Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 . Общая характеристика толкования права
1.2 Признаки, задачи и цель толкования норм права
Глава 2 Анализ способов и проблем толкования норм права
2.1 Анализ грамматического, логического и исторического способов толкования права
2.2 Характеристика формально-юридического и системного способа толкования нормы права
2.3 Особенности толкования норм права в зависимости от субъектов
В различных правовых семьях системный способ толкования права может приобретать особые формы проявления. К примеру, мусульманское право (религиозное в своих предпосылках) неразрывно связано с богословием, этикой и обрядами, основным объектом своей охраны оно имеет не права и свободы человека, а религию.
2.3 Особенности толкования норм права в зависимости от субъектов
Одна из основных классификаций толкования права производится в зависимости от статуса субъекта-интерпретатора, наличия или отсутствия у него специальных полномочий на осуществление правоинтерпретационной деятельности. По данному основанию толкование права подразделяется на официальное и неофициальное.
Следует помнить, что интерпретировать нормы права могут абсолютно любые граждане и их объединения, независимо от принадлежности к органам публичной власти. Между тем отдельные субъекты права наделены полномочиями по толкованию норм права и результаты такого толкования обладают юридической силой (тогда как разъяснение смысла норм права специально не уполномоченными на то лицами обязательного характера не имеет).
По мнению А. Н. Шепелева, основная «целевая аудитория», осуществляющая толкование права, - это государственные служащие. Он считает бессмысленным особо говорить о гражданах как о лицах, толкующих положения нормативных правовых актов, поскольку «.индивидуальный взгляд обычного гражданина на интерпретацию того или иного закона представляет интерес в каком-либо государственном учреждении либо на судебном заседании. сложно предположить, что законодатель заложил в текст закона некоторую неопределенность, двусмысленность, чтобы передать возможность трактовки отдельным гражданам в надежде, что они сами во всем разберутся». Конечно, такая позиция выглядит радикальной, но имеет под собой реальные основания - официальному толкованию права придается особое значение при рассмотрении и разрешении любых юридических дел.
Осознавая важность рассматриваемого вида толкования права, Законодательным собранием Иркутской области был принят Областной закон от 12.01.2010 № 1-ОЗ «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области». Глава 12 названного закона именуется следующим образом: «Официальное толкование правовых актов области», а в ст. 61 закреплена следующая дефиниция: «Официальное толкование правовых актов области представляет собой властнообязательное разъяснение содержания правовых предписаний этих актов правомочным правотворческим органом области».
Недостаток надлежащих официальных разъяснений, а также пробелы в теоретических знаниях К. В. Шундиков относит к причинам сбоев в механизме практического применения правовых инструментов .
Официальное толкование права обладает следующими признаками:
- осуществляется компетентными органами (государственной власти или местного самоуправления) и организациями (государственными, муниципальными или частными), а также в исключительных случаях индивидами (индивидуальными предпринимателями);
- закрепляется в специальных правовых актах (при этом «правотолковательное положение не может быть рассмотрено в качестве неотъемлемой части толкуемой нормы, поскольку это фактически ставило бы знак равенства между ними»);
- обладает юридической силой (отступление от данного вида толкования может повлечь негативные юридические последствия, оно имеет обязательное значение для тех, кто руководствуется разъясняемыми нормами права);
- имеет своего адресата (определенных субъектов, либо заранее неопределенного круга лиц, соответствующего установленным критериям);
- как правило, осуществляется в ходе правоприменительной деятельности (в случае, если толкование дается непосредственно в ходе применения права) или иного специального юрисдикционного процесса (обычно осуществляемого на основе общей процедуры деятельности субъекта-интерпретатора).
В зависимости от того, какой характер носит официальное толкование (общий или индивидуальный), различают нормативное и казуальное толкование права.
Нормативное толкование права:
- адресуется неопределенному кругу лиц;
- рассчитано на множественность (неоднократность) применения в конкретных юридических ситуациях;
- должно учитываться в деятельности тех субъектов, которым оно адресовано;
- является дополнительным основанием (помимо нормы права) для принятия властно-управленческих решений;
- основывается на разъяснении норм права и/или обобщении юридической практики.
Борисова О. В. считает нормативное толкование наиболее распространенным, массовым и значимым для юридической практики праворазъяснением, на которое ориентируется деятельность правоохранительных органов и которое образует «ткань» правоприменительной практики. В этом толковании «.обнаруживаются и реализуются основные тенденции формирующейся юридической практики и ее влияние на систему источников права»[28].
В нашей стране наибольшим значением обладает нормативное толкование, осуществляемое КС РФ, которое имеет силу Конституции России и распространяется на всех без исключения субъектов права (начиная с высших государственных органов и заканчивая простыми гражданами). Между тем полномочиями по нормативному толкованию права также наделены и многие другие органы власти. Например, ВС РФ дает разъяснения положений действующего законодательства для нижестоящих судов, Центральная избирательная комиссия России уполномочена давать официальные разъяснения отдельным положениям избирательного законодательства и т. д.
Исходя из того, является ли субъект автором (правотворцем) тех норм, которые он толкует, нормативное толкование принято подразделять на аутентическое и легальное.
Аутентическое толкование (также именуется аутентичным, авторским) дается теми же самыми органами, которые приняли интерпретируемые нормы права. Так, в одном из своих актов Арбитражный суд Дальневосточного округа указал на то, что аутентическое толкование Правил рыболовства может давать лишь принявший их орган - Министерство сельского хозяйства России. Общее (хотя и негласное) юридическое установление заключается в том, что за субъектом, издавшим нормы позитивного права, автоматически признаются полномочия по их толкованию. Латышевич Н. В.по этому поводу высказался следующим образом: «Право аутентического толкования логически вытекает из права издания нормативных актов. Если тот или иной орган обладает нормотворческой компетенцией, то он обладает и компетенцией толкования своих нормативных актов»[29].
