Файл: Факторы формирования приверженности персонала культуре организации.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность понятия «организационная культура»
1.2. Методы и формы организационной культурой
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПРИВЕРЖЕННОСТИ
2.2. Факторы формирования приверженности организации
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА КУЛЬТУРЕ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Организация и методы исследования
- степень информированности работников о проблемах организации;
- степень вовлеченности в решение проблем организации.
Таким образом, приверженность персонала - это социально-психологическая установка, характеризуемая доброжелательным, корректным, искренним, уважительным отношением к руководству, сотрудникам, иным лицам, их действиям, к компании в целом; осознанным выполнением сотрудником своей работы в соответствии с целями и задачами компании и в интересах компании, а также соблюдением норм, правил и обязательств, включая неформальные, в отношении компании, руководства, сотрудников и иных субъектов взаимодействия.
Организационная приверженность персонала характеризуется несколькими признаками. Во-первых, гордостью за принадлежность к организации, рассмотрением ее целей и ценностей как собственных. Во-вторых, готовностью прилагать напряженные усилия в интересах своей компании и стремлением делать больше, чем формально задано в рамках должности. В-третьих, сильным желанием сохранить членство в организации и готовностью всегда отстаивать ее интересы. Вклад сотрудников в получение бизнес-результатов и самоотдача в достижении корпоративных целей во многом зависят от уровня приверженности работников к своей организации.
Выводы по второй главе
Во второй главе рассмотрены теоретические аспекты проблемы формирования приверженности персонала культуре организации.
Приверженность персонала - это социально-психологическая установка, характеризуемая доброжелательным, корректным, искренним, уважительным отношением к руководству, сотрудникам, иным лицам, их действиям, к компании в целом; осознанным выполнением сотрудником своей работы в соответствии с целями и задачами компании и в интересах компании, а также соблюдением норм, правил и обязательств, включая неформальные, в отношении компании, руководства, сотрудников и иных субъектов взаимодействия.
К факторам, способствующим формированию приверженности персона, можно отнести: обогащение содержания работы; автономность труда, то есть самостоятельность; разнообразие труда; позитивное отношение к коллективу; поддержка и забота организации о сотрудниках; удовлетворенность сотрудников стилем руководства; разнородность персонала.
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА КУЛЬТУРЕ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Организация и методы исследования
Цель исследования – изучить организационные и психологические факторы приверженности персонала культуре организации.
Для решения поставленной цели, решались следующие задачи:
- подобрать методы для изучения организационных и психологических факторов приверженности персонала культуре организации;
- определить тип организационной культуры организации;
- выяснить мнение сотрудников об организационной культуре;
- определить уровень приверженности сотрудников к своей организации;
- охарактеризовать мотивационный профиль личности сотрудников организации;
- проанализировать полученные результаты, сделать выводы и разработать предложения по формированию приверженности персонала культуре организации.
База исследования. Исследование проводилось на базе ООО «Стоматология» в г. Вологда. В нем приняли участие 17 сотрудников данной организации. Участие в исследовании было добровольным и анонимным, проходило в индивидуальной форме.
Распределение сотрудников по должностям и стажу работы представлено в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Численность сотрудников по штату в стоматологическом центре на ул. Мира
Должность |
Количество по штату |
Врачи (в т.ч. руководящий состав) |
11 |
Средние медицинские работники |
6 |
Данные таблицы 1 свидетельствуют, что 65% сотрудников составляют врачи и руководящий состав и 35% - средний медицинский персонал.
Таблица 2
Распределение сотрудников по стажу работы
Врачи (кол-во человек) |
Средний медицинский персонал (кол-во человек) |
||||||
Стаж 1-5 лет |
Стаж 5-10 лет |
Стаж 10-15 лет |
Стаж более 15 лет |
Стаж 1-5 лет |
Стаж 5-10 лет |
Стаж 10-15 лет |
Стаж более 15 лет |
- |
4 |
7 |
- |
1 |
5 |
- |
- |
Данные таблицы 2 свидетельствуют, что среди врачей и руководства Центра 63% имеют продолжительный стаж работы 10-15 лет и 37% - стаж работы от 5 до 10 лет. Напротив, средний медицинский персонал стоматологического центра в большинстве своем имеет небольшой стаж работы - 17% от 1до 5 лет, и 83% от 5 до 10 лет.
Большую часть персонала стоматологического центра составляют женщины – 15 сотрудниц, мужчины – всего 2 сотрудника. Данная тенденция характерна в целом для отрасли здравоохранения. Возраст персонала - от 26 лет до 50 лет. Распределение сотрудников стоматологического центра по возрасту представлено в таблице 3.
Таблица 3
Структура медицинского персонала по возрасту
Показатели |
Распределение по возрасту (чел.) |
|||
До 30 лет |
30-40 лет |
40-55 лет |
55-60 лет |
|
Врачи и руковод.состав |
0 |
2 |
9 |
- |
Средние мед.работники |
2 |
4 |
0 |
- |
Данные таблицы 3 свидетельствуют, что среди врачей 82% имеют возраст от 40 до 55 лет и 18% - от 30 до 40 лет. Большинство медицинских сестер значительно моложе врачей, так 67% - от 30 до 40 лет и 33% - до 30 лет.
Образовательный уровень сотрудников довольно высокий - все врачи стоматологического центра (6 человек) имеют высшее медицинское образование, медицинские сестры - среднее медицинское образование (11 человек).
