Файл: Субъекты коммерческой деятельности в торговле (ООО «Пятёрочка»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования коммерческой деятельности в торговле
1.1 Сущность, виды, принципы и функции коммерческой деятельности
1.2. Субъекты коммерческой деятельности в торговле
1.3 Объекты коммерческой деятельности в торговле
Глава 2. Анализ и совершенствование организации коммерческой деятельности на примере ООО «Пятёрочка»
2.1 Краткая характеристика ООО «Пятёрочка»
2.2 Анализ коммерческой деятельности ООО «Пятерочка»
2.3 Предложения по усовершенствованию коммерческой деятельности ООО «Пятёрочка»
ВВЕДЕНИЕ
Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности. Она заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли. Коммерческая деятельность - оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.
Под субъектами коммерческой деятельности понимают стороны, находящиеся в деловых отношениях по производству продукции, купле-продаже и оказанию консультационных услуг. Субъектами коммерческой деятельности в сфере товарного обращения являются и некоммерческие организации, которые могут заниматься предпринимательством. К ним относятся потребительский кооператив, ассоциации и союзы.
Объектами коммерческой деятельности на потребительском рынке являются товары и услуги. Потребительский рынок — рынок покупателей, образованный отдельными лицами и домохозяйствами, покупающими или приобретающими иным способом товары и услуги для личного потребления
Товар – продукт труда, предназначенный для товарно-денежного обмена и удовлетворяющий ту или иную потребность человека за счёт его потребительской стоимости. Услуги – это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купли-продажи товаров. Товар или услуга продаются с целью получения прибыли, и деньги, уплаченные за него, которые служат, затем источником образования прибыли.
Субъекты и объекты коммерческих правоотношений формируют систему оптовой и розничной торговли на конкретной территории. Они обеспечивают обращение продуктов труда (товаров, услуг и работ) на соответствующих рынках посредством совершения различных видов сделок, актов купли-продажи.
В соответствии с законодательством субъекты хозяйствования по юридическому статусу подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие - те , в которых основная цель – получение доходов и прибыли, которые распределяются между учредителями. Некоммерческие - те, основной целью которых не является получение доходов и прибыли, также ее распределение среди учредителей. Они (учреждения образования, благотворительные фонды, религиозные организации, общественные объединения, политические партии т.п.), создаются для достижения образовательных, благотворительных, природоохранных, социальных, культурных целей отдельных групп граждан.
Цель данной курсовой работы изучить роль субъектов и объектов коммерческой деятельности в торговле. Задачи:
1.Изучить организационно-правовые формы коммерческой деятельности.
2.Охарактеризовать основные объекты и субъекты коммерческой деятельности.
3.Рассмотреть и изучить виды и типы розничных предприятий.
4.Проанализировать ООО «Пятёрочка».
Глава 1. Теоретические основы исследования коммерческой деятельности в торговле
1.1 Сущность, виды, принципы и функции коммерческой деятельности
Толковый словарь В. И. Даля определяет коммерцию как «торг», торговля, торговые обороты, купеческие промыслы». Другими словами, эти понятия предполагают осуществление актов купли-продажи с целью получения прибыли.
Рассматривая точки зрения теоретиков к определению коммерческой деятельности или коммерции выделим наиболее всеобъемлющие подходы.
По мнению В. А. Абчука, коммерческая деятельность – это товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребительский рынок. А. У. Альбеков рассматривает коммерческую деятельность как комплекс операций, в широком смысле, представляющих собой торговлю3.
Некоторые Авторы, Бунеев, К Я. Ветцель, С. Н. Виноградова определяют коммерцию как некоторую деятельность, преследующую совершенствование процессов купли-продажи. Однако, они не раскрывают общее влияние со стороны оценки эффективности коммерческой деятельности на рыночную экономику.
Содержание коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, по словам С.Н. Виноградовой, представляет собой организационные операции, обслуживающие обмены и совершение актов купли-продажи с целью получения прибыли через наилучшее удовлетворение спроса. Автор уверена, в том, что коммерческая деятельность выступает как способ реализации коммерческих отношений между субъектами рынка.
Например, Л.А. Брагин базируется на основе понятие коммерции как вида деятельности, направленной на осуществление процесса купли-продажи товаров и оказания услуг с целью получения прибыли. А коммерческой деятельностью называет все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки партнеров при учете запросов потребителей и их интересов.
О.В. Памбухчиянц, в своих работах, отождествляет коммерческую деятельность с деятельностью предпринимательской. Объясняя свою точку зрения тем, что «в гражданском законодательстве Российской Федерации любая законная деятельность, направленная на получение прибыли, является коммерческой». В частности, Л.В. Осипова и И.М. Синяева рассматривают ее как разновидность предпринимательства, осуществляемого в сфере обращения товаров и услуг.
Более широкое объяснение сущности коммерческой деятельности дал профессор Б.А. Райзберг, который считает, что коммерческая деятельность означает не только торговую деятельность, но и другие виды предпринимательской деятельности. При обосновании данного утверждения Райзберг использует формулу торговой сделки: «товар-деньги» при продаже и «деньги-товар» при покупке.
Ф.Г. Панкратов отмечают, что коммерческая деятельность – это понятие более узкое, нежели предпринимательство. Авторы рассматривают коммерцию как одну из форм предпринимательской деятельности и отличается от нее только тем, что она не охватывает сам процесс производства товара.
Основной коммерческой деятельностью является процесс купли и продажи. Так считают практически все теоретики в экономической сфере.
Ю. В. Вылгина видит цель коммерческой деятельности в следующем:
1. установление хозяйственных и партнерских связей с субъектами рынка;
2. изучение и анализ источников закупки товаров;
3. согласование связи производства с потреблением товаров, ориентированных на спросы покупателей (объём, обновление выпускаемой продукции);
4. осуществление купли и продажи товаров с учетом рыночной среды;
5. расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков товаров;
6. сокращение издержек обращения товаров16.
Таким образом задачи коммерческой деятельности раскрываются в ее содержании, направленности и в четкой последовательности процедур, проводимых предпринимателем.
Основными направлениями коммерческой деятельности состоят в следующем:
Процесс реализации, продажа произведенных или полученных товаров и услуг, снабженческая деятельность, осуществление торговых и посреднических операции, выявление потребительских предпочтений, заключение и реализация контрактов.
Л.П. Дашков и О.В. Памбухчиянц в своей работе выделяют оптовую и розничную торговлю.
Оптовая торговля на коммерческих предприятиях – это такой вид торговой деятельности, при котором приобретение и продажа товаров используется в коммерческих целях, связанных с перепродажей приобретенных товаров, или иных целях, не связанных с личным использованием.
Розничная торговля на коммерческих предприятиях, связана с приобретением и продажей товаров для личного пользования, н относящегося к осуществлению коммерческих операций.
По характеру выполняемых функций процессы торговли рассматриваются со стороны коммерческих и производственных процессов. С их помощью происходит изучение потребностей и прогнозирование покупательского спроса, организация работы с поставщиками товаров рекламно-информационная деятельность по сбыту товара, а также формирование ассортимента товаров на складах и в магазинах, управление товарными запасами.
Можно выделить следующие виды коммерческой деятельности:
1) торговля на товарных рынках, включая прямые хозяйственные связи производственных предприятий (оптовая торговля через посредников, биржевая торговля, ярморочная торговля, аукционы);
2) торговля продуктами интеллектуального труда;
3) торговля инженерно-техническими и консультационными услугами, например, строительство промышленных объектов;
4) торговля транспортными, банковскими, финансовыми, страховыми и посредническими услугами, обеспечивающими осуществление коммерческой деятельности;
5) арендные и лизинговые операции;
5) торговля на производственных и научно-производственных кооперированиях.
Н. В. Молоткова и Г.А. Соседов характеризуют принципы коммерческой деятельности в следующем:
1) свобода выбора поставщика и ценообразования;
2) саморегулирование процессов поставки и купли-продажи;
3) многообразие поставщиков при закупке товаров;
4) экономическое равноправие партнеров;
5) конкуренция поставщика и покупателя;
6) ответственность сторон своим имуществом и авторитетом за выполнение обязательств.
Также к принципам относят соблюдение законодательства и повышение культуры обслуживания покупателей, и принятие эффективных коммерческих решений.
Таким образом, следует отметить, что торговая деятельность в условиях глобализации, расширения торговой деятельности, усиления конкуренции на рынке, а также появления большого числа идентичных товаров, коммерческая деятельность испытывает существенные изменения. В связи с чем она нуждается в совершенствовании. Основными принципами в этом процессе должно стать внимание к интересам потребителя, за счет чего информационное обеспечение коммерческой деятельности в торговле должно будет приобрести приоритет перед прочими направлениями коммерческой работы.
1.2. Субъекты коммерческой деятельности в торговле
Торговый оборот представляет собой систему отношений граждан в сфере торговли, в которой его субъекты выступают функциональными элементами данной системы.
Б. И. Пугинский отмечает, что если «по традиции, сложившейся столетия назад, в качестве основной фигуры, главного субъекта торгового оборота рассматривались торговые общества либо отдельные торговцы», то в настоящее время развитие товарного оборота потребовало пересмотра такого подхода.
Субъектами коммерческой деятельности являются лица, обладающие способностью иметь права и исполнять обязанности, возникающие из торговых отношений, участвующие в торговом обороте и несущие самостоятельную имущественную ответственность. Классификация субъектов коммерческой деятельности по функциональным признакам такова:
1. Предприятия - производители продукции и услуг, реализующие продукцию как самостоятельно, так и через представителей;
2. Посредники - представители производителей, поставщиков и торговые посредники;
3. Потребители;
4. Организации, осуществляющие регулирование торговой деятельности и контроль за ней.
Первая группа – это предприятия-производители товаров и услуг, а также индивидуальные предприниматели, изготавливающие продукцию и реализующие ее самостоятельно.
Вторая группа субъектов коммерческой деятельности – коммерческие агенты и торговые посредники. В роли посредников могут выступать индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Из некоммерческих организаций посредниками могут быть только те, в уставе которых зафиксирована возможность заниматься торговой деятельностью.
Третья группа субъектов коммерческой деятельности – потребители. Потребители в свою очередь подразделяются на следующие категории:
- производственные потребители, использующие приобретенные товары, сырье для своей предпринимательской деятельности;
- непроизводственные или индивидуальные потребители, использующие приобретенные товары в конечное индивидуальное пользование для личных, семейных и домашних нужд.
Четвертая группа субъектов коммерческой деятельности - это организации, которые осуществляют регулирование торговой деятельности и контроль за ней. К ним относятся государственные и муниципальные организации, регулирующие деятельность входящих в их структуру подразделений, например, объединения (ассоциации) коммерческих организаций.