Файл: Использование методов обучения в начальных классах (Сущность  методов обучения в начальной школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1)Рассказ это устное последовательное повествовательное изложение учебного материала. [10, с.193]

По целям выделяется несколько видов рассказа:

  • Рассказ-вступление нацелен на подготовку обучающихся к восприятию нового учебного материала. Данный вид рассказа определяется эмоциональностью, краткостью, яркостью, для поддержания интереса к новой теме.
  • Рассказ-изложение направлен на раскрытие содержания новой темы. Изложение реализовывается по определенно развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.
  • Рассказ-заключение проводится преподавателем в завершении занятия.

В заключении выражается главная мысль, делаются выводы и обобщения, даются задания для дальнейшей самостоятельной работы.

К рассказу предъявляется ряд педагогических требований:

  • эмоциональность;
  • изложение доступным языком;
  • включение ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
  • обеспечение идейно-нравственной направленности;
  • чёткая логика изложения;
  • достоверность содержания и научно проверенные факты;
  • личная оценка и отношение учителя к излагаемым фактам, событиям.

2) Беседа - метод обучения, который подразумевает диалог учителя и обучающихся, проводимый путём тщательно продуманных вопросов. Нацелен на проверку знаний изученного материала и подведение к пониманию нового материала. Относится к наиболее старым методам работы (со времён

Сократа, откуда и произошло понятие “сократическая беседа”).

По дидактическим целям и конкретным задачам подразделяется на различные виды:

  • Вводная беседа нацелена на актуализацию знаний по предыдущим темам для включения учащихся в предстоящую учебно-познавательную деятельность. Перед изучением нового учебного материала необходимо выявить уровень ранее усвоенных знаний.
  • Эвристическая беседа (сообщение). Предполагает, что дети должны добывать новые знания с помощью подводящих вопросов учителя и путём собственных усилий.
  • Систематизирующая беседа. Направлена на обобщение и систематизацию знаний по изученным понятиям и представлениям.

Беседа может проходить как в индивидуальной форме (вопросы могут быть предназначены как одному ученику), так и в фронтальной форме (вопросы для обучающихся всего класса).

Успешность реализации беседы в первую очередь зависит от правильности и целесообразности постановки вопросов.


Они должны быть чётко сформулированными, краткими, содержательными, чтобы побуждать мысли ученика. Вопросы не следует формулировать для однозначных ответов (да-нет). Они не должны содержать в себе подсказывающих понятий. Ответы учеников должны быть полными и желательно с приведением примеров.

В общем, метод беседы имеет свои преимущества:

  • он стимулирует учащихся;
  • является воспитательным элементом;
  • развивает речь и память;
  • нацелен на приобретение знаний учащимися не в готовом виде;
  • хорошее диагностическое средство.

Минусы этого метода:

  • затраты большого количества времени;
  • содержит элемент риска (ученик может озвучить неправильный ответ, который в последствии восприймется другими школьниками и зафиксируется в их памяти).

3) Объяснение – это словесное изложение учебного материала при раскрытии закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, причин и следствий явлений. Широко используется применительно к детям разных возрастных групп.

Требования к использованию метода объяснения:

  • чёткая формулировка задач, проблем, вопроса;
  • использование жизненных примеров;
  • применение сравнений, аналогий, сопоставлений;
  • последовательность в раскрытии причинно-следственных связей доказательств, аргументаций;
  • ясная логика изложения.

4) Дискуссия – это обмен взглядами по определенной проблеме. Направлена на активное вовлечение обучающихся в обсуждение своей точки зрения по проблемы.

Грамотно организованная дискуссия учит:

  • формулировать свои высказывания;
  • доказывать правоту своих взглядов по проблеме;
  • считаться с мнениями других.

Требования при проведении дискуссии:

  • взаимодействие всех учащихся;
  • умение выслушать мнение одноклассников;
  • обоснование своей позиции.

5) Работа с книгой – метод, направленный на закрепление учебного материала посредством самостоятельного восполнения пробелов в знаниях.

Осуществляется под руководством учителя на уроках в начальных классах. Цель: научиться понимать и запоминать текст, анализировать прочитанное на основе ранее усвоенного.

Далее рассмотрим наглядные методы. Это такие методы обучения, при которых усвоение необходимого материала находится в зависимости от применения в учебном процессе наглядных пособий и технических средств. Как правило эти методы применяются совместно со словесными и практическими методами обучения. Цель: расширить чувственный опыт школьников, развить навыки наблюдения за изучаемыми предметами. [10, с.200]


Наглядные методы обучения могут быть подразделены на три группы:

  1. Метод наблюдения (источник знаний – наблюдение за явлениями и объектами действительности). Применим ещё с начальной школы, где необходимо научить детей концентрироваться на окружающих их предметах.
  2. Метод иллюстраций используется в дополнении к объяснению изучаемого материала (показ картин, иллюстративных пособий, таблиц и плакатов).
  3. Метод демонстраций (служит для ознакомления с внешним видом и внутренним устройством рассматриваемых предметов). Связан с демонстрацией технических приборов, презентаций, кинофильмов. В начальной школе учителю необходимо привлекать школьников к объяснению увиденного.

