Файл: Факторы формирования приверженности персонала культуре организации.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность понятия «организационная культура»
1.2. Методы и формы организационной культурой
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПРИВЕРЖЕННОСТИ
2.2. Факторы формирования приверженности организации
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА КУЛЬТУРЕ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Организация и методы исследования
В ходе эмпирического исследования определен тип организационной культуры организации. Определен уровень приверженности сотрудников к своей организации, особенности мотивационной сферы личности сотрудников.
Из полученных ответов сотрудников ООО «Стоматология» следует, что в организации преобладает тип организационной культуры «Культура Личности», который характеризуется совещательным характером отношений, управление осуществляется на основе индивидуального подхода, что в принципе характерно для небольших организаций. Однако, ответы ряда сотрудников, а именно 5 человек, определили организационную культуру как «Культура Власти».
Половина опрошенных сотрудников (53%) в целом проявляют приверженность своей организации, 30% персонала лишь эпизодически, в некоторых случаях проявляют приверженность к культуре организации и 17% проявляют очень высокую приверженность к культуре организации, полностью разделяя ее цели, их устраивает практически все. На формирование приверженности культуре организации влияет мотивационная сфера личности сотрудников. Смешанный мотивационный профиль обуславливает наиболее высокий уровень лояльности сотрудников к организации, по сравнению с прогрессивным и регрессивным мотивационным профилем. Для 3 (18%) сотрудников характерна смешанная мотивационная направленность, т. е. для них значимы как материальные потребности, так и социальные потребности, саморазвитие в процессе социального взаимодействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние десятилетия в практике и в теории управления наблюдается значительный рост интереса к проблеме организационной культуры, что обусловлено осознанием важности ее роли в развитии организации.
Организационную культуру можно определить как идеологию управления и организацию социально-экономической системы предприятия (организации). Организационная культура оказывает влияние на внутреннюю среду, способствуя интеграции работников, а также влияет на внешнюю среду и направлена на адаптацию организации к внешней среде, а значит, к выживанию, развитию, росту и процветанию.
Наибольшее влияние на организационную культуру оказывают следующие факторы: личность создателя организации, временной период существования фирмы на рынке, размер организации, сфера деятельности и уровень образования и квалификации работников. Управление организационной культурой - это ее формирование, поддержание, развитие и в случае необходимости – изменение.
Методы управления организационной культурой включают объекты и предметы внимания, оценки, контроля; реакцию руководства на ситуации и организационные кризисы; моделирование ролей, обучение и тренировку; определение вознаграждений; критерии принятия на работу, продвижение и увольнение; организационные символы и обрядность.
Приверженность культуре организации - это интегральный фактор, в котором отражаются трудовые ценности, профессиональная этика работников, их мотивация и удовлетворенность трудом. За приверженностью стоят соответствующие установки, определяющие отношение к работе, к клиентам, к руководству и к организации в целом. Можно выделить индивидуальные характеристики работников и организационные факторы, влияющие на степень приверженности организации.
К факторам, способствующим формированию приверженности персона, можно отнести: обогащение содержания работы; автономность труда, то есть самостоятельность; разнообразие труда; позитивное отношение к коллективу; поддержка и забота организации о сотрудниках; удовлетворенность сотрудников стилем руководства; разнородность персонала.
В курсовой работе проведено эмпирическое приверженности персонала культуре организации в ООО «Стоматология».
В организации преобладает тип организационной культуры «Культура Личности», который характеризуется совещательным характером отношений, управление осуществляется на основе индивидуального подхода, что в принципе характерно для небольших организаций. В совместных мероприятиях в организации принимает участие только половина сотрудников. Стиль и методы работы в Стоматологическом центре большинство сотрудников характеризуют как консервативные.
Половина опрошенных сотрудников (53%) в целом проявляют приверженность своей организации, 30% персонала лишь эпизодически, в некоторых случаях проявляют приверженность к культуре организации и 17% проявляют очень высокую приверженность к культуре организации, полностью разделяя ее цели, их устраивает практически все.
Для развития приверженности к культуре организации нами были разработаны предложения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Антропова Л.В. Управление организационной культурой : учебное пособие / Л. В. Антропова; Череповецкий гос. ун-т. - Череповец : ЧГУ, 2013. - 264 с.
