Файл: Публичная власть ( Понятие и свойства публичной власти ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 359
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
1.1 Понятие и свойства публичной власти
1.2 Принципы, структура, виды и методы государственной власти
1.3 Легитимность публичной власти
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
2.1 Механизм осуществления публичной власти
2.2 Система органов публичной власти
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
По месту государственных органов в иерархии власти выделяются: высшие органы государственной власти - Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, КС РФ, ВС РФ; центральные (министерства, федеральные службы и агентства); территориальные (региональные и цветные органы федеральной власти). Высшие, центральные и территориальные органы государственной власти выделяют и на уровне субъектов РФ. По способу формирования выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основанные на смешанной процедуре (ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ) государственные органы.
По численному составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов РФ); коллективные (правительство, министерства). По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).
Федеративная природа России обусловливает разделение государственных органов на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. Система федеральных органов государственной власти РФ устанавливается в Конституции РФ и конкретизирующих ее нормативных правовых актах.
Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с общими принципами организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти (см. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») [3]. Ключевые моменты по структуре и полномочиям данных органов определяются в конституциях (уставах) субъектов РФ и конкретизируется в принимаемых на их основе нормативных правовых актах.
По объему компетенции все органы делятся на органы общей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, федеральные службы и агентства, Счетная палата).
Следует различать орган государственной власти и орган местного самоуправления. Общим между ними является то, что они представляют публичную власть в Российской Федерации и осуществляют функции регулирования и управления. Вместе с тем в соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти) [1].
В гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» закрепляются общие положения об организации государственной власти в Российской Федерации. Так, в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ устанавливается, что народ осуществляет свою власть через органы государственной власти; в ч. 3 ст. 5 закрепляются принципы единства системы государственной власти; в ч. 3 ст. 5 и ч. 3 ст. 11 фиксируются основы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в ст. 10 установлено разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и отмечается, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны; в ч. 1 ст. 11 дан перечень органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации; в ч. 2 ст. 12 определено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; в ч.2 ст.15 закреплена обязанность органов государственной власти соблюдать конституцию РФ и законы) [1].
Сущность содержание деятельности государственных органов раскрывается в их функциях К основным функциям государственной власти, реализуемой государственными органами, можно отнести правотворчество, правоисполнительную и правоохранительную деятельность.
Правотворческая функция - деятельность по принятию нормативных правовых актов, которую реализуют все органы государственной власти.
Разновидностью правотворческой деятельности является законодательная деятельность, которую осуществляют Федеральное Собрание РФ и законодательные (представительные) органы государственной власти (законодательные собрания, думы, хуралы и др.) субъектов РФ [1].
Определенные правотворческие полномочия есть у Президента РФ, который обладает правом законодательной инициативы, правом вето и подписания федеральных законов. Правоисполнительную деятельность осуществляют компетентные государственные органы и должностные лица в рамках подзаконного правотворчества и правоприменительной деятельности.
Правоисполнительная деятельность преимущественно осуществляется органами исполнительной власти, которые наделены определенной частью государственно-властных полномочий, необходимых для практической их реализации в общегосударственном масштабе [2]. Правоохранительная деятельность - это деятельность специально уполномоченных органов по охране законности и правопорядка, конституционных прав и свобод человека, прав общественных объединений, государственных учреждений и организаций.
Органы, на которые возложена реализация правоохранительной функции, являются суд, прокуратура, следственные подразделения, органы дознания, субъекты оперативно-розыскной деятельности, органы внутренних дел, служба безопасности, федеральные органы налоговой полиции, адвокатура, нотариат и др. В последние годы ученые выдвигают в качестве основных и другие функции государственной власти: правозащитная, медиационная (по урегулированию конфликтов и разрешению споров), контрольно-надзорная, прогностическая, планирования и пр., считая их самостоятельными направлениями деятельности государственных органов. В частности, правозащитную функцию выполняют российские суды, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный по права ребенка при Президенте РФ.
Система органов государственной власти представляет собой совокупность органов государственной власти, государственных органов и должностных лиц, наделенных властными полномочиями и выполняющих четко законодательно определенные за ними функции.
В ст. 10 Конституции РФ обозначено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную) [1]. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, а с учетом государственного устройства России выделяют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъекта РФ.
Государственную власть на федеральном уровне в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, федеральные суды Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти, виды которых формируются с учетом разделения властей на органы законодательной (законодательные собрания, думы, хуралы и пр.) и исполнительной власти (правительства, кабинеты министров, администрации), а также суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи). Система органов государственной власти субъектов РФ с учетом специфики отдельно взятого субъекта РФ закрепляется в конституции (уставе) соответствующего субъекта РФ [1].
