Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ
1.1 Проект, команда и участник проекта
1.2 Принципы формирования команды проекта
2 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ ПРОЕКТА
2.1 Министерство физической культуры и спорта в РФ - заказчик проекта
2.2 Разработка идеи, структуры проекта командой проекта
2.3 Особенности управления командой проекта
2.4 Оценка эффективности деятельности команды проекта в процессе разработки и реализации проекта
Проект: оптимизация процессов на основе установке оборудования для хоккейной площадки.
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире почти все создатели проектов имеют схожесть в воззрении, что эффективность проектных мероприятий во многом находится в зависимости от кадрового потенциала. Неоспоримо, что любой проект не имеет возможности быть разработан и продан в отсутствии даже одного человека. Руководящий состав проектных мероприятий сообщает о том, что сталкивается с кадровым аспектом, чем с техническими параметрами. Вопросы технического плана проще устранять, а человеческое взаимодействие трудоемко. В этой связи качество проектных мероприятий, кроме иных данных, ориентируется адекватно сформированной и санкционированной командой проектных мероприятий.
В зависимости от специфики проекта, к общему количеству компетенции добавляются компетенции технические, которые потребуются в организации проекта. Перечень, классификация и описание компетенций менеджера необходимы, в первую очередь, для самоуправления.
Самоанализ и работа над компетенциями напрямую сказывается на качестве и эффективности выполненной работы. Управление временем и определение приоритетов как один из основных видов компетенций могут на прямую повлиять на работу команды проекта. Таким образом, для формирования успешной команды проекта необходимо тестировать сотрудника на наличие основных компетенций. Компетентностный подход, как вполне оправданная прагматическая реакция на конкретный социальный заказ, предполагает, прежде всего, разработку системы обеспечения качества подготовки будущих специалистов, отвечающую потребностям современного мирового рынка труда.
Цель работы - формирование команды проекта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать методологические основы управления проектами;
- рассмотреть понятие проекта, команды и участников проекта;
- выделить принципы формирования команды проекта;
- рассмотреть качественный состав команды проекта – фактор эффективного процесса разработки и реализации проекта;
- выделить специфические особенности формирования команды проекта;
- рассмотреть особенности управления командой проекта;
- произвести оценку эффективности деятельности команды проекта в процессе разработки и реализации проекта.
Объектом исследования - участник проекта на региональном уровне - Карачаво-Черкесская республика.
Предметом изучения является аспекты разработки проекта.
1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ
1.1 Проект, команда и участник проекта
Наряду с классическим подходом, основанном на «механистических» представлениях об организации, подавляющее большинство исследователей выделяют еще одно направление в теории организации - системный подход, в основе которого лежит понятие «системы». Сущность и многообразие представлений об управлении, построенных на системном подходе, определяется тем, что понимается под системой и что принимается в качестве элементов системы.[1]
В первых определениях в той или иной форме говорилось о том, что система - это элементы и связи (отношения) между ними. Некоторые определяют систему как множество предметов вместе со связями между предметами и между их признаками. В данной работе будет использоваться следующее определение: система - наличие множества элементов с набором связей между ними и между их свойствами, т.е. все, состоящее из связанных друг с другом частей.
Основными системообразующими признаками системы являются:
- целостность;
- наличие элементов и функциональных связей;
- структурность, т.е. организованность, упорядоченность элементов и связей;
- иерархичность, т.е. соподчиненность элементов и связей;
- наличие взаимосвязей с окружающей средой.
При этом элементы функционируют во времени как единое целое - каждый объект, подсистема, элемент работают ради единой цели, стоящей перед системой в целом. Под элементом приято понимать простейшую неделимую часть системы. Ответ на такой вопрос, что является такой частью, может быть неоднозначным и зависит от цели рассмотрения объекта или системы.
Абстрактное описание организации и процессов, в ней происходящих, осуществляется в системе управления. Производная часть организации рассматривается как «черный ящик», а система управления - это система переработки информации, система разработки и принятия решений, системы решения управленческих задач.
В базе прогрессивной политики руководящий состав проектных мероприятий учитывает методологии сетевого планирования, созданные в конце 50-х годов в Соединенных Штатах Америки. В 1956 году М. Уолкер из компании «Дюпон», исследуя способности наиболее успешного применения принадлежащей компании вычислительной машинки Univac, совместил собственные старания с Д. Келли из категории планирования строительных работ компании «Ремингтон Рэнд». Они хотели принимать на вооружение ЭВМ для составления планов-графиков значимых комплексов по модернизации заводов компании «Дюпон». В следствии был сформирован разумный и обычный способ описания плана с применением ЭВМ. Сначала он был назван способом Уолкера-Келли, а позднее получил название способа Критического Пути - МКП (или же CPM - Critical Path Method).
В 1958 году и вне зависимости консалтинговой компанией «Буз, Аллен энд Гамильтон» для реализации плана исследования ракетной системы «Поларис» был разработан способ анализа и оценки (пересмотра) программ PERT (Program Evaluation and Review Technique). На его исследование, по заявлениям компании, ушло 15 лет, следовательно, начало дел относилось к 1943 году.[2]
Положения, сходные с положениями, базирующимися в системе PERT, были еще в 30-х годах предложены в русском капитальном строительстве (на строительстве Магнитогорского металлургического комбината), хотя на тот момент они не возымели распространения и им не были сделаны нужные математические исследования.
Впрочем, данное не значит, что в нашей стране положения способа никого не интересовали. Усилиям С.П. Никанорова, в 60-е годы Министерство защиты в лице подведомственных ВУЗов энергично занялось исследованиями в данной области.