- Веснин В. Р. Управление персоналом: теория и практика В.Р.Веснин.- М.: Проспект, 2009.- 688 с.
- Виханский О.С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М. : Экономистъ, 2005. - 669 с.
- Замедлина Е.А. Организационная культура / Е.А. Замедлина. – М. : РИОР, 2009. - 125 с.
- Калашников А.И. О проблеме диагностики профессиональной приверженности / А.И. Калашников // Ученые записки ЗабГУ.- 2015.- № 5.- С. 145-153.
- Кондратьев Э. Организационная культура: понятие, механизм и методы управления / Э. Кондратьев //Проблемы теории и практики управления. – 2011.- № 11. - С. 56-64.
- Ловаков А.В. Организационная идентификация и приверженность персонала: сходство и различие / А.В. Ловаков, С.А. Липатов // Психология. Журнал высшей школы экономики.- 2011.- № 8.- С. 69-80.
- Магура М. И. Оценка работы персонала : практ. пособие для рук. / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. - М. : Журн. "Упр. персоналом", 2005. - 222 с.
- Магура М.И. Патриотизм персонала по отношению к своей организации – решающее конкурентное преимущество / М.И. Магура // Управление персоналом.- 1998.- № 11.- С. 20-28.
- Минюрова С.А. Опросник профессиональной приверженности / С.А. Минюрова, А.И. Калашников // Вопросы психологии.- 2017.- № 1.- С. 159-167.
- Оксинойд К.Э. Организационное поведение : учебник по специальности «Управление персоналом» / К.Э. Оксинойд. – М. : Кнорус, 2009. - 471 с.
- Соломанидина Т.О. Организационная культура компании / Т.О. Соломанидина. – М. : ИНФРА-М, 2010. - 623 с.
- Стеклова О.Е. Организационная культура /О.Е.Стеклова.- Ульяновск: УлГТУ, 2007.- 127 с.
- Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: Учебное пособие /О.Г.Тихомирова. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2008. - 156 с.
- Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Э.Шейн. – СПб.: Питер, 2013. - 352 с.
- Сайт организации ООО «Стоматология».- Режим доступа : https://ооо-стоматология.рф
Приложение 1
Определение типа организационной культуры по Ч. Хэнди
Отметьте знаком «+» те высказывания, которые справедливы по
отношению к вашей организации, и знаком «–» те, которые не соответствуют
действительности.
1. Организационная структура сформирована методом распределения работ
по производимому продукту, региону, группе потребителей и т.п.
2. Организационная структура сформирована по функциям, четко
очерченным обязанностям подразделений и работников (маркетинг,
финансовый учет, производство, отделы конструкторов, технологов и
т.п.).
3. Целью существования организации является предоставление возможности
работникам достигать личных целей.
4. Организация представляет собой сеть взаимосвязанных подразделений-
команд, каждое из которых в определенной степени независимо, но несет
ответственность в рамках общей стратегии.
5. Функции и задачи подразделений и отдельных должностей
классифицируется по определенному признаку, образуя схему потока
работ организации.
6. Власть и влияние сосредоточены вокруг главы организации, ослабевая по
мере отдаления от высшего руководства.
7. Власть определяется служебным положением и занимаемой должностью
(организационной ролью).
8. Власть руководителя основана на уважении команды подчиненных.
9. Источник власти или влияния – опыт, творческое мышление,
инициативность, компетентность, профессионализм руководителя.
10. Взаимоотношения с лидером организации значат больше, чем формально
занимаемая должность.
11. Решения принимаются быстро – скорость считается важнее качества
принятого решения.
12. Принимаемые решения относятся, как правило, к процедурным:
разрешить ли эту операцию, начать ли эту операцию, направить ли этот
запрос и т.п.
13. В организации принят групповой метод принятия решений по
определенным направлениям.
14. Отбор сотрудников считается самым значимым процессом,
проистекающим в организации.
15. Отбор сотрудников производится на основании жесткого следования
принципу преемственности: найм сотрудника производится в случае предварительного представления его кем-либо из окружения главы
организации.
16. При отборе или принятии решения о повышении, переводе на другую
должность к работнику выдвигается единственное требование - он должен
в точности (не больше и не меньше) соответствовать своей должностной
инструкции
17. Отбор персонала осуществляется по критерию профессионализма
претендента.
18. Отбор сотрудников производится на основании жесткого соблюдения
принципа преемственности: работник нанимается только в случае
предварительного представления его кем-либо из окружения главы
организации.
19. Форма внутриорганизационной коммуникации – эмпатия, то есть решения
принимаются на основе догадок и предположений о мнении центральной
фигуры организации.
20. Количество служебной документации (служебных записок, письменных
распоряжений и т.д.) незначительно.
21. В организации высокое значение имеют формальные письменные
правила, распоряжения, приказы, положения.
22. Роль личного контакта (по телефону, на переговорах и т.п.) значительно
превосходит роль письменных приказов и положений.
23. Члены организации воспринимают себя как коллеги.
24. Управление организацией осуществляется на основе совещания (через
предложения, замечания),
25. Управление организацией основано на послушании и дисциплине.
26. организацией основано на (каждое решение
, работники должны убеждены в его ).
27. Управление осуществляется координации деятельности
на основе общего .
28. Контроль за распоряжений практически , так как
управление основано на .
29. Возможность контроля за работ у
незначительна, так как управление основано на всеобщем
.
30. В организации имеют высокие на телефонные переговоры
и .
31. Организация основана на , культе личности ,
личной , на дружеских отношениях и в окружении главы
.
32. В организации высоко личный , инициативность.
33. Творческая , как правило, не поощряется ( на основе
приказов, не ).
129
34. Доверие, как по к сотруднику, так и по отношению к
центру, достигается на успешной деятельности,
принятых .
35. Любые изменения в связаны с заменой : увольняется
сотрудник, ошибку, и на его берется новый.
36. доводы сами по не имеют значения. Их изложить
, которому доверяют: мнения значит , чем само
мнение.
37. В имеет высокая роль доводов,
независимо от , кто их высказывает.
38. В организации жесткая управления: решения
центром, который контролирует их исполнение.
39. и внешняя организации воспринимаются с
рационализма и логического .
40. Разрабатываются должностные , которые собой
систему работнику обязанностей, .
41. Управление организацией на предположении и
предсказуемости событий, .
42. Деятельность организации на отдельные регламентируемые
операции.
43. воспринимается как неотъемлемая рабочих операций,
часть машины.
44. рассматривается как , обладающая определенными
, которые организация использовать для решения
проблем.
45. особенности человека не во внимание
(низкая человеческого фактора).
46. сотрудник как индивидуальная личность,
свободой и независимостью.
47. карьера в организации – вверх в
структурном подразделении, не его рамок.
48. Работник при карьеры рассчитывает в
организации до и больше.
49. При планировании поощряется переход из одного
подразделения в , из одной в другую.
50. Планирование и обучения работников в
отсутствует. Задача – просто возможность
развития.
51. регламентирует не только время, но и жизнь
: широко системы оплаты страховки,
регулярное оплачиваемого отпуска,
товаров со , пенсионное обеспечение и т.п.
52. имеет долгую () историю успешного .
130
53. Организация ограниченную номенклатуру (услуг).
54. Критерием деятельности организации
максимальная и регламентация деятельности.
55. изменения во внешней организация игнорирует.
реакция на - усиление традиционных работы.
56. В случае издержек производства повышает
.
57. На снижение объемов организация реагирует усердными
продажами.
58. В невыполнения в срок, работники сверхурочно.
59. В условиях перемен (новые , изменение
потребителей и т.п.) организация многочисленные комитеты по
(межподразделенческим) связям, связать
в единое целое.
60. часто осуществляет , постоянно обновляет
производимого .
61. Решение проблем в условиях жесткого
правил, формул.
62. формальных и процедур ничтожна.
63. эффективности метода проблем является
упрощение задачи и разбиение ее на
задачи.
64. Эффективность решения проблем достигнутым
.
65. Обучение понимается как получения новых и навыков.
66. Обучение собой освоения нового .
67. Обучение воспринимается как приобретения способности и
лучшего проблем.
68. Процесс представляет собой требуемых знаний и
теми, кто ими , тем, у кого их еще нет.
69. Процесс заключается в участии в и
проектных группах: учебных , деловые игры,
работы в команде.
70. работник организации - личность, в
своей области, с личной ответственности, в
постоянном поиске.
71. воспринимаются как организации (широко