Файл: Маркетинговые исследования (Направления маркетинговой).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ
1.1. Сущность, роль, цель и задачи маркетинга
1.2. Направления маркетинговой деятельности
1.3. Специфика маркетинговой деятельности в сфере торговли
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО «F-MART»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ внешней маркетинговой среды торгового предприятия
2.3. Анализ внутренней маркетинговой среды ООО «F-MART»
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО «F-MART»
3.2. Эффективность совершенствования маркетинговой деятельности торгового предприятия
Продвижение должно сформировать у потребителей определенный уровень знаний о товарах ООО «F-MART», побудить потребителей обратиться за покупкой товаров именно в супермаркет «Flagman», стимулировать сбыт изделий, сделать из потенциальных покупателей постоянных клиентов предприятия и др.
Таблица 8
План программы продвижения товаров для ООО «F-MART»
№ |
Инструмент продвижения |
Примечание |
Продолж ительность, мес. |
Сумма в месяц, руб. |
||
1 |
Мобильный маркетинг |
|||||
А |
SMS-рассылка |
Покупателям будет разослано СМС-сообщение с информацией о проводимой акции, суть которой заключается в следующем: совершив покупку на сумму не менее 300 рублей, на следующий день покупатель получит бонус в размере 5% от совершенной покупки на свой счет. Для этого покупателю необходимо написать фамилию и контактный телефон на чеке и опустить в специальный ящик, который будет находиться около каждой кассы. Из этих ящиков сотрудники универсама каждый вечер будут изымать накопившиеся чеки, сортировать их и заносить в специальную таблицу. |
1 |
Абонентская плата номера: 3000; рассылка СМС-сообщений: 4 500; общая сумма на номере для отчислений по 2% от 36 000 до |
||
Продолжение таблицы 8 |
||||||
№ |
Инструмент продвижения |
Примечание |
Продолжительность, мес. |
Сумма в месяц, руб. |
||
2 |
Промоушен |
|||||
А |
Дегустация собственного производства |
Место: торговый зал, 3 дня в неделю, 4 недели, 1 промоутер, 3 часа с 17:00 до 20:00. |
3 |
6 300 |
||
Б |
Акция |
Место: входная зона универсама, место выкладки каталогов, количество промоутеров -1 человек на каждый вход, время работы: 17:00 до 19:00 чч., 3 дня в неделю. Промоуторы будут раздавать листовки с указанием действующих акций. |
3 |
5 800 |
||
3 |
Наружная реклама |
|||||
А |
Размещение стикеров А4 в салонах маршрутных такси |
Большая часть населения для передвижения по городу пользуется маршрутными такси (ГАЗель), в связи с этим предлагается разместить стикеры "Всегда низкая цена" в салонах с указанием товаров из действующей акции и информации о стоимости проезда (8 руб.). Охват: 50 машин маршрутов. |
2 |
Аренда площади А4: 7 000; печать самоклеющихся стикеров А4: монтаж стикеров -1 000. |
||
Б |
Навигация |
Задействовать дорожные столбы в качестве указателей (10 шт.) |
2 |
Аренда: 10 000 изготовление:1 000 |
||
В |
Щиты 3x6 (3 шт) |
Увеличить количество рекламных поверхностей 3*6 с 4 до 7, по следующим адресам: ул. Ленина, Проспект Октября, Проспект Салавата Юлаева, на М.Жукова. На банере товары по акции "время платить меньше". Обновлять каждые 2 недели |
2 |
Аренда в мес.: 21 000 Изготовление постеров 3 шт.: 11 000; монтаж/демонтаж: 4 500. |
||
4 |
Полиграфия |
|||||
А |
Рассылка ТОП листовки |
Печать листовки нового дизайна А5 (двухсторонняя), адресная рассылка, тираж 15000 экз. |
2 |
Изготовление: 11 550; Распространение: 4 500. |
||
Б |
Каталог |
Увеличить тираж каталога с 6000 экз. до 7000 экз., с целью распространять по офисным зданиям. |