Условия для использовании наглядных методов обучения:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • демонстрируемый материал должен быть согласован с содержанием учебного материала;
  • чёткое выделение главного, существенного при показе иллюстраций;
  • использование наглядности без перегрузки в учебном процессе;
  • рассмотрение наглядных пособий должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить отличную видимость всем учащимся;
  • необходимо задействовать учеников к поиску необходимой информации.
  • отчётливо продумывать пояснения, которые даются в ходе показа демонстрации.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся, для углубления знаний, формирования умений и навыков. К эти методам относят упражнения и познавательные игры, которые особо применимы в начальной школе.

Упражнения – это целенаправленное циклическое выполнение умственных или практических действий с целью овладения ими или повышения уровня их качества. [10, с.204]

По степени самостоятельности в при выполнении упражнений различают:

  • тренировочные упражнения направлены на применение полученных знаний и навыков в новых условиях;
  • воспроизводящие упражнения способствуют воспроизведению и закреплению ранее изученного;
  • комментированные упражнения характеризуются выполнением школьником действий про себя или вслух с проговариванием, комментированием предстоящих операции. С помощью подобных действий учитель в состоянии выявить типичные ошибки, внести коррективы в действия обучающихся.

По своему характеру упражнения делятся на устные, письменные, графические.  При реализации каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.


Устные упражнения способствуют: развитию техники и культуры речи, отработке навыков устного счёта, формированию умения последовательно и связанно излагать информацию. Такие упражнения очень динамичны и не требуют больших затрат времени на записи.

Письменные упражнения используются для формирования, развития и закрепления необходимых навыков и умений на практике. Их применение способствует развитию культуры письменной речи, логического мышления, самостоятельности в работе. Данные упражнения целесообразно сочетать с устными или графическими.

Графические упражнения включают в себя составление схем, изготовлении плакатов, стендов, альбомов, Применимо к начальной школе подобные упражнения используются крайне редко.

Требования к упражнениям:

  • построенный план выполнения упражнений в чёткой последовательности;
  • осознанный подход учащихся к их выполнению;

Упражнения направлены на:

  • заучивание и запоминание содержания материала;
  • воспроизведение изученного;
  • творческое применение.

Познавательные игры. С их помощью создаются ситуации, которые

воспроизводят окружающую действительность. Цель данных игр состоит в том, чтобы найти выход из поставленной ситуации. Благодаря таким играм развиваются познавательные способности обучающихся.

Следует отметить, что подобные познавательные игры целесообразно применять в начальной школе, так как для младших школьников игровая деятельность всё ещё является значимой. Также это помогает включить в деятельность даже более пассивных детей.

Изучая особенности реализации методов обучения в начальной школе, была проведена работа по рассмотрению специфики обучения в начальных классах, психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста, рассмотрены отдельные, наиболее распространённые методы, которые используются педагогами. Анализ литературы по данной теме привел к следующим выводам:

  • использование различных методов обучения на уроках имеет широкий диапазон и повышает мотивацию обучающихся в познании учебных предметов при соблюдении определенных учебно-методических требований;
  • если учитель будет учитывать психологические критерии возрастного развития младшего школьника, то ему будет легче построить учебный процесс, используя более эффективные методы обучения.


2 ОПЫТ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Характеристика методов обучения младших школьников

В рамках проведённого исследования были охарактеризованы наиболее интересные и эффективные на мой взгляд методы обучения. А так же рассмотрено применение данных методов на уроках учителями школ.

1) Дидактическая игра – это метод обучения, который направлен на объединение деятельности участников с целью решения главной задачи и ориентирование своего поведения на выигрыш.

Для младшего школьника на начальном этапе обучения в школе учебная деятельность – новое и непонятное дело. На первых порах знакомства со школой игра помогает адаптироваться к условиям жизни в образовательном учреждении.

Дидактическая игра является хорошим инструментом для мотивации, активизации учебного процесса и воспитательным средством.

Требования к дидактической игре:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • наличие в игре правил;
  • оптимальная затрата времени в учебном процессе;
  • наличие игровой задачи;
  • материал игры должен быть связан с содержанием учебного материала;
  • желательно наличие наглядности;
  • необходимо задействовать всех учеников в игровой деятельности.

Рассмотрим 3 типа игры, которые применяются в процессе обучения младших школьников:

Игры – разминки направлены на избавление от психологической усталости. Служат переходом между различными видами деятельности.

Игры – задания нацелены на постановку учебной задачи и решение проблемной ситуации благодаря взаимодействию каждого из учеников.

Игры – упражнения позволяют применять ранее изученный объём информации и выходить на новый результат.

Рассмотрим применение метода дидактической игры на уроке математики.

Учитель начальных классов МБОУ Блюдчанской СОШ Тузова Гульнара Михайловна использует игровой метод на уроках математики в 1 классе. [19] По её мнению данный метод направлен на воспитание интереса к изучаемому предмету и служит переходом от игры к заинтересованности в познании. Таким образов облегчается работа над учебной темой.

В своей работе учитель использует игру «Что можно сделать за 1 минуту». Пособием для данной игры является изготовленная педагогом кукла Минутка. Такая игра учит ребят ориентироваться во времени при выполнении таких заданий, как: