Файл: Управление стратегическими изменениями ( ООО «Компания Скит»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования связана с тем, что, в связи с неопределённостью внешней среды необходимо более активное внедрение системы развития стратегии на отечественных предприятиях.
Стратегическое управление - это подсистема менеджмента организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контроля стратегии организации.
Стратегическое управление призвано расширить горизонты предвидения, усилить дальнозоркость и тем самым создать возможность своевременной ответной реакции организации на те, изменения, которые происходят в ее внешней среде: на рынках товаров и технологий, в научно-технической, экономической, социальной и политической сферах.
Переменчивые условия внешней среды, жестокая конкуренция ни одной фирме не позволяют существовать неизменно долгое время, что говорит о необходимости непрерывных изменений.
Первыми индикаторами необходимости проведения таких изменений являются информационные сигналы, посылаемые организации внешней средой и рынком. Вследствие чего организация вынуждена адаптироваться, меняя тактические цели и задачи. Но воздействия внешней среды могут быть и серьезными, тогда возникает необходимость корректировать всю структуру и процессы в организации.
И правильно функционирующее управление такими изменениями позволяет фирме успешно добиваться конкурентных преимуществ, адаптации к внешней среде и достижению общего успеха компании.
Проведение необходимых изменений предполагает практическую реализацию стратегии, что является очень сложной задачей. В связи с этим в исследовательских работах все больший интерес проявляется к анализу организационных возможностей, способов и методов управления стратегическими изменениями.
Теоретической и методологической базой исследования являются теоретические и практические разработки ученых, специалистов в области проведения изменений и опыт лучших практик в компаниях, что обеспечило комплексность изучения данной проблемы. Вероятность и обоснованность полученных результатов обусловлена использованием общенаучных и специальных методов познания: анализа и синтеза, индукции и дедукции, системного подхода, сравнительного анализа.
Результаты исследования и их обсуждение.
Лучшие практики организационных изменений, определяющие развитие компаний, устойчиво функционирующих на мировом рынке, можно выделить у Тойота Мацусита, Электрик Индастриал КО. Лтд., Сони Корпорэйшн (Япония), Фольксваген АГ, Сименс, БМВ АГ, Даймлер Крайслер АГ (Германия), Форд Моторс Компани, Дженерал Моторс, Крайслер, Ксерокс (Хекох), Дженерал Электрик, Контрол Дэйта, Проктер энд Гэмбл (США), Самсунг электроникс (Южная Корея), Рено (Франция). Среди научных работ, на наш взгляд, можно выделить труды Э. Камерона, М. Грина, Р. Хайнце, Д. Майстера, И. Адизеса, Дж.П. Коттера, Р. Кигана, Л. Лейхи, П. Друкера, Н. Доши, Л. Макгрегора.
Данной теме посвящены труды таких авторов как: Васюхин А.А. Стратегическое управление в условиях кризиса, Ганусяк Д.В. Организационное проектирование системы управления персоналом на современном этапе, Зайцев А.В. Роль стратегического менеджмента в управлении предприятием, Кальницкая И. В. Анализ эффективности управления организацией, Ковтуненко К.В. Методы стратегического управления в условиях кризиса, Корпачева А.М. Стратегическое управление организациями как актуальное направление практической деятельности менеджмента, Новичкова Л. М. Инструменты стратегического анализа компании и др.
Объект исследования: Стратегические изменения на примере предприятия розничной торговли ООО «КОМПАНИЯ СКИТ».
Предмет исследования: Особенности управления стратегическими изменениями в организации.
Цель работы: Рассмотреть процесс управления стратегическими изменениями в организации.
- Рассмотреть сущность и систему стратегических изменений;
- Изучить особенности анализа стратегических изменений;
- Дать организационно – экономическую характеристику предприятия
- Провести анализ стратегического управлении: проблемы и тенденции;
- Выявить проблемы успеха стратегических изменений в развитии компании;
- Предложить мероприятия по совершенствованию стратегического управления в ООО «КОМПАНИЯ СКИТ».
1. Теоретические аспекты разработки стратегии предприятия
Стратегические изменения являются основным конструктивным содержанием любой организационной стратегии.
Стратегические изменения — это главные носители нового качества в процессе развития организации, которые ключевым объектом управления при реализации не только специализированной стратегии, но и в целом корпоративной стратегии [7, с. 144].
В современной организации можно выделить несколько уровней стратегических изменений: коренные изменения, необходимость в которых связана, к примеру, с переходом в другую отрасль функционирования.
Изменения затрагивают номенклатуру выпускаемой продукции, рынки сбыта, технологию и состав ресурсов, а также миссию организации. Коренные изменения зачастую вызывают у руководства предприятия самые большие трудности; радикальная реорганизация [1, с. 128].
Реализация стратегических изменений служит важнейшим механизмом развития и поддержки системы управления современного предприятия.
Для компетентного руководителя стратегические изменений становятся мощным средством внедрения новых инструментов стратегии, совершенствования функционирования предприятия и повышения его эффективности.