Так, Государственная Дума России может давать разъяснения принятым Федеральным Собранием России законам, Президент России - разъяснять положения своих указов, Правительство России - давать пояснения относительно принятых им постановлений, Генеральный прокурор России - доводить до сведения подчиненных ему прокуроров содержание ведомственных приказов и т. д.
Эта формула также работает на уровне местного самоуправления и частных организаций, когда, например, местная дума комментирует свое решение об утверждении бюджета, глава муниципального образования разъясняет положения вынесенного им постановления о благоустройстве территории, совет директоров частного акционерного общества формулирует для работников общества пояснения к тому или иному локальному акту и другие подобного рода случаи. К примеру, в ч. 3 ст. 7 Положения о муниципальных правовых актах Иркутска (утвержденного решением Думы г. Иркутска от 21.10.2004 № 004-20040012/4) содержится правило, согласно которому «органы и должностные лица органов местного самоуправления города Иркутска вправе давать официальное толкование как по собственной инициативе, так и по запросам субъектов правотворческой инициативы путем принятия актов-разъяснений».
Легальное толкование права осуществляется уполномоченными субъектами, которые не принимали интерпретируемые нормы, но тем не менее наделены соответствующими полномочиями. В особенности это относится к судебным инстанциям, которые в силу закона могут давать обязательные разъяснения норм права, принятых иными органами. При рассмотрении конкретного дела Саратовский областной суд заявил: «...аутентическое толкование положений закона осуществляет орган, издавший его, правом легального толкования норм действующего законодательства обладает суд»[30]. Между тем несложно представить себе и ситуацию, при которой общее собрание учредителей хозяйственного общества наделяет директора общества полномочием по разъяснению правовых актов, принятых собранием учредителей общества.
Относительно конституционно-правового регулирования интерпретационных полномочий органов государственной власти в России Н. С. Малютин заметил, что несоблюдение принципа разделения властей в данном процессе создает конкуренцию результатов толкования права (особенно судебного и аутентичного). Исследователем предлагается корректировка законодательства России «в части исключения возможности осуществления толкования нормативных актов законодательными органами власти, а также исполнительными органами вне правоприменительной деятельности» .
В отечественной практике также возникают вопросы, связанные с подготовкой отдельными ведомствами информационных писем (указаний, инструкций, иных актов-разъяснений), содержащих рекомендации по применению нормативных правовых актов. Такое толкование может считаться легальным лишь при условии наделения ведомства полномочиями по разъяснению соответствующей группы нормативных правовых актов и при наличии прямого указания на это в учредительном акте ведомства либо в законе.
Отдельными авторами предлагается разграничить легальное толкование в узком смысле (даваемое представительными органами власти непосредственно в нормах права) и в широком смысле (даваемое любыми официальными субъектами толкования права в своих актах). Легальное толкование иногда отождествляют с делегированным либо выделяют делегированное толкование как самостоятельный вид правоинтерпретационной деятельности и связывают его с казуальным.
Казуальное толкование права (от лат. casus - случай, дело), в отличие от нормативного толкования:
- носит индивидуальный характер (адресуется заранее определенному, конкретному субъекту или субъектам);
-дается в рамках юридического процесса (дела) по конкретному случаю, является однократным;
-является обязательным лишь для субъектов, участвующих в юридическом деле (в той части, в которой он затрагивает их правовой статус: права, обязанности и ответственность);
-подкрепляет акт применения права аргументацией (детализирует его содержание) либо имеет самостоятельное значение;
- выступает основой для дальнейшего нормативного толкования.
В. В. Лазарев отметил: « при казуальном толковании, в отличие от нормативного, в едином интеллектуально-волевом акте указывается пояснение содержания правовых норм с объяснением конкретных субъективных прав и юридических обязанностей»[31]. Результаты такого толкования являются обязательными лишь для участников соответствующих процессов. Как указал ВС РФ при оценке двух писем Министерства финансов Российской Федерации, «...оба письма изданы как акты казуального толкования; являясь ответами на индивидуальные обращения граждан, данными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах своей компетенции, они не содержат предписания о правах и обязанностях персонально не определенного круга лиц, носят информационно-разъяснительный характер» .
Казуальное толкование права в большинстве случаев осуществляется судебными и административными органами в ходе рассмотрения юридических дел и именуется правоприменительным. Между тем решения высших органов власти и их должностных лиц относительно конкретных дел нередко становятся образцом для нижестоящих органов, в силу чего может образоваться так называемый прецедент толкования .
Называют и иные классификации официального толкования права:
- в зависимости от характера власти субъекта: толкование права, осуществляемое государственными органами и организациями; толкование права, осуществляемое муниципальными органами и организациями; толкование, осуществляемое частными органами и организациями;
-в зависимости от уровня власти, к которому принадлежит интерпретатор: толкование права общегосударственными органами власти (в федерации - федеральными), толкование права местными органами государственной власти (в федерации они могут иметь статус субъектовых), толкование права органами местного самоуправления, толкование права организациями (государственными, муниципальными, частными);
- в зависимости от принадлежности субъектов к той или иной ветви власти: толкование права органами законодательной власти, исполнительной власти и судебной власти (в рамках самостоятельной научной дискуссии в нашей стране может быть выделено толкование права, осуществляемое органами президентской власти, надзорной власти и др.);