В штате Центра имеются вакантные должности: стоматолог–ортопед и медицинская сестра (на время декретного отпуска). За прошедший 2016 год уволился 1 сотрудник (по собственному желанию). Коэффициент выбытия составил 0,05%.
Методы исследования – тестирование (методика «Определение типа организационной культуры» Ч. Хэнди; «Опросник организационной лояльности» Дж. Мейера и Н. Аллен; методика диагностики мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана).
3.2. Анализ полученных результатов
Для определения типа организационной культуры в ООО «Стоматология» было проведено тестирование сотрудников организации по методике Ч. Хэнди (Приложение 1).
Автор методики выделяет четыре типа организационной культуры – «Культура Власти», «Культура Роли», «Культура Задачи», «Культура Личности».
Тестирование сотрудников Стоматологического центра показало, что в организации преобладает тип организационной культуры «Культура Личности» - 71% (12 человек).
Такая организация представляет собой совокупность специалистов-коллег. Задача организации – оказывать помощь и содействие в развитии человека, предоставить ему возможность для роста. Управление в организациях с культурой личности носит совещательный характер. Приказы неприемлемы, так как работники такой организации больше всего ценят профессионализм, личную свободу, независимость. Управление осуществляется на основе индивидуального подхода. Члены организации обладают чувством ответственности; это одиночки, и вступают в организацию для удобства и ради тех возможностей, которые сможет им предоставить организация. Изменения в организациях с культурой личности могут быть произведены только на основе согласия всех членов организации. Внести изменения смогут только менеджеры, заслужившие уважение коллег – членов организации. При этом их уважение может быть вызвано не только
профессиональными качествами, но и человеческими.
Ряд респондентов, а именно – 29% (5 человек) отнесли организационную культуру Стоматологического центра к типу «Культура Власти». Организации с культурой власти выглядят как паутина. Власть и влияние сосредотачиваются в центре, где находится глава организации, и ослабевают по мере отдаления от центра. Это организация, напоминающая закрытый семейный клуб, с жесткими патерналистскими традициями, культом личности главы организации.
Распределение ответов сотрудников Стоматологического центра представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Представленность основных типов организационной культуры в ООО «Стоматология» (в %)
Для диагностики уровня приверженности персонала к культуре организации был использован «Опросник организационной лояльности» Дж. Мейера и Н. Аллен (Приложение 2).
Результаты, полученные по методике «Опросник организационной лояльности» представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Уровень приверженности персонала культуре организации в ООО «Стоматология» (в %)
Условные обозначения:
1 – эпизодически проявляют лояльность
2 – в целом привержены культуре организации
3 – всегда проявляют лояльность
Как видно из рисунка 3, 30% сотрудников лояльность или приверженность к культуре организации проявляют эпизодически, только в некоторых ситуациях. 53% персонала в целом являются лояльными, приверженными культуре своей организации. 17% сотрудников всегда лояльны по отношению к своей компании, разделяют ее цели, готовы жертвовать собственными интересами ради компании.
Для определения психологических факторов приверженности сотрудников к культуре организации мы использовали «Методику диагностики мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана (Приложение 3), которая позволяет выявить устойчивые тенденции личности в мотивационной сфере и производительную или потребительную направленность личности.
В результате тестирования получены данные о том, что 47% сотрудников (8 человек) имеют прогрессивный мотивационный профиль. Данные люди достаточно успешны в своей профессиональной деятельности, для них характерна социально направленная позиция. Данная направленность детерминирует творческое развитие личности и способствует включению человека в социальные группы. Этот вид ценностей ориентирует человека на будущее. В них заключены предпосылки содержательного развития личности и организации. Данная мотивация является созидательной, способствует порождению общественно значимых материальных и духовных ценностей.
Регрессивный мотивационный профиль, общежитейскую мотивационную направленность, которая ориентирует активность личности на поддержание жизнедеятельности человека, обусловлена его натуральными потребностями (материальные потребности, потребности в безопасности и т. и.) имеют 35% (6 респондентов).
Для 3 (18%) сотрудников характерна смешанная мотивационная направленность, т. е. для них значимы как материальные потребности, так и социальные потребности, саморазвитие в процессе социального взаимодействия.
Графически данные представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Мотивационный профиль личности сотрудников ООО «Стоматология»
На приверженность работников оказывают влияние особенности мотивационной сферы личности, а именно тип мотивационного профиля личности сотрудников. Смешанный мотивационный профиль обуславливает наиболее высокий уровень лояльности сотрудников к организации, по сравнению с прогрессивным и регрессивным мотивационным профилем.
Для смешанного мотивационного профиля характерно равное значение развивающих мотивов (общая активность, творческая активность, социальная полезность) и мотивов поддержания (жизнеобеспечение, комфорт, социальный статус).
Мотивы жизнеобеспечения, комфорта и социального статуса соответствуют потребностям «дефицита». Мотивы общей активности, творческой активности и социальной полезности составляют в своей основе потребности «роста». Из этих групп мотивов складываются наиболее обобщенные мотивационные образования — тенденция поддержания жизнедеятельности и социального существования личности или потребительская тенденция, и личностно развивающая или производительная тенденция. При равной значимости данных мотивов в мотивационной структуре личности удовлетворение потребностей «дефицита» оказывает влияние на потребности «роста», и наоборот. Наблюдается относительно самостоятельное, но одновременно взаимозависимое развитие производительной и потребительной линий, что отражается в смешанном мотивационном профиле.