Вместе с тем, стремление к новшествам само по себе не гарантирует выживание данной организации.
Те преимущества, которыми обладает организация, не могут быть запланированы в полной мере, очень много зависит от случайных факторов, и не все мероприятия по стратегическим изменениям принесут предприятию успех со временем [15, с. 132].
Изменение в организации подразумевает постоянный или ступенчатый процесс ее перевода на новые ступени развития с использованием различных концепций и идей.
Современные организации рассматривают стратегическое развитие как беспрерывный эволюционный процесс, в котором из-за одного стратегического изменения появляется необходимость в другом изменении.
Принципы стратегического управления изменениями [15, с. 134].
Система стратегических изменений построена на следующих основных принципах: системный принцип, сочетающий линейное, функциональное и обеспечивающее управление.
Кроме того, данный принцип подразумевает координацию вертикального и горизонтального управления для повышения эффективности достижения поставленных целей.
Системность предписывает подходить к объекту управления как к множеству взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, которые образуют определенную целостность [7, с. 148].
Синергетический принцип - сочетание отдельных элементов приносит больше положительного эффекта, чем использование их по отдельности; принцип эффективности - необходимо построить стратегию реализации изменений, которая в перспективу даст положительный эффект: сегодняшние проблемы следует решать с позиции желаемого в будущем, прогресс является более важным выражением развития любой организации, чем ее простое выживание; принцип творчества - гораздо важнее полным образом использовать человеческие знания, чем материальные ресурсы.
Работники должны ощущать необходимость развиваться и самоутверждаться в работе; принцип открытости – неформализованные и непосредственные контакты являются самыми эффективными, а взаимное доверие более результативно, чем самая эффективная организационная система.
Основные области стратегических изменений [1, с. 138].
Для успеха реализации любой стратегии важно осуществление адекватных изменений во всех соответствующих аспектах и областях деятельности конкретной организации.
Основными областями стратегических изменений являются следующие [1, с. 142]:
Мотивация персонала и информирование. Поскольку персонал является главной ценностью для современной организации, прежде всего, необходимо детально проинформировать всех сотрудников относительно новой стратегии и последующих изменений.
На эффективное воплощение системы стратегических изменений должны быть направлены как подсистема материального вознаграждения, так и остальные подсистемы мотивации персонала.
Стиль менеджмента и лидерство. Весь руководители организации обязаны стать подлинными лидерами в реализации не только отдельных изменений, но и системы изменений в целом. Корпоративная культура и базовые ценности [16, с. 152].
В нормальной организации никакое стратегическое изменение не может изменить набор ее базовых ценностей. Поэтому стратегические изменения следует привести в соответствии с корпоративной культурой, что докажет их адекватность и покажет новые аспекты и грани существующей системы ценностей.
Структура управления. По отношению к организационной структуре стратегия первична, а значит структура управления должна быть приведена в соответствие с новой стратегией.
Финансирование и ресурсное обеспечение [7, с. 149].
Каждое отдельное стратегическое изменение должно быть полноценно обеспечено финансовыми и иными ресурсами. Такая позиция обычно обеспечивается в стратегическом бюджете организации. Компетенции и навыки.
Ключевые стратегические изменения.
Особое место в системе стратегических изменений отводится ключевым стратегическим изменениям, реализация которых означает: реализацию всех решающих изменений, которые связаны с данной стратегией, т.е. воплощение на практике как качественно другой стратегии; воплощение совокупности существенных стратегических изменений, поскольку ключевые изменения влекут за собой реализацию всех прочих изменений, предусмотренных в стратегической программе [20, с. 155].
Таким образом, стратегический менеджмент – одно из направлений менеджмента, которое занимается исследованием следующих основных вопросов: содержание и структура системы стратегического менеджмента; выработка стратегических решений по управлению организацией; стратегия по достижению конкурентных преимуществ; процесс формирования стратегии фирмы; организация процессов разработки и воплощения стратегических планов.
При реализации стратегии на каждом уровне руководства решается свой определенный круг задач и осуществляются функции, закрепленные за ним. Решающую роль имеет высшее руководство, деятельность которого можно представить как последовательность пяти взаимосвязанных этапов:
На первом этапе проводится углубленный анализ состояния среды, исследуются цели и разработанные стратегии [6, с. 242].
Данный этап предполагает решение следующих основных задач: уяснить сущность выдвигаемых целей и выработанной стратегии, определить их корректность и соответствие состоянию среды и друг другу; довести идеи стратегического плана и смысл целей до персонала, чтобы подготовить условия для их вовлечения в реализацию стратегий.
На втором этапе разрабатывается комплекс решений для эффективного использования ресурсов, имеющихся у предприятия [17, с. 161].
Здесь анализируется достаточность имеющихся ресурсов, которые необходимо распределить и привести в соответствие с реализуемой стратегией. С этой целью удобно составить специальную программу, выполнение которой должно оказывать содействие развитию различных видов ресурсов.