Файл: Использование методов обучения в начальных классах (Сущность методов обучения в начальной школе).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Сущность методов обучения в начальной школе
1.2 Особенности реализации методов обучения в начальной школе
2 ОПЫТ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Характеристика методов обучения младших школьников
2.2 Критерии выбора учителем методов обучения младших школьников
1)Рассказ это устное последовательное повествовательное изложение учебного материала. [10, с.193]
По целям выделяется несколько видов рассказа:
- Рассказ-вступление нацелен на подготовку обучающихся к восприятию нового учебного материала. Данный вид рассказа определяется эмоциональностью, краткостью, яркостью, для поддержания интереса к новой теме.
- Рассказ-изложение направлен на раскрытие содержания новой темы. Изложение реализовывается по определенно развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.
- Рассказ-заключение проводится преподавателем в завершении занятия.
В заключении выражается главная мысль, делаются выводы и обобщения, даются задания для дальнейшей самостоятельной работы.
К рассказу предъявляется ряд педагогических требований:
- эмоциональность;
- изложение доступным языком;
- включение ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
- обеспечение идейно-нравственной направленности;
- чёткая логика изложения;
- достоверность содержания и научно проверенные факты;
- личная оценка и отношение учителя к излагаемым фактам, событиям.
2) Беседа - метод обучения, который подразумевает диалог учителя и обучающихся, проводимый путём тщательно продуманных вопросов. Нацелен на проверку знаний изученного материала и подведение к пониманию нового материала. Относится к наиболее старым методам работы (со времён
Сократа, откуда и произошло понятие “сократическая беседа”).
По дидактическим целям и конкретным задачам подразделяется на различные виды:
- Вводная беседа нацелена на актуализацию знаний по предыдущим темам для включения учащихся в предстоящую учебно-познавательную деятельность. Перед изучением нового учебного материала необходимо выявить уровень ранее усвоенных знаний.
- Эвристическая беседа (сообщение). Предполагает, что дети должны добывать новые знания с помощью подводящих вопросов учителя и путём собственных усилий.
- Систематизирующая беседа. Направлена на обобщение и систематизацию знаний по изученным понятиям и представлениям.
Беседа может проходить как в индивидуальной форме (вопросы могут быть предназначены как одному ученику), так и в фронтальной форме (вопросы для обучающихся всего класса).
Успешность реализации беседы в первую очередь зависит от правильности и целесообразности постановки вопросов.
Они должны быть чётко сформулированными, краткими, содержательными, чтобы побуждать мысли ученика. Вопросы не следует формулировать для однозначных ответов (да-нет). Они не должны содержать в себе подсказывающих понятий. Ответы учеников должны быть полными и желательно с приведением примеров.
В общем, метод беседы имеет свои преимущества:
- он стимулирует учащихся;
- является воспитательным элементом;
- развивает речь и память;
- нацелен на приобретение знаний учащимися не в готовом виде;
- хорошее диагностическое средство.
Минусы этого метода:
- затраты большого количества времени;
- содержит элемент риска (ученик может озвучить неправильный ответ, который в последствии восприймется другими школьниками и зафиксируется в их памяти).
3) Объяснение – это словесное изложение учебного материала при раскрытии закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, причин и следствий явлений. Широко используется применительно к детям разных возрастных групп.
Требования к использованию метода объяснения:
- чёткая формулировка задач, проблем, вопроса;
- использование жизненных примеров;
- применение сравнений, аналогий, сопоставлений;
- последовательность в раскрытии причинно-следственных связей доказательств, аргументаций;
- ясная логика изложения.
4) Дискуссия – это обмен взглядами по определенной проблеме. Направлена на активное вовлечение обучающихся в обсуждение своей точки зрения по проблемы.
Грамотно организованная дискуссия учит:
- формулировать свои высказывания;
- доказывать правоту своих взглядов по проблеме;
- считаться с мнениями других.
Требования при проведении дискуссии:
- взаимодействие всех учащихся;
- умение выслушать мнение одноклассников;
- обоснование своей позиции.
5) Работа с книгой – метод, направленный на закрепление учебного материала посредством самостоятельного восполнения пробелов в знаниях.
Осуществляется под руководством учителя на уроках в начальных классах. Цель: научиться понимать и запоминать текст, анализировать прочитанное на основе ранее усвоенного.
Далее рассмотрим наглядные методы. Это такие методы обучения, при которых усвоение необходимого материала находится в зависимости от применения в учебном процессе наглядных пособий и технических средств. Как правило эти методы применяются совместно со словесными и практическими методами обучения. Цель: расширить чувственный опыт школьников, развить навыки наблюдения за изучаемыми предметами. [10, с.200]
Наглядные методы обучения могут быть подразделены на три группы:
- Метод наблюдения (источник знаний – наблюдение за явлениями и объектами действительности). Применим ещё с начальной школы, где необходимо научить детей концентрироваться на окружающих их предметах.
- Метод иллюстраций используется в дополнении к объяснению изучаемого материала (показ картин, иллюстративных пособий, таблиц и плакатов).
- Метод демонстраций (служит для ознакомления с внешним видом и внутренним устройством рассматриваемых предметов). Связан с демонстрацией технических приборов, презентаций, кинофильмов. В начальной школе учителю необходимо привлекать школьников к объяснению увиденного.
