Файл: Организация торгово-технологического процесса в магазине на примере сети магазинов Prokoni Shop.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 487

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организация приема товаров обязана предоставить обеспечение получения товара в сжатые сроки без больших затрат и при максимальном сохранение качества товара. В большей степени это зависит от подготовки товара к отправке поставщиком, организация погрузки товара и оформление документации.

Так же в обязанности поставщиков входит укладка товара в транспортную тару с расчетом на легкую разгрузку товара получателем.

Прием товаров в магазине происходит одновременно с разгрузкой товара. Основными элементами данного процесса являются:

  • изучение с сопроводительными документами и проверка их оформления.
  • Проводится проверка наименования товара с маркировкой данной в сопроводительных документах.
  • Проверка количества товара, состояния тары и упаковки
  • Проверка массы брутто
  • Проверка правдивости цен в сопроводительных документах, прейскуранта или же протокола договорной цены
  • Проверка качества товара
  • Оформление документов приема

Если при количественной приемке товара невозможно определите массу нетто, то в первую очередь определяется масса брутто. Только после освобождения тары определяют ее фактическую массу.

Окончательный прием товаров по количеству должен быть проведен:

  • Товары с ограниченным сроком хранением – не позднее чем через 24 часа
  • Остальные товары – не позднее 10 дней после поступления.

Последние результаты приема товара по количеству оформляются Актом об установлении расхождения по количеству при приеме товара, состоящий в день окончания приема.

К данному Акту должны быть приложены копии сопроводительных документов, документ, удостоверяющий полномочия представителя поставщика и т.д. Акт должен быть подписан всеми лицами, которые участвовали в приеме товара и быть утвержденным руководством предприятия не позднее следующего дня после составления Акта.

Прием товара по качеству

↙ ↘

Сплошная Выборочная

Для проверки качества товара могут быть использованы методы лабораторной или же органолептической оценки. По органолептическим показателям товар проверяю на месте, в месте получения товара. А в магазине проводиться окончательная приемка товара.

Вместе с качеством товара проверяют содержимое и правильность их маркировки или ярлыка, который прикреплён к товару.

Если на данные товары установлены гарантийные сроки использования или хранения, то в таком случае акт о скрытых недостатках должен составляться в течении 5 дней, но в пределах установленного гарантийного срока.


Если гарантийный срок на товары устанавливается с момента их розничной продажи, то акт о скрытых недостатках товара может составляться также в период хранения перед продажей независимо от времени получения товара.

1.4.Организация и технология хранения товара в магазине.

Процесс хранения товара представляет собой:

  • перемещение товара в, специальные для хранения, помещения
  • укладка товара в места хранения
  • обеспечение оптимального режима хранения
  • соблюдение установленных сроков хранения
  • надзор за состоянием товаров
  • обеспечение работы необходимого технологического оборудования
  • поддержание чистоты в помещениях магазина
  • текущий уход за товарами

для качественного хранения товаров, нужно учитывать их физико-химические свойства, сроки хранения и реализации, очередность поступления в магазин и перемещение товара в торговый зал, соблюдая правила товарного соседства, чтобы не допускать вредных воздействий одних товаров на другие.

Обеспечивать хранения товара в магазине надо так, чтобы предоставить четкость и скорость выполнения ряда операция технологического процесса, эффективное использование площади зон для хранения товаров и емкости торгово-технологического оборудования и, конечно же, создавать благоприятные условия труда для персонала.

Ответственность за соблюдения количества и качества товара во время хранения его в магазине возлагается на материально ответственных особ.

Главные факторы, которые воздействуют на эффективность организации процессов хранения, являются: 1) Состояние МТБ розничной торговли, 2) уровень организации торгово-технологического процесса в магазине, 3) состав и профессионализм персонала, 4) уровень знаний персонала об особенностях и условий хранения отдельных товаров.

Есть необходимость учитывать особенности товара, при организации его хранения, такие как:

  • сохранение в магазине многообразие товаров и товарных групп, которые нуждаются в особенных условиях хранения
  • объем, хранящихся товаров в магазине, как правило не большой
  • товар храниться, как правило, в распакованном виде
  • могут хранить одинаковые товары, но имеющие разную цену
  • запасы магазина характеризуются довольно быстрой оборачиваемостью, и обновляемостью
  • часть партии храниться в торговом зале

В технологическом процессе хранения товаров в магазин выделяют 4 основные операции:

1) размещение товара в зону хранения

2) укладка в места хранения

3) создания оптимального режима хранения

4) наблюдение и текущий уход за товарами

Главное требование при организации хранения товара – это строгое соблюдения товарного соседства, так как многие товары не могут находиться друг с другом на одной полке.

Требования товарного соседства исключают передачу запахов, влаги, пыли одного товара к другому. Что сказывается на продолжительном сохранении качества товара.

Приведем несколько примеров:

  1. нельзя хранить товары с резкими запахами такие как парфюмерия, табак, рыба, лаки, краски, с товарами, которые имеют свойство притягивать запах, такие как кондитерские изделия, мука, сахар, ткани, одежда, трикотаж и т.д.
  2. гигроскопические!!!! Товары нельзя хранить с товарами, которые выделяют влагу. Мука, сахар – Фрукты, овощи.

Удобно хранить вместе однородные товары или же близкие по условию хранения:

Ткани – одежда – головные уборы – бельё.

Картофель – овощи – плоды.

Сахар – кондитерские изделия.

Мука – макаронные изделия – крупы и т.д.

Как правило хранение товара в магазине происходит в нескольких помещениях, различных по условиям хранения для разновидностей товара. Таким образом создаются благоприятные условия хранения, что увеличивает продолжительность качества товара.