2 |
Изготовление: 2 000; Распространение: 1 280. |
||
Продолжение таблицы 8 |
||||||
№ |
Инструмент продвижения |
Примечание |
Продолжитель ность, мес. |
Сумма в месяц, руб. |
||
5 |
Анкетный опрос |
|||||
Анкетирование посетителей торгового зала |
С целью выявления предпочтений жителей близлежащих районов к универсаму и улучшения программ лояльности провести анкетирование. Выборка составится на основании численности жителей выбранных районов, их демографических характеристик |
2 |
Привлечение интервьюеров: 5 000. |
|||
6 |
СМИ |
|||||
ТВ |
БСТ, СТС, ТВЦ (Вся Ташкент): спонсорство в ежедневной информационной программе. |
1 |
100 000. |
|||
Русское радио |
Спонсорство интерактивной передачи на радиостанции "Ташкентское Радио" ("Стол заказов" выход-обед), розыгрыш призов. Механика: в розыгрыше участвуют только чеки на сумму не менее 500 руб., делается копия чека и на нем кассиры пишут ФИО покупателя и контактный телефон. Каждый день ди-джей выбирает (как лотерея) чек и в эфире объявляет победителя. |
1 |
25 000. |
|||
7 |
Программы лояльности |
|||||
А |
Бонусы |
При совершении покупки свыше 1000 рублей, покупатель получает дисконтную карту, по которой он может совершить 10 покупок со скидкой 3%. При совершении покупки свыше 2000 рублей, покупатель получает на свой выбор дисконтные карты, по которым он может совершить либо 5 покупок со скидкой 12%, либо 10 покупок со скидкой 6%, либо 15 покупок со скидкой 4%, либо 20 покупок во скидкой 3%. |
2 |
10 000. |
||
Б |
Подарок за покупку |
При совершении покупки свыше 200 рублей, покупатель получает сувенир с логотипом супермаркета Flagman |
2 |
Изготовление: 10 200. |
||
Итого единовременных затрат (изготовление рекламной продукции длительного пользования, изготовление расходной рекламной продукции (короткий срок пользования), ежемесячная аренда, ежемесячная оплата труда). |
414 760 |
|||||
Итого затрат за год (изготовление расходной рекламной продукции (короткий срок пользования), ежемесячная аренда, ежемесячная оплата труда). |
106 730 |
|||||
Всего |
628 220 |
Согласно таблицы 8, рассчитаем единовременные затраты и затраты за год:
- итого единовременных затрат (изготовление рекламной продукции длительного пользования, изготовление расходной рекламной продукции (короткий срок пользования), ежемесячная аренда, ежемесячная оплата труда:
(3000+4500+36000)+6300*3+5800*3+(7000+3000+1000)*2+(10000+1000)*2+(21000+11000+4500)*2+(11550+4500)*2+(2000+1280)*2+5000*2+100000+
+25000+10000*2+10200*2=414760 (руб.)
- итого затрат за год (изготовление расходной рекламной продукции (короткий срок пользования), ежемесячная аренда, ежемесячная оплата труда):
6300*2+5800*2+7000+10000+21000+(11550+4500)+(2000+1280)+5000+
+10000+10200=106730 (руб.)
3.2. Эффективность совершенствования маркетинговой деятельности торгового предприятия
Как и любое изменение, так и изменения в системе управления предприятием должны быть не только обоснованными, но и экономически эффективными, что говорит о необходимости правильности применения этих преобразований.
Единой общепризнанной и научно доказанной методологии по расчету влияния изменений в управлении предприятием на итоговые показатели работы не существует, однако на основании исследований отечественных и зарубежных ученых был сделан вывод о том, что совершенствование системы управления предприятием в общем итоге дает прирост прибыли около 30 процентов; совершенствование же маркетинговой деятельности ведет к увеличению прибыли в среднем на 10 процентов. Именно от этих показателей мы и будет в дальнейшем вести расчеты.
Для того, чтобы рассчитать эффект, который будет произведен после совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии и маркетинговых мероприятий, которые в последствии будут реализованы, рассчитаем, во-первых, величину планируемой выручки и затраты на проведение планируемых маркетинговых мероприятий.
Расчет выручки от реализации после проведения маркетинговых мероприятий производится согласно формуле (6).
Вр = Врп + [Врп * (Прв + Срв)/100] (6)
где Вр - выручка от реализации после проведения маркетинговых мероприятий, руб.;
Врп - выручка от реализации за последний период, руб.;
Прв - планируемый прирост выручки от реализации вследствие реализации предложенной маркетинговой программы, %;
Срв - среднегодовой прирост выручки от реализации до реализации предлагаемых маркетинговых мероприятий, %.
Срв = [(Ви / Вб) * 100] – 100 (7)
где Срв - среднегодовой рост выручки от реализации до реализации предлагаемых маркетинговых мероприятий, %;
Ви – выручка последнего периода сравнения, руб.;
Вб – выручка базового периода сравнения, руб.
Среднегодовой рост выручки от реализации до реализации предлагаемых мероприятий рассчитаем по формуле (7), за выручку последнего периода сравнения возьмем показатель выручки за 2018 год, а за выручку базового периода сравнения возьмем показатель выручки за 2017 год:
[(79766800 / 66471400) * 100] – 100 = 20
Рассчитаем выручку от реализации после проведения маркетинговых мероприятий согласно формуле (6):
79766800 + [79766800 * (10 + 20/100)] = 103696840
Таблица 9
Смета затрат на проведение предлагаемых маркетинговых мероприятий, руб.
Расходы на рекламу и продвижение товара |
628 220 |
Расходы на создание единой маркетинговой службы |
257 868 |
Расчет суммы возможных затрат на маркетинг всего |
886 088 |
Данные о стоимости и средствах рекламы были получены на основе изученных планов рекламных мероприятий отдела маркетинга на 2018 г., маркетинговых исследований рекламного агентства в области рекламы на радио, а также тарифов на размещение рекламной информации на канале БСТ, ТВЦ, СТС и радиостанции «Русское радио», предоставленных руководством канала и радиостанции для ООО «F-MART».
Таким образом, вышепредставленный план рекламных мероприятий, способствует более эффективному проведению маркетинговой стратегии предприятия, поскольку правильно выбранная и четко сформулированная цель маркетинговой деятельности, период осуществления даже при умеренном вложении средств в данные мероприятия, улучшает имидж фирмы, стабилизирует сбыт и, наконец, приносит дополнительную прибыль.
Рассчитаем экономический эффект.
Экономический эффект от внедрения маркетинговых мероприятий – это разница межу планируемым приростом выручки, полученной от дополнительного товарооборота, вызванного предлагаемыми маркетинговыми мероприятиями, и расходами на эти мероприятия.
Э = (Пв – Зр) – Врп (8)
где Э – экономический эффект от внедрения маркетинговых мероприятий, руб.;
Пв – планируемый показатель выручки от реализации после реализации маркетинговых мероприятий и только под их влиянием, руб.;
Зр – затраты на реализацию маркетинговых мероприятий, руб.;
Врп - выручка от реализации за последний период, руб.
Пв = [Врп + (Врп * Прв /100)] (9)
где Пв - планируемый показатель выручки от реализации после реализации маркетинговых мероприятий и только под их влиянием, руб.;
Врп - выручка от реализации за последний период, руб.;
Прв - планируемый прирост выручки от реализации вследствие реализации предложенной маркетинговой программы, %.
Рассчитаем планируемый показатель выручки от реализации после реализации маркетинговых мероприятий по формуле (9):
79766800 + [79766800 * (10/100)] = 87743480
Рассчитаем экономический эффект от внедрения маркетинговых мероприятий по формуле (8):
(87743480 - 886088) – 79766800 = 7090592
Экономический эффект маркетинговых мероприятий может быть: положительным – затраты на маркетинговые мероприятия меньше дополнительной прибыли; отрицательным – затраты на маркетинговые мероприятия выше дополнительной прибыли; нейтральными – затраты на маркетинговые мероприятия равны дополнительной прибыли.
Таким образом, можно сделать вывод, что экономический эффект от предлагаемых мероприятий положительный, так как затраты на маркетинговые мероприятия - 886088 руб. увеличили товарооборот на 7090592 руб.
Расчет рентабельности предлагаемых маркетинговых мероприятий
Эффективность затрат на рекламу может быть определена с помощью показателя рентабельности предлагаемых маркетинговых мероприятий:
Р = (Э / Зр)*100% (10)
Где Э – экономический эффект от внедрения маркетинговых мероприятий, руб.;
Пв - планируемый показатель выручки от реализации после реализации маркетинговых мероприятий и только под их влиянием, руб.;
Зр – затраты на реализацию маркетинговых мероприятий, руб.
Рассчитаем рентабельности предлагаемых маркетинговых мероприятий по формуле (10):
(7090592 / 886088) * 100% = 800%
Следовательно, затраты на совершенствование маркетинговой деятельности очень быстро окупятся, и ожидаемый эффект от предложенных мероприятий не заставит себя долго ждать. Осуществляемые затраты окупятся за чуть более чем за месяц и на 1 вложенный рубль в проведение намеченных маркетинговых мероприятий предприятие получит 8 руб. выручки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объектом исследования для курсовой работы было выбрано торговое предприятие ООО «F-MART». Предприятие функционирует на рынке с 2006 года и осуществляет продажу продуктов питания, бытовой химии и сопутствующих товаров, действуя в формате супермаркета.
В процессе решения задач, которые были определены в данной работе, было установлено, что:
- ООО «F-MART» динамично развивающееся предприятие, так, например, валовая прибыль в период с 2016 по 2018 гг. была увеличена в три раза, а чистая прибыль увеличилась вдвое;
- Предприятие вышло из ряда убыточных и нерентабельных, планомерно повышая свои доходы и рентабельность;
- Предприятие эффективно распоряжается своими оборотными средствами (таблица 3);
- Основной группой покупателей исследуемого предприятия являются молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет;
- У данного предприятия, как и его конкурентов не существуют доминирующего положения;
- На основании расчета ИК, супермаркет «Flagman», принадлежащий ООО «F-MART», занимает второе место по уровню конкурентоспособности;
- На рынке розничной продажи продуктов питания и сопутствующих товаров конкуренция очень напряженная;
- Ценовая политика предприятия определяется стремлением уменьшить количество промежуточных звеньев между ним и производителями продукции;
- Проведенное исследование с помощью метода SWOT – анализ показало, что предприятию следует придерживаться стратегии массового маркетинга .
Для перспективного развития компании на рынке и увеличения роста продаж было разработано и предложено реализовать четыре основных направления совершенствования управления маркетинговой деятельностью:
- Создание единой маркетинговой службы;
- Программа продвижения товара;
- Применение методики эффективного управления ассортиментом товарной группы как средством увеличения продаж;
- Применение практических методов разработки и анализа товарной стратегии предприятия на основе внутренней вторичной информации (на основе классической матрицы БКГ).
Создание маркетинговой службы поможет предприятию самостоятельно выбирать курс своего развития и оперативно реагировать на все рыночные изменения.
Программа продвижения товара направлена на стимулирование сбыта продукции и включает в себя sms-рассылки с информацией об акциях, промоушен, наружную рекламу, навигацию, полиграфию, работу со СМИ, программы лояльности. Методика эффективного управления ассортиментом товарной группы позволяет формировать ассортимент товара в зависимости от покупательского спроса в течение рабочего дня, то есть таким образом формировать ассортимент предлагаемого товара, чтобы наиболее полно охватить весь целевой рынок во всех ценовых категориях.