Файл: Публичная власть ( Понятие и свойства публичной власти ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 360

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Механизмы образования органов публичной власти могут влиять на виды, организационные формы представительства, но задачи их служения народу, общественным интересам остаются ключевым фактором и от конкретики прихода к власти не должны зависеть. К примеру, в 1999 г. было введено прямое избрание глав субъектов Российской Федерации, в 2004 г. оно уступило место приведению их к должности голосованием законодательного органа субъекта РФ, в 2012 г. вновь было возвращено прямое голосование, однако для некоторых субъектов РФ сохранили назначение главы на должность решением законодательного собрания субъекта РФ [3]. И считать, что от этих метаморфоз призвание служить населению и выполнять представительские функции для главы менялось, увеличивалось или уменьшалось, - будет просто заблуждением.

Поскольку разновидностью публичной власти является также и власть, осуществляемая в обществе, надо говорить о представительстве и в этой сфере [16]. Лицо, избранное в орган общественного объединения, организатор манифестации, инициатор референдума - все они осуществляют представительство или, по крайней мере, претендуют на него. Правда, применительно к государственной власти и местному самоуправлению соответствующие аспекты проще отрегулировать конституционно-правовым путем; в обществе многое строится на базе политических обыкновений. Но опыт говорит о том, что и здесь без правовых норм, и прежде всего конституционно-правовых, нельзя обойтись, саморегуляция поведения дополняется требованиями закона в отношении тех, кто может выступать организатором публичных мероприятий, порядка создания общественных объединений, формирования их руководящих органов и т.д. [9, с.20].

Таким образом, каждый участвующий в публичной власти есть сущностно или организационно чей - то представитель. И он вправе претендовать на то, чтобы его считали не самозванцем, а выразителем воли какой-то части народа, раз уж наша Конституция закрепляет принцип народовластия. Например, это пришедший в избирательную комиссию член инициативной группы по проведению референдума - он считает себя представителем и всей такой группы, и граждан, желающих референдума, и таковым его положено воспринимать соответствующей избирательной комиссии [24]. На местном уровне возможны собрания граждан по месту их жительства, и каждый участник собрания не может забывать об интересах своих соседей, которые не пришли на мероприятие; но разрешено проводить также и конференции граждан (жителей), и тогда уж тем более делегированный участник обладает началами представительства. Представителем должен воспринимать себя не только избранный депутат, но и назначенный чиновник - не будет преувеличением сказать, что он действует в интересах народа и государства, а уж коррупционными действиями дискредитирует не только себя, но и публичную власть в целом. Поэтому представительство есть свойство, внутренне присущее публичной власти во всех ее формах.


Подводя итог рассматриваемому вопросу, следует сделать вывод о том, что публичная власть - понятие многогранное, особенно если ее связывать с гражданским обществом. Она не сводится лишь к государственной власти, охватывает различные организационные средства для управления [15].

Во-первых, это самоорганизация общества, у него нет единого центра управления, чаще всего управление общественными делами идет многоканально и строится как на устойчивых обычаях жизни людей, так и на участии в управлении различных организованных коллективов (политические партии, иные общественные объединения, трудовые коллективы, религиозные объединения и др.).

Во-вторых, публичная власть - это и управление государственными делами, что делается в масштабах всего государства, в условиях России - также на территории субъектов Российской Федерации.

В-третьих, публичная власть - это и управление делами муниципального уровня, оно представлено решением так называемых вопросов местного значения, а также в определенной мере управлением государственными делами от имени и по поручению государства. Отсюда и появилась трактовка местного самоуправления как публичной власти, соединяющей общественные и государственные начала [13].

1.2 Принципы, структура, виды и методы государственной власти

К принципам государственной власти относятся [9]:

- принцип суверенитета, который означает верховенство и независимость государственной власти;

- принцип законности, который имеет сквозное значение для всех видов и уровней власти, для всех государственных органов, должностных лиц и заключается в неукоснительном соблюдении ими законодательства;

- принципы выборности и назначения, которые определяют процесс формирования власти;

- принципы разделения и соединения властей, которые можно рассматривать в различные исторические периоды как способ рациональной организации государственной власти;

- принципы единоначалия и коллегиальности, которые отражают специфику конкретной ветви власти и помогают ответственно решать вопросы;

- принцип иерархичности, соподчинения, который отражает специфику государственной власти как единой целостной системы, которая способна проводить свои решения в жизнь;

- принцип профессионализма, заключается в наличии системы подготовки кадров, их стабильности и продвижении по службе [22,с.72].


Структуру государственной власти невозможно определить однозначно.

В зависимости от ракурса исследования, методологических подходов ее можно представить следующим образом [22, с.73].

1. Социальная природа государственной власти определяет ее структуру как состав властеотношения, в которой властвующим субъектом выступает конкретный государственный орган или должностное лицо. Оно должно обладать средствами и методами, которые обеспечивают реализацию его веления, подвластным субъектом, а также имеет соответствующие средства и возможности выполнять предписания властвующего субъекта, а содержанием выступает совокупность властных полномочий, с одной стороны, и совокупность ответственностей и обязанностей - с другой; объектом является организационная деятельность подвластного субъекта или его поведение.