Также для удобства работы с товаром, находящимся на складе, ему отводиться постоянное место хранения, рационально используется пространство помещения для хранения. Товары распределяют по подгруппам, видам и т.д. так же должно соблюдаться расстояние товара от освещения, до пола, между стеллажами и подтоварниками.

Для размещения товара в помещениях хранения, учитываются длительность их хранения. На ближайших полках находятся товары, который пополняется довольно таки быстро и также товар краткосрочного хранения, а на дальние полки размещают товар запас которых пополняется и реализуется довольно продолжительное время.

Товар может храниться в таре или же в распакованном виде.

Выделяют два способа укладки товара в местах его хранения:

  1. стеллажный
  2. штабельный

На стеллажах обычно хранят распакованные товары, или же в мелкой потребительской таре, такой как картонная коробка, пачка, стеклянная банка. Для удобства работы с таким товаром его обычно кладут рядами или штабелями с маркировкой наружу, для быстрого подсчета товара.


Обычно такой товар кладут десятками, сотнями. То есть в закругленный количествах.

Штабельный способ хранения товара применяют для более тяжелого товара, который храниться в ящике, мешках и т.д. товар, упакованный допустим в ящиках, ставят на подтоварник или же поддон и размещаю на склад.

Укладка поддонов зависит от высоты помещения и от наличия подъемного механизма для многогабаритных товаров. При отсутствии такого механизма предприятию запрещается устанавливать штабель выше 2 ух метров при нагрузке товара в 50 кг.

В процессе хранения товара большую важность имеет уход за ним. Для этого магазину необходимо проводить санитарные дни, в которые проводиться уборка всех помещений магазина. Осмотр товара, перекладывание, очистка от пыли – главная часть санитарных дней. Осмотр товара и дезинфекция помещений прежде всего!

Помимо соблюдения условий хранения товара, налаживание системы материальной ответственности, четкого учета и контроль за поступлениями, реализацией и остатками товара в магазине, необходимо также обеспечение охранной системы и сигнализации, что предотвращает большинство краж из складов магазина или торгового зала.

1.5. Подготовка товара к продаже.

Предварительная подготовка товара к продажам представляет собой комплекс операции, которые проводятся с товаром в магазине или другом помещении перед укладкой его в торговом зале. Эти операции зависят от многих факторов готовности товара к продаже: упаковка, размер покупок, сложность ассортимента, свойства отдельного товара и т.д.

Операции предварительной подготовки делятся на два вида:

  1. Общая подготовка
  2. Специфическая

Общий комплекс подготовки включает в себя предоставление товарам товарного вида, сортировка, проверка цен и маркировок, заполнение ярлыков, ценников на товар, подготовка подарочных наборов, подготовка товара к подаче на рабочее место.

Специфический комплекс подготовки товара включает в себя операции необходимые определенному виду товара, таких как: разделка мяса, накатки тканей, настройка музыкальных инструментов, предварительная проверка звука у разговорных изделий, настройки телевизоров, очистка мебели от пыли.

Общие операции подготовки товара к продажам предусматривают:

  • Распаковка – освобождения товара от транспортной тары, при этом сохраняя его качество и количество.
  • Сортировка – распределение товара по определенным группа, в которых учитывается вид, размер, сорт товара. Также проверяется соответствие цены, сорта, которые указаны в маркировке.
  • Предоставление товарного вида
  • Маркировка – оформление и приклеивание к товару ярлыка с указанием наименования товара, его артикула, сорта, размера, цены.
  • Комплектование подарочных наборов
  • Подготовка товара к преподаванию в торговом зале

Как правило подготовку товара к продаже в небольших магазинах делают продавцы, когда в больших подготовку проводят специальные работники магазина.

Готовые к продаже товары перемещают в торговый зал используют ручные или электрические тележки. Перемещение товара в торговый зал для пополнения запасов происходить тогда, когда в магазине находиться минимальное количество покупателей, чтобы не создавать препятствия и неудобства их обслуживания.

1.6. Организация размещения товаров в торговом зале.

Размещение товара происходит с учетом признаков конкретного товара, его вид, группа, артикул, размер, фасон, сорт и т.д. Общий комплекс работ размещения товара в торговом зале включает в себя два вида работ:

  1. Определение мест размещения товара отдельных групп, опирая на схемы планировки залов и разделение торгового зала под отдельные потребительские комплексы.
  2. Определение мест расположения отдельных подгрупп и наименований товаров на торговом оборудовании на основе схемы.

Распределение товара в торговом зале, безусловно связанно с дальнейшей работой продавцов –консультантов, которые преподают этот товар покупателю. А в магазинах где преобладает самообслуживание, товары распределяются по группам и подгруппам для удобств покупателя в поиске нужного ему товара. Так же для удобств в поиске товара применяются таблички, которые находятся над отделами и подсказывают покупателю, что находиться в этом отделе.

В случае самообслуживания покупатель получает информацию о товаре не от продавца и изложенной информации в торговом зале. Если же товар продается за прилавком, то покупатель видеть только образец товара и всю интересующую его информацию он может получить от продавца. Так же покупатель может получить информацию о товаре если же в магазине присутствуют продавцы-консультанты, эти работники в большинстве случаев встречаются в магазинах с одеждой, обовью, книг и т.п. в любой момент покупатель может обратиться к консультанту с любым вопросом, связанным с товаром.

В процессе разработки размещения товаров:

  • Определяют местоположение каждой товарной группы или потребительского комплекса
  • С учетом удельного веса группы в товарообороте рассчитывают необходимую площадь для размещения товара
  • Разрабатывают схему технологического планирования торгового зала с указанием на ней зон размещения и преподавания конкретных групп и видов товара
  • Подбирают соответствующие виды торгово-технологического оборудования для преподавания запасов товара