Условия для использовании наглядных методов обучения:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- демонстрируемый материал должен быть согласован с содержанием учебного материала;
- чёткое выделение главного, существенного при показе иллюстраций;
- использование наглядности без перегрузки в учебном процессе;
- рассмотрение наглядных пособий должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить отличную видимость всем учащимся;
- необходимо задействовать учеников к поиску необходимой информации.
- отчётливо продумывать пояснения, которые даются в ходе показа демонстрации.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся, для углубления знаний, формирования умений и навыков. К эти методам относят упражнения и познавательные игры, которые особо применимы в начальной школе.
Упражнения – это целенаправленное циклическое выполнение умственных или практических действий с целью овладения ими или повышения уровня их качества. [10, с.204]
По степени самостоятельности в при выполнении упражнений различают:
- тренировочные упражнения направлены на применение полученных знаний и навыков в новых условиях;
- воспроизводящие упражнения способствуют воспроизведению и закреплению ранее изученного;
- комментированные упражнения характеризуются выполнением школьником действий про себя или вслух с проговариванием, комментированием предстоящих операции. С помощью подобных действий учитель в состоянии выявить типичные ошибки, внести коррективы в действия обучающихся.
По своему характеру упражнения делятся на устные, письменные, графические. При реализации каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.
Устные упражнения способствуют: развитию техники и культуры речи, отработке навыков устного счёта, формированию умения последовательно и связанно излагать информацию. Такие упражнения очень динамичны и не требуют больших затрат времени на записи.
Письменные упражнения используются для формирования, развития и закрепления необходимых навыков и умений на практике. Их применение способствует развитию культуры письменной речи, логического мышления, самостоятельности в работе. Данные упражнения целесообразно сочетать с устными или графическими.
Графические упражнения включают в себя составление схем, изготовлении плакатов, стендов, альбомов, Применимо к начальной школе подобные упражнения используются крайне редко.
Требования к упражнениям:
- построенный план выполнения упражнений в чёткой последовательности;
- осознанный подход учащихся к их выполнению;
Упражнения направлены на:
- заучивание и запоминание содержания материала;
- воспроизведение изученного;
- творческое применение.
Познавательные игры. С их помощью создаются ситуации, которые
воспроизводят окружающую действительность. Цель данных игр состоит в том, чтобы найти выход из поставленной ситуации. Благодаря таким играм развиваются познавательные способности обучающихся.
Следует отметить, что подобные познавательные игры целесообразно применять в начальной школе, так как для младших школьников игровая деятельность всё ещё является значимой. Также это помогает включить в деятельность даже более пассивных детей.
Изучая особенности реализации методов обучения в начальной школе, была проведена работа по рассмотрению специфики обучения в начальных классах, психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста, рассмотрены отдельные, наиболее распространённые методы, которые используются педагогами. Анализ литературы по данной теме привел к следующим выводам:
- использование различных методов обучения на уроках имеет широкий диапазон и повышает мотивацию обучающихся в познании учебных предметов при соблюдении определенных учебно-методических требований;
- если учитель будет учитывать психологические критерии возрастного развития младшего школьника, то ему будет легче построить учебный процесс, используя более эффективные методы обучения.
2 ОПЫТ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Характеристика методов обучения младших школьников
В рамках проведённого исследования были охарактеризованы наиболее интересные и эффективные на мой взгляд методы обучения. А так же рассмотрено применение данных методов на уроках учителями школ.
1) Дидактическая игра – это метод обучения, который направлен на объединение деятельности участников с целью решения главной задачи и ориентирование своего поведения на выигрыш.
Для младшего школьника на начальном этапе обучения в школе учебная деятельность – новое и непонятное дело. На первых порах знакомства со школой игра помогает адаптироваться к условиям жизни в образовательном учреждении.
Дидактическая игра является хорошим инструментом для мотивации, активизации учебного процесса и воспитательным средством.
Требования к дидактической игре:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- наличие в игре правил;
- оптимальная затрата времени в учебном процессе;
- наличие игровой задачи;
- материал игры должен быть связан с содержанием учебного материала;
- желательно наличие наглядности;
- необходимо задействовать всех учеников в игровой деятельности.
Рассмотрим 3 типа игры, которые применяются в процессе обучения младших школьников:
Игры – разминки направлены на избавление от психологической усталости. Служат переходом между различными видами деятельности.
Игры – задания нацелены на постановку учебной задачи и решение проблемной ситуации благодаря взаимодействию каждого из учеников.
Игры – упражнения позволяют применять ранее изученный объём информации и выходить на новый результат.
Рассмотрим применение метода дидактической игры на уроке математики.
Учитель начальных классов МБОУ Блюдчанской СОШ Тузова Гульнара Михайловна использует игровой метод на уроках математики в 1 классе. [19] По её мнению данный метод направлен на воспитание интереса к изучаемому предмету и служит переходом от игры к заинтересованности в познании. Таким образов облегчается работа над учебной темой.
В своей работе учитель использует игру «Что можно сделать за 1 минуту». Пособием для данной игры является изготовленная педагогом кукла Минутка. Такая игра учит ребят ориентироваться во времени при выполнении таких заданий, как: