Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 . Общая характеристика толкования права
1.2 Признаки, задачи и цель толкования норм права
Глава 2 Анализ способов и проблем толкования норм права
2.1 Анализ грамматического, логического и исторического способов толкования права
2.2 Характеристика формально-юридического и системного способа толкования нормы права
2.3 Особенности толкования норм права в зависимости от субъектов
Грамматический способ толкования права считается первичным, исходным, поскольку толкование права начинается с визуального восприятия текста правовой нормы. В то же время этот способ является, пожалуй, самым поверхностным. При грамматическом толковании выясняется лишь буквальное содержание правовых норм, т. е. буква закона. Иными словами, грамматическое толкование позволяет установить только тот смысл, который непосредственно вытекает из текста правовой нормы. Так, Арбитражный суд Центрального округа по результатам толкования договора подряда в постановлении от 22.02.2008 пришел к мнению, что «предлагаемое истцом толкование пункта договора не соответствует грамматическому значению содержащихся в нем слов и выражений, а также смысловому значению изложенных в нем формулировок»[19].
Согласно особому мнению судьи КС РФ В. И. Олейника, языковой способ толкования представляет собой «. выяснение смысла нормы путем грамматического анализа текста»[20].
С точки зрения филологии именование данного способа толкования права грамматическим не отвечает основам теории языкознания, поскольку в структуре языка помимо собственно грамматики также присутствуют неграмматические разделы (в частности, лексика и фонетика). Отсюда следует, что лексические и фонетические языковые правила (имеющие значение для права, связанные с орфографией и пунктуацией) также учитываются при данном способе толкования права, который уместно называть «языковым» .
Языковой способ далеко не всегда позволяет выявить подлинное содержание правовой нормы, и тогда на помощь приходят другие способы толкования права, в первую очередь логический и формально-юридический.
Логический способ толкования права основывается на правилах формальной логики. При его применении широко используются такие приемы, как логический анализ понятий, выводы по аналогии, доведение до абсурда, преобразование предложения, доказательство от противного и другие.
Так, например, если буквально толковать нормы Особенной части УК РФ, используя только грамматический способ, то получится, что уголовный закон наказывает не лиц, совершивших преступления, а сами преступления. Разумеется, уголовный закон имеет в виду наказание не самих преступных деяний, а лиц, совершивших эти деяния. К этому выводу нетрудно прийти, используя такой логический прием, как «преобразование предложений». Или, например, в ч. 1 ст. 61 УК РФ дается перечень обстоятельств, смягчающих уголовное наказание. Но он не является исчерпывающим, поскольку в ч. 2 этой же статьи говорится: «При назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи»[21]. Какие обстоятельства еще могут быть учтены в качестве смягчающих при решении конкретного уголовного дела, можно «вычислить», используя такой логический прием, как выводы по аналогии.
Обращаясь к позиции С. С. Алексеева, В. И. Леушина, Н. А. Пьянова и некоторых других ученых, уместно вести речь о существовании логической структуры нормы права, включающей в себя: гипотезу, диспозицию (антидиспозицию) и санкцию. Фактическая структура нормы права обычно содержит в себе лишь два элемента: гипотезу и диспозицию (регулятивная норма), гипотезу и санкцию (охранительная норма) - либо не содержит таковых (нормы-принципы, нормы-дефиниции, оперативные нормы и т. д.). Для того чтобы логически «домыслить» наличие «недостающего» элемента в правовом предписании следует знать о существовании упомянутой логической структуры нормы права. К примеру, согласно п. 8.3. Правил дорожного движения Российской Федерации, «при выезде на дорогу с прилегающей территории (гипотеза) водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней (диспозиция), а при съезде с дороги (гипотеза) - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает (диспозиция)». При нарушении соответствующей регулятивной нормы должна возникнуть логически-обоснованная мысль о наличии наказания за нарушение этой регулятивной нормы, которое обнаруживается в ч. 3 ст. 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[22] (далее - КоАП РФ).
Примером логического толкования права может также послужить суждение Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации относительно действия преимущественного права при отчуждении акций, выраженное последним на заседании от 15.10.2008 (протокол № 8). Дословно: «С логической точки зрения при наличии подпункта., если понимать его как исключающий действие преимущественного права при отчуждении акций любым способом кроме продажи, нет необходимости в наличии абзаца. подпункта. В этой связи возможно толкование, что Постановление Пленума. точно говорит о том, когда действует преимущественное право (при продаже) и когда не действует (при безвозмездном отчуждении и универсальном правопреемстве), а остальные случаи не решены в нем однозначно».
Логический способ толкования права часто примыкает к грамматическому, системному и историческому способам, основывается на законах тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания.
Исторический способ толкования права (историкополитический, историко-целевой) связан с использованием в процессе толкования правовых норм данных, относящихся к социально-политической обстановке в стране, проводимому государством экономическому и социально-политическому курсу, которые имели место во время принятия толкуемых норм права.
При этом немаловажное значение имеет обращение к альтернативным проектам нормативных правовых актов, публикациям, связанным с обсуждением проекта нормативного акта, ранее действовавшим нормативным правовым актам и иным материалам. Все это позволяет более глубоко понять, какие причины вызвали принятие толкуемых норм права, какие цели преследовал законодатель, принимая эти нормы, какой социальнополитический и юридический смысл он в них вкладывал.
Историческое толкование права позволяет также установить, что та или иная формально не отмененная норма фактически не действует, поскольку исчезли отношения, на которые она была рассчитана, что норма не отвечает целям и задачам правового регулирования в данный момент времени, поскольку была принята в иных исторических условиях.
Г. А. Гаджиев лаконично обозначил объект такого способа толкования права, как « исторически обусловленное намерение законодателя»[23]. В особом мнении судьи Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ) А. Ковлера последний не согласился с предвзятым (по его мнению) подходом остальных судей к делу, отметив дословно следующее: «Что касается истории, мы должны толковать ее сколь возможно объективно, не становясь ее пленниками».
В одном из судебных казусов Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 02.12.2015[24] согласился с первой и второй инстанцией в том, что в спорном периоде подзаконный нормативный правовой акт не действовал, но закон (на основе которого этот акт был принят) уже функционировал. Исходя из этого, Арбитражный суд посчитал, что законодательная воля была сформирована раньше, чем ее нормативная конкретизация.
2.2 Характеристика формально-юридического и системного способа толкования нормы права
Формально-юридический способ (юридический, специально-юридический) толкования права основывается на знании юридических наук, юридической практики и использовании их положений о правилах правотворческой техники, о технико-юридических средствах и приемах, о юридических фактах, субъективных правах и обязанностях, юридической ответственности и т. д. Нередко содержание правовых норм невозможно раскрыть в полном объеме без специально-юридического способа.
Специально-юридический способ иногда отвергают по той причине, что он якобы поглощается грамматическим способом толкования права. Между тем стоит заметить, что грамматический способ не всегда позволяет выяснить подлинный смысл того или иного понятия либо положения, фигурирующего в тексте правовой нормы, поскольку в нормах права встречается масса специально-юридических понятий, положений, которым юридической наукой и законодательством придается определенное значение.
Не всегда грамматический способ дает верное представление и о подлинном смысле сформулированных в норме права положений. Так, одним из оснований отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения возбужденного уголовного дела является отсутствие в деянии состава преступления (ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации - УПК РФ)[25]. Используя грамматический способ, невозможно понять, что означает состав преступления. Для этого нужны специальные юридические познания, так как состав преступления - это юридическая конструкция, разработанная наукой уголовного права на основе общетеоретических знаний о составе правонарушения.
В ст. 5 УПК РФ называется более 60 понятий, которым уголовно-процессуальный закон придает строго определенное значение. Поэтому данным понятиям, если не оговорено иное, при толковании норм УПК РФ должно придаваться именно то значение, какое придает им ст. 5 закона.
Системный способ толкования права (его называют также систематическим) состоит в выявлении системных связей толкуемой нормы права с другими правовыми нормами. Право, как известно, представляет собой систему, в которой нормы находятся в определенных связях и должны быть расположены наиболее логичным и удобным для использования способом.
Даже при самой тщательной подготовке нормативного правового акта невозможно учесть всю сложность его взаимодействия с иными правовыми явлениями и условиями жизни общества, общественными явлениями
. Поэтому для установления подлинного смысла толкуемой правовой нормы нередко приходится обращаться к тем нормам права, с которыми связана толкуемая норма. Систематический способ толкования права позволяет выяснить место толкуемой правовой нормы в соответствующем институте или отрасли права, в целом в системе права и правовой системе, что позволяет в достаточной мере раскрыть содержание и понять ее подлинный смысл, системные связи. Как верно заметил Х. И. Ф. Гаджиев, «судья всегда исходит из того, что применяемая норма права представляет собой лишь одно из многих звеньев в цепи (системе) юридических норм, отдает безусловный приоритет тем, которые имеют высшую юридическую силу и воплощают в себе основы правовой системы».
С точки зрения границ правовой сферы, в которых разворачиваются и проявляются связи между нормами права, можно разграничить:
- внутриотраслевые связи (в рамках одной отрасли права);
- межотраслевые связи (в рамках нескольких отраслей права);
- общеотраслевые связи (в рамках всей системы права);
- связи между национальным и международным правом (между положениями внутреннего законодательства и положениями международно-правовых актов).
С точки зрения юридической силы норм права выделяются следующие виды системных связей между ними:
- горизонтальные (связи между нормами права равной юридической силы) - например, связь между нормами ГК РФ и Семейным кодексом Российской Федерации (далее - СК РФ) в части регламентации оснований признания брачного договора недействительным;
- вертикальные (связи между нормами права различной юридической силы) - например, связь между положениями Закона РФ «О защите прав потребителей» и принятыми во исполнение данного закона Правилами продажи отдельных видов товаров (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55).
Установление системных связей помогает правильно понять сферу действия толкуемой нормы, круг лиц, на которых она распространяется, а также выявить противоречия и пробелы в праве. Особенно наглядно проявляет себя систематический способ при толковании норм, изложенных ссылочным или бланкетным способами.
Так, например, п. 1 ст. 30 СК РФ гласит: «Брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов, предусмотренных настоящим Кодексом, за исключением случаев, установленных пунктами 4 и 5 настоящей статьи»[26]. Чтобы раскрыть полностью смысл данной нормы, необходимо обратиться не только к п. 4 и 5 ст. 30, но и к другим статьям данного Кодекса, определяющим как права и обязанности супругов, так и обстоятельства, при которых брак может быть признан недействительным.
Чтобы уяснить смысл нормы, изложенной в ч. 1 ст. 143 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил (если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека), необходимо обратиться к указанным правилам.
Встречаются ситуации, когда для правильного понимания норм права возникает необходимость истолковать их во взаимосвязи с иными (неправовыми) правилами поведения. Например, в ст. 241 ГК РФ установлено: «В случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника...»[27]. Соответственно, для изъятия домашних животных по этому основанию следует исходить в том числе из неписаных (неофициальных) норм гуманного обращения с животными.