Кроме перечисленных в ст. 11 Конституции РФ органов государственной власти, в ее тексте упоминаются и другие федеральные государственные органы, призванные осуществлять задачи и функции государства: ЦБ РФ (ст. 75); Счетная палата РФ (п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «д» ч. 1 ст. 103), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103), прокуратура РФ (п. «о» ст. 71, ст. 129) [2], Конституционное Собрание РФ (ч. 2, 3 ст. 135) [1]. Они не именуются органами государственной власти, однако их предназначение и характер присущих им полномочий позволяет включить их в число властных органов и называть их государственными органами. Перспективы научных исследований в рассматриваемой сфере связаны прежде всего с определением критериев и показателей оптимизации системы государственной власти. Как отмечает, в частности, В. А. Кочев, «государственно-властный моноцентризм, или деструктуризация, - характерная черта до конституционной власти. Сбалансированная же по содержанию и форме конституционная власть определяется системной целостностью и оптимальной структурной функциональной децентрализацией. Как таковая государственная власть выступает основным гарантом прав личности, гражданского общества и местного самоуправления» [16, с.67].
В современных условиях государственного строительства в Российской Федерации активно продолжается процесс укрепления «вертикали власти», с одной стороны, а с другой - идет активный поиск путей достижения желаемой эффективности и устойчивого развития федеративной модели государства как через распределение властных полномочий по уровням и между органами власти, так и через структурно-функциональную оптимизацию взаимосвязей. Тем не менее сохраняется значительная неопределенность в ряде важных вопросов системного взаимодействия органов государственной власти, их структурной организации, распределения предметов ведения и полномочий, обеспечения эффективности, устойчивости системы органов государственной власти РФ [26, с.22]. В настоящее время имеется ряд актуальных теоретических и практических проблем по вопросам понимания и взаимодействия органов государственной власти в системе разделения властей, обусловленных необходимостью выстраивания скоординированной, четкой и отлаженной работы всех институтов государственной власти.
Во-первых, отечественная юридическая литература и законодательство, начиная с советских времен, употребляют понятия «государственный орган» и «орган государственной власти». Однако до настоящего времени отсутствует их легальное или единое доктринальное толкование. Даже судебная практика, признаваемая многими правоведами в последнее время источником права, не имеет точного ответа на данный вопрос [15, с. 12].
Во-вторых, проблема разграничения органов исполнительной власти и государственных учреждений в сфере исполнительной власти - один из острых и трудных вопросов для нашего государства. К числу таких вопросов относится и закрепление строгой типологии органов исполнительной власти [21, с.44]. В-третьих, гражданская правосубъектность государства как публично-правового образования отличается от правосубъектности создаваемых им органов, компетенция которых устанавливается конкретными правовыми актами об органе государства [15, с.23].
В-четвертых, акцент делается на том, что понятие «государственная власть» следует исследовать в рамках комплексной научной отрасли знания - государствоведение, которое анализировало данный феномен в различных аспектах его функционирования: политическом, формально-юридическом, социально-культурном и пр. В настоящее время системное рассмотрение государственной власти практически не осуществляется [19, с.9].
Система местного самоуправления представляет собой организацию муниципальной власти, которая включает:
1) ее субъектов - муниципальные образования;
2) вопросы местного значения;
3) организационные структуры;
4) компетенцию органов местного самоуправления;
5) способ оформления решений по вопросам местного значения.
В Российской Федерации субъектами муниципальной власти являются поселения (городские, сельские), муниципальные районы, городские округа, внутригосударственные и муниципальные образования в городах федерального значения. Содержанием любого муниципального образования служит наличие местного коллектива, который способен решать вопросы местного значения.
Субъектом муниципальной власти является местное сообщество.
Согласно ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление реализуется гражданами путем референдума, выборов, через выборные и другие органы местного самоуправления [1]. Прямое волеизъявление граждан по вопросам местного значения может осуществляться путем проведения местных референдумов, собраний (сходов) граждан, а также посредством обращений граждан в органы местного самоуправления.
Важным условием эффективности местного самоуправления выступает его организационная основа, с помощью которых происходит формирование и организация работы различных органов местного самоуправления, координация их деятельности и взаимодействие с органами государственной власти. Организационные основы соответствуют возложенным на органы муниципального образования целям и задачам, выраженным в их компетенции. К органам и должностным лицам местного самоуправления относятся представительные органы, глава муниципального образования и другие избираемые населением должностные лица.
В Законе о местном самоуправлении содержится нормативное определение органа местного самоуправления (ст. 2) [2]. Согласно данному определению органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Анализ данного определения указывает на основные характеристики органов местного самоуправления [16]:
• формирование органов местного самоуправления происходит либо непосредственным волеизъявлением населения путем проведения муниципальных выборов, либо путем их образования представительным органом муниципального образования. Кроме того, могут применяться оба способа формирования органов местного самоуправления;