Файл: Публичная власть ( Понятие и свойства публичной власти ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 352
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
1.1 Понятие и свойства публичной власти
1.2 Принципы, структура, виды и методы государственной власти
1.3 Легитимность публичной власти
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
2.1 Механизм осуществления публичной власти
2.2 Система органов публичной власти
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших категорий теории права и государства является категория «публичная власть». Актуальность исследуемой темы обусловлена рядом теоретических и практических обстоятельств.
Еще недавно понятие «власть» не была самостоятельным предметом научных исследований ни в качестве явления объективной действительности, ни в качестве понятия или категории. Упоминания о ней можно встретить при рассмотрении власти в первобытном обществе и возникновении государственной власти. Иногда публичная власть отождествлялась с государственной властью.
В современный период наблюдается стремление к пересмотру содержания ряда терминов и понятий. Изменяется содержательное наполнение многих категорий, в результате чего понятия приобретают новый смысл. Все это относится к власти в качестве юридической категории, так и к ее разновидности - публичной власти.
Как следствие всего этого категория «публичная власть» получила достаточно широкое применение как в периодической печати, учебной, научной литературе, так и в официальных документах. После принятия 12 декабря 1993 года Конституции РФ термин «публичная власть» стал обобщающим понятием, которое объединило государственную власть РФ, государственную власть субъектов РФ и местное самоуправление.
Проблемы организации и деятельности публичной власти стали предметом обсуждения на многих научных и научно - практических конференциях. Категория «власть» стало чаще употребляться в законотворческой сфере.
На сегодняшний день имеется немало трудов, посвященных исследованию отдельных видов и форм публичной власти. Работ, в которых публичная власть рассматривалась бы комплексно, в качестве категории, пока не было.
Степень разработанности темы. Вопросы власти затрагивались в трудах ученных, которые исследовали проблемы государства и права: С.А. Авакьяна, С. С.Алексеева, Д.Н. Бахраха, Н.С. Бондарь, С.В. Бендюрина, Л.В. Венгерова, И.В. Выдрина, И.В. Захарова. М.В. Ильина, А.Н. Кокотова, С.А. Камарова, В.М. Корельского, В.В. Лазарева, А.В. Малько, Н.И. Матузова, М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянца, Ю.А. Тихомирова, В.Е. Чиркина, И.А. Умновой, Л.М. Энтина и др.
Целью исследования является всестороннее осмысление категории власти в качестве юридической категории. Обозначенная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- рассмотреть понятие и свойства публичной власти;
- раскрыть принципы, структуру, виды и методы публичной власти;
- рассмотреть легитимность публичной власти;
- исследовать механизм осуществления публичной власти;
- изучить систему органов публичной власти;
- выявить проблемы реализации и функционирования публичной власти в Российской Федерации.
Объектом исследования выступает публичная власть как юридическая категория. Предметом являются признаки, свойства, области проявления, а также основные принципы, формы, виды публичной власти в современных условиях.
Теоретической основой выступили научные разработки как российских, так и зарубежных ученых, в которых разрабатывались общетеоретические, так и конституционно-правовые аспекты организации и функционирования публичной власти, правовые акты различных видов, материалы периодической печати, публицистика.
Методологическую основу проведенного исследования составляют общенаучные и частно-научные методы познания, такие как системный, сравнительный, формально-логический, сравнительно-правовой, дедукции, индукции, анализа, синтеза и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
1.1 Понятие и свойства публичной власти
Власть - это биопсихологическая категория, которая неразрывно связана с человеком, его разумом, волей, чувствами и даже его физическим состоянием:
а) это способность одних людей оказывать влияние на других, которая зависит от комплекса факторов. Способность появляется тогда, когда у одних людей развиты воля, разум и сила, а у других эти качества слабо развиты;
б) это не просто воздействие одних людей на других, это всегда целенаправленное подчинение чужой воли, это присвоение чужих качеств и использование их в своих интересах или интересах других людей [22, с.69].
Власть можно рассматривать и как социальное явление, которое принадлежит обществу, его различным социальным группам [22].
Социальность власти обусловлена ее человеческой природой, поскольку появление власти оправдано при наличии нескольких людей или человеческого общества. Можно предположить, что власть появилась как качество человека и общества для реализации естественных и приобретенных прав, установления социального статуса человека в зависимости от его способностей и ситуации [24]:
а) в обществе власть проявляется в отношениях между людьми, для которых характерно подчинение воли одних субъектов воле других;
б) власть как система отношений доминирования одних субъектов над другими должна быть обеспечена разными психологическими качествами, но в основном она обеспечивается внешними по отношению к человеку факторами, т.е. силой авторитета, или силой закона, или средствами принуждения;
в) значение власти как социального явления состоит в том, что она выступает в качестве организующего и направляющего начала, появляется как неотъемлемое качество социальной жизни, как фактор организованности, управляемости и регулируемости социального организма.
Власть можно рассматривать как самостоятельное, системное и развивающееся явление, которое имеет свои внутренние и внешние характеристики, обладает только ему присущими качествами [26]:
а) власть по своим характеристикам представляет собой иерархическое и суверенное явление, которое распределяется на лестнице жизни в определенном порядке, и когда две однотипные власти встречаются на одном уровне, то одной из них в любом случае приходится опускаться на один ряд ниже;
б) устоявшаяся власть предстает технологическим образованием, которое нацелено на консервацию властных отношений, расширение полномочий, создание препятствий по допуску других субъектов к власти.
