.);
  • страховые и финансовые услуги;
  • транспортные услуги;
  • услуги в области коммуникаций.

Существует еще одна схема классификации услуг, выделяющая три принципиальные группы:

  • услуги, связанные с физическими товарами, которыми клиент владеет и которые использует, но не на правах собственника;
  • услуги, связанные с физическими товарами, являющимися собственностью клиента;
  • услуги, не связанные с физическими товарами.

К основным особенностям сферы услуг можно отнести: высокая степень неопределенности услуг ставит покупателя в невыгодное положение, т. е. часто предоставление услуг требует особых, специальных знаний и мастерства, которые покупателю трудно оценить; невозможность сравнения двух конкурирующих предложений из-за совместного процесса производства и потребления услуги.

Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной из его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономики. Вместе с тем рынок услуг имеет ряд специфических особенностей, обуславливающих особый подход к предпринимательской деятельности.

Активное насыщение рынка товарами и услугами, их многообразие и усиление требований потребителей к ним определяют необходимость совершенствования коммерческой работы.

Управление товаром как объектом коммерческих правоотношений предполагает систематизацию сведений о нем и использование этой информации при принятии стратегических и тактических решений.


Услуги весьма разнообразны и сложны как объект правоотношений в коммерческой деятельности. Требования к ним со стороны потребителей систематически растут, они становятся важной составляющей конкурентоспособности товара на рынке. Часто товар только вместе с услугой и всей атрибутикой (упаковкой, маркировкой, дизайном, формой и др.) может обеспечить решение проблем потребителя, быть конкурентоспособным.

К объектам коммерческой деятельности в торговле (товарам и услугам) предъявляются определенные требования, часть из которых определена международными, национальными стандартами, действующими законодательными и нормативными актами. Другая часть требований, и что особенно важно в условиях возрастающей конкуренции, предъявляется рынком, потребителями. Базисом коммерческой деятельности служат капитал, материально-техническая база и информационно-компьютерные средства, формирующие банк данных для принятия управленческих решений.

Таким образом, к объектам коммерческой деятельности на потребительском рынке являются товары и услуги. Товары – неотъемлемый продукт рынка, обладающий потребительской стоимостью, форма обмена – деньги. Под услугами понимают обслуживание и доведение товара до потребителя.

Глава 2. Анализ и совершенствование организации коммерческой деятельности на примере ООО «Пятёрочка»

2.1 Краткая характеристика ООО «Пятёрочка»

Торговая сеть Пятёрочка была основана в 1998 году. Её основателями считаются первый и ныне действующий долларовый, миллионер России- предприниматель Андрей Владимирович Рогачев и предприниматель Александр Владимирович Гидра. ООО «Пятёрочка» присутствует на рынке более 20 лет. Первый магазин Пятёрочка был открыт в 1999 году в г. Санкт-Петербург. К январю 2000г. насчитывается уже 17 магазинов. В течение 2000 года в 3 раза увеличила годовой оборот и стала победителем общенационального рейтинга «Топ-200 российской розничной торговли». По итогам 2001 года оборот «Пятерочки» составил $212 млн., а количество покупателей превысило 100 миллионов. В 2002г. принято решение запустить развитие франчайзинговой сети, что даёт ещё больший толчок развитию Пятёрочки к 2004г.


Рис.1 - Количество магазинов «Пятёрочка» формат «у дома» с 2014-2018гг.

По итогам работы 2004 г. один из самых авторитетных профессиональных журналов о рознице - «RETAIL WORLD» поставил российскую сеть «Пятерочка» на 8 место в мире среди наиболее перспективных компаний.
В мае 2005г. «Пятерочка» успешно разместила акции на Лондонской Фондовой бирже и привлекла около $600млн., которые направлены на дальнейшее развитие сети. Консолидированный оборот Компании за 2005г. Составил $2,084млрд. - это лучший показатель среди продуктовых ритейлеров России. В 2005г. Компания совершила первые поглощения: была приобретена сеть «Копейка» в Санкт-Петербурге. Объединение сетей «Пятерочка» и «Перекресток» в мае 2006 года привело к созданию компании X5 Retail Group - абсолютного лидера отрасли по объему продаж. X5 Retail Group N.V. - компания №1 на рынке розничной торговли России с объемом продаж более 10 млрд.долл. В 2009г. торговая сеть «Пятёрочка» объявлена маркой №1 в России. За 20 лет своего существования торговая сеть переросла в одну из крупнейших сетей на просторах России с чистой розничной выручкой 1.000.863 млн.руб. В октябре 2018 года Х5 открыла магазин-лабораторию для тестирования возможности внедрения новых технологий. В магазине в «полевых условиях» тестируют технологии электронных ценников, умные полки, цифровые информационные панели, сценарии самостоятельного сканирования и оплаты покупок и другие технологии умного магазина. В ноябре 2018 года в торговой сети завершён проект по (RL) — система автоматически подбирает наиболее актуальные для покупателей предложения на основе обезличенных данных о прошедших акциях, при этом маржинальность отдельных предложений была вдвое выше среднего показателя до автоматизации. «Пятерочка» продолжает работать над увеличением своей ассортиментной базы. На данный момент в сети «Пятерочка» представлено около 5300 наименований. «Пятерочка» осуществляет различные промо-акции и программы лояльности в рамках поддержки малообеспеченных слоев населения. Например, во всех «Пятёрочках» благодаря программе «Счастливые часы» действует 5%-ная скидка для пенсионеров и держателей социальных карт, а в рамках разнообразных ежедневных, праздничных и сезонных промо-акций скидки на различные товары могут достигать 50%. В рамках действующей в каждом магазине программы «За качество отвечаю!» магазин не только вернет деньги за приобретенный товар, но и предложит в подарок такой же свежий товар надлежащего качества.