До не так давно произошедшего времени в отечественной практике термин «проект» традиционно применялся предпочтительно в технической сфере, с ним связывалось представление о совокупности документации по формированию некоторых сооружений или зданий. На Западе для обозначения этого процесса применяется термин «дизайн» (designing), а понятие «проект» (project) трактуется наиболее обширно.
В литературе не присутствует единичного общепризнанного определения понятия «проект». Потому осмотрим несколько определений этого понятия, которые употребляются в управлении проектами на Западе.
1) Толковый словарь Вебстера: «Проект - это то, что задумывается или же планируется».
2) Свод познаний по управлению планами PMI, Соединенных Штатов Америки: «Проект - некое предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение плана».[3]
Состав проектных мероприятий являет из себя иерархическую декомпозицию проекта на детали (составляющие, модули), необходимые и достаточные для планирования и контролирования воплощения плана.
Состав проектных мероприятий обязан удовлетворять грядущим правилам:
- Любой уровень иерархии декомпозиции проекта должен иметь завершенный вид или же обхватывать необходимую сумму долей плана, представленного на данном уровне детализации;
- Нижний уровень декомпозиции проектных мероприятий обязан содержать элементы, на основе которых имеют все шансы быть необходимые и достаточные для управления проектами (к примеру, функциональные свойства, размеры дел, цена, нужные ресурсы, исполнители и др.).
Состав проектных мероприятий с выделенной в них иерархии стабильных элементов, образует базу информационного сферы проектных мероприятий, на котором общаются все участники плана, и проводится документирование.
Понимание проектных мероприятий, как структурированного информационного объекта, подчиняющегося логическим суждениям и формальным правилам, считается основой профессиональных методов осуществления и управления планом.
Структурная модель проектных мероприятий может иметь разную ступень детализации и отражать различные аспекты проекта.
Управление проектными мероприятиями - достижение целей плана при соблюдении установленных ограничений на его длительность и сроки окончания, цена и бюджет плана, свойства произведенных дел и спецификаций требований к результатам.[4]
Управление проектными мероприятиями - искусственная выдержка, соединяющая познания как особые, так и профессионального характера. Специализированные познания отображают специфики той сферы услуг, к которой относятся планы (инновационные, экологические, научно–исследовательские и др.).
Управление проектными мероприятиями - это превосходно отработанная методология и с успехом использующиеся способы и средства реализации проектов.[5]
Развитие рыночных отношений в российской экономике, процессы глобализации, усиление конкуренции на рынках и высокой степени изменчивости внешней среды бизнеса привели к необходимости адаптации практики российского менеджмента к сложившимся условиям как единственному способу дальнейшего существования. Понимание этих объективно существующих процессов стимулирует возникновение новых самостоятельных направлений в отечественном менеджменте, являющемся по своей сути синтезом зарубежной теории управления и советской практики хозяйствования.
Одной из существенных проблем современной практики российского менеджмента продолжает оставаться отсутствие перманентного образования в области менеджмента у руководителей, поскольку большинство собственников российского бизнеса не осознали необходимости передачи управленческих полномочий профессиональным менеджерам. Собственники стремятся замыкать на себе все управленческие процессы и функции для повышения уровня контроля за деятельностью организации, активно вмешиваясь в вопросы подбора персонала, финансового управления, информационного обеспечения и т. д. Это объясняется отсутствием необходимой фундаментальной подготовки в области экономики и менеджмента, которая не может быть заменена краткосрочными тренингами и курсами в бизнес-школах.
Обучение на тренингах, ориентированных на развитие только одного направления (формирование организационной культуры, использование техник убеждения в коммуникации, методов подбора персонала, проведения собеседований, определения KPI сотрудников и т. п.), приводит к преувеличению их значимости и появлению иллюзии панацеи в эффективном управлении, что влечет за собой отсутствие системности в управлении, когда разнонаправленные усилия не только не дают желаемого результата, но и деструктивно влияют на организацию. В качестве примера можно привести преувеличение роли дресс-кода персонала, напрямую не взаимодействующего с внешней средой. Имидж сотрудников является следствием (или одним из внешних признаков) наличия организационной культуры, в основе которой лежат разделяемые всеми участниками ценности. Попытки формировать организационную культуру путем внедрения обязательного дресс-кода нарушают логику процесса, когда внешние атрибуты не накладываются на внутренние ценности, и обречены на неудачу.
Некритическое восприятие передового зарубежного опыта менеджмента и перенос его структурных элементов в практику российского бизнеса зачастую приводит к разочарованию руководителей-собственников в инструментах, методах и моделях современного управления и преобладанию авторитарных методов управления, базирующихся на строгой субординации и принципах подчинения управляемой системы управляющей. Неэффективность менеджмента большинства организаций подтверждается относительно низкой конкурентоспособностью российского бизнеса.
В этих условиях развитие адекватных современной внешней среде бизнеса направлений менеджмента является залогом повышения конкурентоспособности, в качестве которого выступает управление проектом, отличительной чертой которого является коллективное моделирование изменения ситуаций по всей совокупности функций управления, направленных на получение эффективного результата. Управление проектом предполагает выявление и дальнейшее использование имманентных механизмов самоуправления для достижения поставленных целей. Если исходить из этой посылки, то немаловажным фактором успеха становится эффективная деятельность не только проектного менеджера, но и команды проекта. Т. Ю. Базаров, И. В. Рыбкин, Т. С. Пыркова дают следующую характеристику команд: «Для этого типа групп характерно открытое обсуждение проблем, хорошая циркуляция информации. Деятельность ориентирована на решение задач, цели сменяются по мере необходимости.