Рассмотрим основные черты государственной власти.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть социальную природу государственной власти [19]:
а) государственную власть осуществляют люди в качестве должностных лиц, органов, форм непосредственной демократии, деятельность которой направлена на конкретных людей в качестве граждан, лиц без гражданства, беженцев и др.;
б) одним из условий стабильного и эффективного функционирования государственной власти выступает социальная база - слои, классы, группы, на которые она опирается в своей деятельности;
в) в нормальных условиях государственная власть совершенствуется вместе с человеком и обществом, степень се развития зависит от состояния экономики, культуры, географических, этнических, религиозных факторов, уровня взаимоотношений с институтами гражданского общества.
Важнейшей чертой государственной власти является ее политико-идеологическая природа [23]:
а) это власть публичная, «оторванная» от общества, которая возвышается над ним и вместе с тем узурпирующая право выступать от его имени;
б) она представляет и защищает интересы конкретных социальных слоев, классов, которые отражены в программных документах политических партий, осуществляющих борьбу за власть и образующие органы государственной власти;
в) идеологическая составляющая состоит в обосновании нравственного характера целей политических партий, движений и методов их достижения, а также в идеологическом сопровождении процесса реализации государственной власти.
Значение нормативно-правовой природы государственной власти раскрывается через следующие положения [22]:
а) реальной, легитимной и легальной власть становится тогда, когда она находит отражение в конституции и других нормативных правовых актах государства;
б) конституированная власть можно представить в виде системы политико-правовых полномочий и ответственности, которые распределены между органами государственной власти;
в) власть реализуется иерархически последовательно в системе властных отношений через осуществление полномочий и ответственности компетентными государственными органами.
Государственная власть представляет собой систему отношений руководства и подчинения, концентрированное выражение разума, воли и силы конкретных социальных слоев или всего народа, которые содержат политико-правовые полномочия и ответственность и реализуются компетентными государственными органами [22, с.71].
Публичная власть - понятие многогранное, особенно если ее связывать с гражданским обществом. Она не сводится лишь к государственной власти, охватывает различные организационные средства для управления [21].
Во-первых, это самоорганизация общества, у него нет единого центра управления, чаще всего управление общественными делами идет многоканально и строится как на устойчивых обычаях жизни людей, так и на участии в управлении различных организованных коллективов (политические партии, иные общественные объединения, трудовые коллективы, религиозные объединения и др.).
Во-вторых, публичная власть - это и управление государственными делами, что делается в масштабах всего государства, в условиях России - также на территории субъектов Российской Федерации.
В-третьих, публичная власть - это и управление делами муниципального уровня, оно представлено решением так называемых вопросов местного значения, а также в определенной мере управлением государственными делами от имени и по поручению государства. Отсюда и появилась трактовка местного самоуправления как публичной власти, соединяющей общественные и государственные начала [13,с.214].
Но при любом раскладе не менее сложным является вопрос о том, кто должен осуществлять публичную власть. Обычно первый канал (путь) связывают с так называемым непосредственным народовластием, когда публичную власть осуществляют сами люди. Их возможности довольно прогнозируемы. Это коллективное выражение своей воли путем принятия императивного (обязательного) решения [24].
- референдум, выборы (избрание тех, кто будет заниматься осуществлением публичной власти на постоянной основе), в отдельных случаях собрания (сходы) граждан небольших населенных пунктов - законодатель поручает им выполнение отдельных властных функций [2]. Но это также и совещательно-рекомендательное, т.е. консультативное, участие - оказание помощи органам публичной власти общественным обсуждением проектов решений постоянно действующих органов публичной власти, выдвижение (внесение) своих инициатив, выполнение функций общественного контроля в отношении органов публичной власти и членов этих органов [24, с.59].
Конечно, каналы прямого императивного участия в осуществлении гражданами (народом, населением) публичной власти могут иметь очень ограниченные пределы. Причины прозаичны: сложность дел, управления, размеры территории требуют постоянства, значит, нужны специальные органы. Что касается каналов консультативного направления, это все-таки редства участия в виде воздействия на органы публичной власти, но не само осуществление власти. Они были, есть, останутся, могут возгораться и затухать, но не снимают задачи качества управления как такового.
Отсюда, важное значение имеет второй путь: для целей осуществления публичной власти на постоянной и квалифицированной основе создаются органы. Обычно используются два пути формирования таких органов [7]:
а) избрание ряда ключевых звеньев системы постоянно действующих органов публичной власти населением;
б) помимо этого, создание еще каких-то разновидностей решениями органов первой группы, т.е. тех, кто получил полномочия через избрание населением.
Вот тут-то и начинается одна из ключевых проблем - представительство.
Эта проблема имеет множество граней. Можно было бы сказать: формальные основания говорить о представительстве обусловлены тем, что если есть механизм приведения органа или лица к властным функциям, то тем самым на субъект возлагаются задачи представительства каких-то интересов. Однако подчеркнем: дело не только в организационном факторе. Представительство может быть и по сути, независимо от способа получения должности. Так, монарх получает трон по наследству, но в идеологии этой институции заложено представительство интересов отечества и «своего» народа [9, с.20]. Конечно, в республиканской форме правления нашей страны уже заложено то, что представителей направляют, избирают, назначают в те или иные органы публичной власти. Но все же представительство должно быть для каждого лица, органа органическим призванием. То есть мы можем считать любой орган публичной власти наделенным функциями представительства - согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации вся полнота власти у нас принадлежит народу, он и сам непосредственно ее осуществляет, и создает для этих целей различные органы [9].