2. Анализ политико-идеологической природы государственной власти показывает смешение психологических, нравственных, интеллектуальных и политико-организационных аспектов. Рассматривая государственную власть в качестве относительно самостоятельного и реального явления можно утверждать, что она состоит из совокупности государственных органов, которые возникли в результате политической борьбы или политического соглашения. Однако сами по себе органы представляют лишь организационно-фактическую, предметно-материальную основу государственной власти, которые должны думать, принимать решения, влиять на поведение людей, деятельность их организаций. В качестве таких элементов структуры могут выступать [22]:

- объективированный разум соответствующих социальных слоев и организационных властных учреждений, позволяющий в конечном счете вырабатывать решения, которые не противоречат здравому смыслу, системе нравственных координат и направлены на обеспечение безопасности данного государства;

- объективированная политическая воля, которая «способна» принимать разумные решения и заставлять действовать в нужном направлении;

- объективированная организованная сила, которая опирается на силу традиций, обычаев, на организованность, структуру социальных и политических институтов и концентрируется одновременно на различных уровнях власти, осознается людьми и выступает незримым, но надежным фактором реализации принятых решений.

3. С позиций нормативно-правовой характеристики государственной власти ее структура, приобретает сложный, но юридически завершенный вид [22]. Властвующим субъектом могут быть социальные общности, например, народ, нация, население региона, муниципального образования, государство, его органы, учреждения, должностные лица. Объектом властеотношений являются действия или бездействия подвластных субъектов, в качестве которых выступают подчиненные органы, учреждения, должностные лица и граждане. Интеллектуально-фактическое содержание составляют объективированные разум, воля и сила, юридическое содержание - совокупность политико-правовых полномочий и политико-правовых ответственностей соответствующих властных и подвластных субъектов.


В соответствии с принципом разделения властей в демократических государствах различают законодательную, исполнительную и судебную власть [22]. Законодательная власть есть выборная, коллегиальная власть, которая осуществляется высшим законодательным органом, например, парламентом, конгрессом, федеральным собранием и иными законодательными органами. Исполнительная власть - это производная от законодательной власть, которая носит подзаконный характер, осуществляется высшим должностным лицом или президентом, правительством и его органами на местах. Судебная власть призвана осуществлять правосудие, она играет важную роль в системе сдержек и противовесов различных ветвей государственной власти [6].

Методы осуществления государственной власти зависят от сущности, формы государства и иных факторов. К основным факторам относятся традиционные методы убеждения и методы принуждения.

Метод убеждения применяется власть имущими с помощью системы идеологических средств для того, чтобы внушать и формировать положительные эмоции и представления о действующей государственной власти.

Метод принуждения предусматривает насильственное воздействие властвующего субъекта на подвластных субъектов для того, чтобы заставить их действовать в интересах существующей государственной власти.

Помимо указанных методов органами государственной власти могут использоваться методы морального и материального стимулирования, методы наказания и поощрения, методы формирования и выявления общественного мнения, дозированной информации и дезинформации и др.

Таким образом, подытоживая вышеизложенное отметим, что к принципам государственной власти относятся: суверенитет, законность, выборность и назначение, разделение властей, единоначалие и коллегиальность, иерархичность, профессионализм [25].

Структуру государственной власти можно представить следующим образом:

Социальная природа государственной власти определяет ее структуру как состав властеотношения, в котором содержанием выступает совокупность властных полномочий, ответственности и обязанностей; объект - организационная деятельность подвластного субъекта или его поведение.

Политико-идеологическая природа государственной власти включает следующие элементы структуры: объективированный разум социальных слоев и властных учреждений, объективированная политическая воля, объективированная организованная сила.

Нормативно-правовая характеристики государственной власти ее структура, представлены властвующим субъектом социальные общности, объектом действия или бездействия субъектов [15].


Интеллектуально-фактическое содержание образуют объективированные разум, воля и сила, а юридическое содержание - политико-правовые полномочия и ответственность субъектов.

1.3 Легитимность публичной власти

Орган публичной власти представляет конкретный коллектив граждан, имеющий внутреннюю структуру, организованную систему и нацеленный на выполнение строго определенных задач и функций. Совокупность граждан, которые выполняют вспомогательные функции по сравнению с должностными лицами, т.е. теми лицами, которые выступают от имени всего органа публичной власти и несут юридическую и политическую ответственность за выполнение им его функций, называют аппаратом органа публичной власти. Особенности правового статуса, касающиеся группы наемных работников состоят в [18]:

1) особом порядке принятия на службу - системе назначения на конкурсной и контрактной основе, переаттестации, служебных чинах и званиях и др.;

2) системе строгого административного подчинения, действиях в пределах служебных должностных инструкций;

3) особом порядке соблюдения принципа законности;

4) возмездном характере труда, в отличие от некоторых выборных должностей органов публичной власти;

5) особенностях ответственности;

6) особом принципе гласности (от англ. glas - стекло, прозрачный) означающим «прозрачность» частной жизни государственного служащего, особенно высшего должностного лица [22, с.208].

Таким образом, аппарат публичной власти представляет неотъемлемую составную часть механизма осуществления публичной власти, которая не может заменить собой все перечисленные выше звенья этого механизма, наполняющие деятельность аппарата сущностным содержанием. Легитимность (от лат. legitimus - законный) - свойство государственной власти. Термин «легитимность» исторически возник в начале XIX в. во Франции для характеристики государственной власти как власти законной. Со временем объем содержания этого термина расширялся. Легитимность предполагает не только законный способ возникновения власти, но и такое состояние власти, когда граждане государства признают право данной власти предписывать определенный способ поведения [20, с.211]. Большой вклад в исследование понятия легитимности внес немецкий социолог, этнограф и философ Макс Вебер (1864-1920). Согласно его теории легитимность характеризуется такими признаками как признание власти, которая реализуется существующими институтами государства, и обязанность индивидов ей подчиняться [20, с.211]. Сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно представление граждан о государственной власти, присутствующее в их сознании.