Файл: Публичная власть ( Понятие и свойства публичной власти ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 304

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сходное имеет место и в государстве, обществе. Нормы права и образ правления непременно учитывают новый уклад жизни людей, состояние технического прогресса, организации экономики.

Порой трудно сказать, что здесь является закономерностями, соответственно - что становится отклонением. Скорее всего, можно сделать парадоксальный вывод: закономерностью является именно реагирование на возникшие условия, отражение их в конституции государства и подконституционных нормах права.

В противном случае можно оказаться в плену архаизма и ретроградства. Или же, включая всех устраивающие общие фразы в конституцию или иной обобщающий акт, по жизни обходиться динамичным постановлением главы государства или правительства. Как будто бы в данном случае общий документ будет воплощать в себе закономерности, в то время как, и об отклонениях говорить нельзя - не от чего отклоняться.

Так и хочется отсюда сделать «греховный» вывод: наверное, для этого и придумали понятия «принципы права», так же как и «принципы конституционного права». Удобная получилась ситуация: сколько угодно текущим путем регулируй общественные отношения, общее правило от этого не меняется. Для иллюстрации: конституционно закрепив право частной собственности, однако, не указав объекты этого права, можно текущим регулированием как угодно менять их комбинацию. Закономерность оставлена - право частной собственности есть, отклонений формально нет.

В соответствии с Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» [4] (ст. 9) законодательный (представительный) орган субъекта РФ в порядке, устанавливаемом данным органом самостоятельно, обязан рассмотреть закон РФ о поправке к Конституции РФ в срок не позднее одного года со дня его принятия.

Таким образом, налицо факт игнорирования нормы, поскольку ее буквальное применение лишь затянет процесс, без необходимости в этом.

Однако бывает и так, что недолжное применение или торможение «невыгодной» нормы сопровождается рождением нового правила, которое придет на смену действующей норме.

Отсюда просматривается еще один вариант соотношения закономерностей и отклонений: нельзя допустить прекращения действия общего правила путем шагов, прямо ему противоречащих [9,с.20].

5. В завершение нашего анализа отметим одну важную и «прозаическую деталь: зачастую сложно говорить о каких-то закономерностях развития публичной власти по той простой причине, что оно (развитие) преимущественно зависит от политических устремлений тех, кто стоит у власти и обслуживает их. В этом плане сегодня кажущиеся устойчивыми и соответствующими критериям «закономерностей» правила государственно-политической жизни, завтра не новой волной, пришедшей к власти, а теми же самыми субъектами властной деятельности будут изменены, перекроены на новый лад.


Итак, есть все основания для выводов:

- извилистый путь правоприменения позволяет отменить любую закономерность, т.е. отклонить ее;

- для существующей закономерности в процессе ее реализации можно найти разные, прямые или косвенные, но законные пути достижения целей правоприменителя («позитивное отклонение»);

- все же не следует использовать путь пренебрежения к действующему праву;

- надо проявлять уважение к населению, органам публичной власти, поскольку волюнтаристское отношение к законодательству о публичной власти и практике его осуществления неизбежно вызывает неуважение к нормам права и тем, кто их принимает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Публичная власть - понятие многогранное, особенно если ее связывать с гражданским обществом. Она не сводится лишь к государственной власти, охватывает различные организационные средства для управления.

Во-первых, это самоорганизация общества.

Во-вторых, публичная власть - это и управление государственными делами.

В-третьих, публичная власть - это и управление делами муниципального уровня.

К принципам государственной власти следует отнести: принцип суверенитета, законности, выборности и назначения, разделения и соединения властей, единоначалия и коллегиальности, иерархичности, профессионализма.

Структура государственной власти предполагает: социальную природу политико-идеологическую природу; нормативно-правовую характеристику.

В соответствии с принципом разделения властей в демократических государствах различают законодательную, исполнительную и судебную власть.

Различают два основных метода осуществления власти: метод убеждения и метод принуждения. Помимо указанных методов органами государственной власти используются методы морального и материального стимулирования, методы наказания и поощрения, методы формирования и выявления общественного мнения, дозированной информации и дезинформации и др.

Аппарат публичной власти является неотъемлемой составной частью механизма осуществления публичной власти. Но он не может заменить собой все перечисленные выше звенья этого механизма, наполняющие деятельность аппарата сущностным содержанием.

Легитимность (от лат. legitimus - законный) - сущностное свойство государственной власти. Можно выделить типологию легитимности:

легитимность, основанная на традиции;

2) легитимность, основанная на харизме;


3) легитимность, основанная на рациональном устройстве государственной власти.

Органы публичной власти можно разделить на государственные и негосударственные. Орган публичной власти представляет обособленную часть политического общества, которая предназначена для осуществления специальной строго определенной законом функции и наделенная необходимыми полномочиями и юридической ответственностью.

Власть - есть неотъемлемый признак государства. Государственная власть представляет собой разновидность публичной власти, наряду с народовластием, муниципальной властью и общественной властью.

Можно выделить семь основных концепций государственной власти:

1) силовая концепция;

2) диктатура пролетариата;

3) волевая концепция;

4) функциональная концепция;

5) конфликтологическая концепция;

6) концепция, отождествляющая государственную власть с государственным аппаратом;

7) государственная власть - совокупность полномочий.

В конституционно-правовых положениях определяется природа государственной власти, принципы ее организации и деятельности, а также содержание, формы, системное единство, структурные связи, зависимость и взаимозависимость с другими видами власти.

Проблематика публичной власти достаточно широко привлекает внимание исследователей в сфере конституционного и муниципального права, теории государства и права, не обходят ее политологи, социологи, управленцы.

Очень важной проблемой является поиск набора средств, которыми общество реализует свои цели, т.е. и самоорганизуется, и влияет на государственную власть.

Существуют проблемы с национальным расслоением. Остаются проблемными обеспечение участия во власти женщин и молодежи.

Однако появились новые проблемы, а также требуют реанимации в новой качественной подаче ранее существовавшие варианты. Налицо угроза нового варианта отклонения в публичной власти, когда наряду с официальной государственной властью возникает и внутригосударственная, и мировая сеть иной власти, причем непонятно какой: по масштабам охвата людей - публичной, по методам влияния - электронной, по психофизическому воздействию - использующей глубинное желание человека стать частью общего процесса посредством присоединения к нему, по результату - возможность превращения индивида в часть объединения как будто бы самостоятельных и творчески поступающих личностей, но в действительности - в сообщество послушных «создателей» нового миропорядка взаимоотношений между людьми и повелевания ими.


Надо сказать и еще о некоторых явлениях, которые возникли или могут возникать перед публичной властью как властью людей в государстве и обществе, они могут стать или союзниками власти, или средствами отклонения от нее.

Во-первых, это средства политического самовыражения, воплощающиеся в манифестациях - демонстрациях, шествиях, митингах.

Во-вторых, это явления фанатизма, особенно национального, религиозного и, увы, спортивного, который недооценивается.

В-третьих, некоторые средства из ранее существовавших для организации публичной власти в ее общественной форме достойны возвращения - производственные сообщества (трудовые коллективы) и территориальные сообщества, возможно, в их сочетании.

В завершение нашего анализа отметим, что зачастую сложно говорить о каких-то закономерностях развития публичной власти по той простой причине, что оно (развитие) преимущественно зависит от политических устремлений тех, кто стоит у власти и обслуживает их. В этом плане сегодня кажущиеся устойчивыми и соответствующими критериям «закономерностей» правила государственно-политической жизни, завтра не новой волной, пришедшей к власти, а теми же самыми субъектами властной деятельности будут изменены, перекроены на новый лад.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Российская газета. - 1993. - № 237; Собрание законодательства РФ. - 2014. - №31. - Ст. 4398.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131- ФЗ, в ред. от 3 апреля 2017. - № 64-ФЗ // Российская газета. - 2003. - № 202 2017. -№ 71.

3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, в ред. от 28 марта 2017 г. № 42-ФЗ // Российская газета. - 1999. - № 206; 2017. - № 68.

4. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» [Текст]: Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33- ФЗ, в ред. от 8 марта 2015 г. № 23-ФЗ// Российская газета. - 1998; 13 марта 2015.- № 52.

5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 12.06.2002. № 67-ФЗ, в ред. от 5 апреля 2016 г. № 92-ФЗ // Российская газета. - 2002. - № 106; 2016. - № 75.


6. О политических партиях [Текст]: Федеральный закон от 11.07.2001г., № 95-ФЗ, в ред. от 28 декабря 2016 г. № 505-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 211-ФЗ; 2017. - № 1 (часть I). - Ст. 46.

7. О некоммерческих организациях [Текст]: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ред. от 19 декабря 2016 г. № 449-ФЗ //Российская газета. - 1996. - № 14; 2016. - № 292.

8. О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» [Текст]: Указ Президента от 4 марта 2013 г. № 183, в ред. от 23 июня 2014 г. № 452 //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 10. - Ст. 1019; 2014. - № 26 (часть II). - Ст. 3517.

9. Авакьян, С.А. Публичная власть и представительство: организационные, социальные и персоналистские начала (конституционно-правовой взгляд) [Текст] / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 11. - С. 20-30.

10. Ахметова, К.С. Коллективные обращени (петиции) и народная правотворческая инициатива в системе народовластия Казахстана и России [Текст] /К.С. Ахметова /Конституционное и муниципальное право. - 2014. - №6. - С.37-42.

11. Бычкова, Е.И. Теория государства и права Курс лекций: учебное пособие [Текст] / Е.И. Бычкова, Е.А. Сунцова, А.Н. Волчанская,С.А. Правкин., под ред. А.М. Багмета. -М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. - 2015. - 327 с.

12. Бывальцева, С. Г. Конституционно-правовой статус прокуратуры: проблемы и перспективы [Текст] /С.Г. Бывальцева // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 5. - С. 23.

13. Вопросы теории и практики публичной власти. Коллективная монография [Текст] / Бендюрина С.В., Выдрин И.В., Захаров И.В., Кокотов А.Н., и др.; Отв. ред.: Кокотов А.Н. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2014. - 232 c.

14. Венгеров, А. Теория государства и права [Текст]: учебник для юридических вузов / А. Венгеров. - М.: Изд-во Омега-Л, 2017.- 607с.

15. Инжиева, Б. Б. Участие государства в современном гражданском обороте [Текст] / под ред. А. Я. Рыженкова. - М.: Юстицинформ, 2014. - 212с.

16. Кочев, В. А. Основные характеристики системы государственной власти [Текст] /В.А. Кочев// Вестник Пермского университета. - 2017. - № 1.- С.67-72.

17. Матузов, Н. И. Теория государства и права: учебник [Текст] / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - М.: Юристъ, 2014. - 512с.

18. Монтескье, III. Л. Избранные произведения [Текст] / III. Л. Монте - скье//Сайт Электронная библиотека RoyalLib.com. - URL: http://royallib.com/book/monteske.

19. Мамычев, А.Ю. Теория разделения власти: прошлое и настоящее [Текст] /А.Ю. Мамычев// Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 1. - С. 9-12.