Файл: Формирование корпоративного имиджа компании (на примере «Альфа-Банк» ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 1816
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО ИМИДЖА ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Понятие, сущность и значение имиджа организации
1.2. Основные виды и структура корпоративного имиджа
2.1. Анализ информационно-имиджевой деятельности компании «Альфа-Банк»
2.2. Структура компании «Альфа-Банк»
2.3. Анализ среды формирования корпоративного имиджа
2.4. Корпоративная культура как фактор эффективной реализации стратегии компании
2.5. Разработка целей и задач имиджевой PR-программ
Под внутренним имиджем он понимает «ощущения, впечатления, которые остаются у клиентов организации от общения с ее персоналом, администрацией, наблюдений за их действиями, взаимоотношениями, общей атмосферой» [5, c.208]. В основе внутреннего имиджа лежит корпоративная культура.
Таблица 1. Особенности классификации корпоративного имиджа
Автор классификации |
Виды корпоративного имиджа |
Инструменты формирования данного имиджа |
Б. Джи |
Фундаментальный |
Этические общественно значимые принципы, ценности; миссия; стандарты поведения, внешнего вида |
Внешний |
Качество продукции; реклама и PR; логотип; слоган; общественная деятельность; стандарты культуры обслуживания |
|
Внутренний |
Финансовая, кадровая политика, система мотивации |
|
Сопутствующий |
Мотивированность персонала, корпоративность |
|
Л.В. Даниленко |
Желаемый |
Имидж, который стремится создать компания |
Реальный |
Образ, который на самом деле вызывает компания у целевой аудитории |
|
Традиционный |
Ориентация на идентичность фирмы как на основу ее имиджа |
|
Благоприятный |
Положительный образ компании на основе преимуществ |
|
Обновленный |
Измененный имидж в соответствии с изменением внешней среды |
|
И.В. Сироткина |
Внешний |
Качество продукции, реклама, PR и др. |
Внутренний |
Политика организации и т.п. |
|
Неосязаемый |
Ответная реакция клиента на обслуживание, отношение к нему сотрудников организации |
|
В.Р. Веснин |
Внешний |
Качество продукции, реклама, PR и др. |
Внутренний |
Политика организации и т.п. |
|
Р.Р. Горчакова |
Реальный |
Образ компании у общества |
Внешний |
Качество продукции, реклама, PR и др. |
|
Внутренний |
Политика организации и т.п. |
|
Неосязаемый |
Ответная реакция клиента на обслуживание |
|
Обновленный |
Измененный имидж в соответствии с изменением внешней среды |
Как было отмечено выше, понятие корпоративного имиджа связано с понятием деловой репутации. Исследователями был проведен опрос представителей бизнеса, чтобы выделить наиболее важные составляющие деловой репутации.
Итак, структурный анализ деловой репутации показал, что важнейшими ее элементами считаются качество товаров и услуг, корпоративное управление, а также социальная ответственность бизнеса. Это обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество организации и помогает в формировании положительного имиджа.
Также имиджевыми могут являться основные характеристики производимого и реализуемого товара. Исходя из вышеуказанного, исследователями предлагается в качестве инструментария формирования имиджа предприятия использовать весь комплекс маркетинга (продукция, цена, дистрибуция (место), продвижение) [27].
В таблице 2 представлены наиболее значимые подходы к формированию корпоративного имиджа.
Таблица 2. Подходы к формированию корпоративного имиджа
Основные подходы |
Характеристика |
Производственноэкономические имиджевые программы |
Данные программы ориентированы на разработку и внедрение мероприятий по улучшению качества продукции, а также по внедрению современных технологий |
Маркетинговый подход |
Программы ориентированы на разработку мероприятий, связанных с планированием конкурентной борьбы, продвижением, проведением рекламных и PR-кампаний |
Клиентурный подход |
Данный подход заключается в формировании определенной культуры взаимоотношений с целевой аудиторией, а также в налаживании обратной связи. При этом важными являются предоставление достоверной информации, выполнение договорных обязательств, повышение качества сервиса |
Кадровый подход |
Ориентирован на разработку мероприятий, связанных с развитием корпоративной культуры, с построением команды, выработкой оптимального стиля руководства, с формированием лояльности персонала к организации |
Анализ таблицы 1.2 показывает, что для более эффективного формирования имиджа необходимо учитывать и внедрять все вышеприведенные направления, потому что каждое из них влияет на свой функциональный участок и в конечном итоге позволяет сформировать общий положительный имидж от организации. Такой подход обусловлен специфичностью деятельности по формированию корпоративного имиджа, а именно воздействием на общественное мнение в целом.
Поэтому эффективная работа по формированию и управлению имиджем организации включает в себя несколько процессов: изучение общественного мнения, изучение потребительских запросов с помощью социологических исследований, реализация данных запросов в результате принятия и исполнения различных управленческих решений с помощью мер воздействия на работников, потребителей, других представителей целевой аудитории.
Создание корпоративного имиджа должно вестись на основе стратегического подхода, используя интегрированные маркетинговые коммуникации. Упорядоченная интеграция этих средств (как по времени и последовательности использования, так и по распределению бюджета между ними) обеспечивает усиление преимуществ каждого из средств и нивелирует их недостатки.
Процесс управления корпоративным имиджем начинается задолго до разработки визуальных атрибутов организации (логотипа, фирменных бланков, интерьера, внешнего вида и манер сотрудников). Он начинается с формулировки видения, а затем миссии как социально-значимого статуса организации (рис. 1).
Рисунок 1. Процесс формирования корпоративного имиджа
Из рисунка 1 видно, что затем определяется корпоративная индивидуальность. Она отражает корпоративную культуру – ценности, суждения и нормы поведения, принятые в организации.
Имидж наделяет товары и компании дополнительными психологическими ценностями, которые способствуют их дифференциации, тем самым помогая потребителю сориентироваться и сделать свой выбор. Следует также отметить, что организационная культура как система общих ценностей, представлений, убеждений, символов, норм играет немаловажную роль в формировании имиджа компании. Она наделяет имидж смысловым содержанием. Воплощенная в жизнь организационная культура как система ценностных установок и ориентиров, принимаемая персоналом компании, формирует имидж компании как особый психический образ.
Корпоративная индивидуальность преломляется в организационном стиле, то есть в образе жизни компании (раскрывается при использовании организацией материальных, финансовых, информационных, человеческих ресурсов).
После определения образа организации вырабатываются решения о способах донесения собственного образа, «характера» до целевых групп организации. Это ведет к формированию корпоративной идентичности, то есть системе коммуникативных средств (названий, символов, логотипа, цветов, мифов, ритуалов), которые будут отражать индивидуальность компании через ее миссию, структуру, бизнес. Это очень важный этап, и он может привести к изменению в структуре организации.
Для поддержания и совершенствования корпоративного имиджа необходима обратная связь с целевой аудиторией. При необходимости это позволяет вносить коррективы в существующий имидж организации.
Создание имиджа не дает немедленной отдачи. Постоянная, рассчитанная и хорошо проведенная рекламная и PR-кампания ведет к созданию позитивного фона в обществе, который рано или поздно дает положительные результаты. Основной вид управления имиджем – это отражение события под углом зрения улучшения имиджа, а в ряде случаев и создание самих событий, которые в результате должны привести к необходимому улучшению имиджа. Необходимо учитывать, что корпоративный имидж является результатом коммуникационного воздействия на аудиторию и формируется в массовом сознании на основе полученной информации.
Рисунок 2. Модель корпоративного имиджа [8, с.187]
Таким образом, формирование имиджа – это процесс управления всеми коммуникациями, который осуществляется посредствам разработки и реализации эффективной коммуникационной стратегии.
Из вышеизложенного можно сформулировать модель корпоративного имиджа (рис. 2).
Из рис. 2 видно, что имидж любой предпринимательской структуры складывается из двух компонентов: рационального и эмоционального. Рациональная составляющая связана с текущей производственно-сбытовой деятельностью.
Видно, что к текущей деятельности относится работа по обеспечению и совершенствованию качества продукции и качества сервиса, и ответственность в выполнении обязательств, и обеспечение качественными рабочими местами персонала.
На эмоциональный уровень воздействует рекламно-информационная деятельность. Она заключается не только в рекламе в СМИ и PR-кампаниях, но и в создании соответствующего имиджу предприятия дизайна торговых площадей, разработка выставочной деятельности и т.д.
Для формирования и развития имиджа необходимо, чтобы организации использовали различные методы и инструменты. Среди инструментов и методов формирования и развития имиджа наиболее известны такие, как SWOT-анализ, SNW-анализ, матрица нестабильности внешней среды, PR и др. Важно отметить, что нет метода и инструмента, который сразу бы охватил все аспекты имиджа, поэтому организации должны использовать соответствующие методы и инструменты системно.
2. ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО ИМИДЖА АО «АЛЬФА-БАНК» С ПОМОЩЬЮ ИНСТРУМЕНТОВ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
2.1. Анализ информационно-имиджевой деятельности компании «Альфа-Банк»
Альфа-Банк – крупнейший коммерческий банк России. По объему активов стоит на седьмом месте среди всех банков России и первым среди частных финансовых учреждений (данные рейтингов Forbes и РБК). Входит в Альфа-Групп – российский финансово-промышленный консорциум, объединяющий нефтегазовые, торговые, телекоммуникационные и СМИ-компании, и контролируется его собственниками.
Во всех сферах банковского рынка занимает устойчивые и лидирующие позиции, имеет сеть подразделений, в том числе и в других странах. Характеризуется эффективным управлением, технологичностью бизнеса, профессиональным менеджментом, существенными деловыми и политическими ресурсами в России и за ее пределами. PR активность Альфа-Банка – вещь очень постоянная и достаточно тонкая, тесно связанная и с рекламными мероприятиями и с бизнес-процессами.
Официальный сайт компании (www.alfabank.ru) разработан в современном стиле (Рис. 3).
Рисунок 3. Внешний вид сайта банка
Он полностью интерактивен, имеет три основных раздела: для частных клиентов, для бизнеса, интернет-банк; на сайте предоставлен полный перечень услуг; существует обратная связь; есть информация о событиях и новостях компании; есть раздел «пресса о нас». Можно отметить, что сайт прост и удобен в использовании. Сотрудники пресс-службы с ответственностью подходят к своей работе, выкладывают всю информацию быстро и оперативно. «Девиз пресс-службы Альфа-Банка - оперативность, профессионализм и постоянная готовность к диалогу. Наша дружная команда делает все возможное, чтобы предоставить вам актуальную и достоверную информацию незамедлительно и обеспечить комментарии от первых лиц и экспертов банка.
Мы гордимся тем, что Альфа-Банк по праву считается одной из самых информационно открытых структур в российском бизнесе. Поддержание этого статуса требует от сотрудников пресс-службы большой ответственности, ежедневной напряженной работы и постоянного самосовершенствования.»
Рисунок 4. Имиджевые рейтинги банка
Компания «Альфа-Банк» получает огласку в основном в специализированных и деловых СМИ. Чаще всего компания освещается в нейтральном, реже позитивном ключе. Данный факт говорит о хорошем восприятии компании со стороны. Можно сделать вывод, что СМИ заинтересованы в компании, тк выходит большое количество публикаций о ней. Большинство публикаций содержат только фактографическую информацию. Компания упоминается в заметках, интервью, экспертных оценках и тд. Примерно 15% публикаций содержат инфографику. Информационными поводами для упоминаний служат: партнерство, новые услуги компании, нововведения компании. Типы СМИ, освещающие статьи: печатные, электронные, новые медиа.
Pr-деятельность компании «Альфа-Банк» включает в себя большое количество специальных мероприятий. Например, масштабное событие – фестиваль «Alfa Future People». Фестиваль проходит уже третий год поряд. Международный фестиваль электронной музыки и технологий Alfa Future People 2018 проходил при поддержке Альфа-Банка с 22 по 24 июля в поселке Большое Козино Нижегородской области. Уникальный для России проект объединяет в себе выступления лучших мировых и российских DJ, самые передовые технологии и «людей будущего» – прогрессивную и позитивную молодежь со всего мира со свободным мышлением и активной жизненной позицией.