Файл: Процесс построения модели управленческого решения ( СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1 Виды и признаки управленческих решений, их классификация

1.2 Содержание процесса принятия управленческого решения

1.3 Этапы процесса принятия решения

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

2.1 Методологические аспекты разработки управленческого решения 

2.2.Реализация управленческих решений и контроль их выполнения

Таким образом, недостаточно только провести предварительную подготовку и принять стратегически важное и обоснованное решение. Нужно также обеспечить реализацию этого управленческого решения, учитывая различные объективные и субъективные факторы. Последний этап – реализация управленческого решения – необходим для успешного достижения первоначально поставленных целей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности, поэтому данная тема является актуальной. Благодаря процессу принятия решений осуществляется координация деятельности компании. Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения – как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. План – это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит более формализованный характер, чем это имеет место быть в частной жизни. Дело в том, что здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно относится к части или к целой организации, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений. В этой связи выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный. Если в первом случае управленца больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором – интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса.

На сегодня существует достаточно большое количество опубликованных работ, посвященных изучению процесса принятия управленческих решений, среди которых труды отечественных и зарубежных ученых: Ф. Ф. Аунапу, В. И. Варфоломеева, Е. И. Вилкас, В. В. Глущенко, Л. Г. Евланов, А. И. Ларичева, Б. Г. Литвака, Л. Планкетта, Е . А. Смирнова, Г. А. Фатхутдинова, С. В. Чудновский, В. С. Юкаевои и др[1].

В частности, вопрос методов и технологии разработки управленческих решений исследованы в трудах К. В. Балдина, В. И. Варфоломеева, С. М. Воробьева, Е. П. Истомината др.

Существенный вклад в разработку проблем результативности и эффективности управленческого труда внесли исследования отечественных экономистов В. Василенко, М. Нижнего, Б. Клияненко, А. Колот, И. Крыжко, В. Лагутина, Н. Лукьянченко, Н. Борецкой, В. Мамутова, И. Петровой, И. Швец, М. Прокопенко, Г. Задорожного, А. Турецкого, А. Уманского, М. Чумаченко и других. Наиболее яркими представителями зарубежных экономистов, которые рассматривали проблемы организации управленческого труда, является Х. Минцберг, Л. Дайер, Ф. Тейлор, А. Файоль.


Принятие решений является центральным элементом управленческой деятельности, по отношению к которому все остальные могут рассматриваться как вспомогательные. Под принятием решений понимается особый вид человеческой деятельности, направленный на выбор лучшей из имеющихся альтернатив.

Методы принятия управленческих решений – одна из спорных и актуальных тем в теории управления.

В современной литературе можно встретить несколько подходов к изучению процесса принятия решения, но наиболее полно и точно можно об этом говорить, придерживаясь взглядов коллектива авторов под руководством М.Х. Мескона[2], который обобщив труды ряда авторов и свой личный опыт, разработал свою теорию.

Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Моделирование является основным методом исследований во всех областях знаний и научно обоснованным методом оценок характеристик сложных систем, используемым для принятия решений в самых раз личных сферах. В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятельности, в которой в той или иной степени не использовались бы методы моделирования.

Актуальность темы исходит из того, что для успешного осуществления управленческой деятельности необходимо составить четкое представление о структуре организации, взаимодействии ее составных частей и связях организации с внешней средой.

Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть суть процесса принятия управленческих решений. Данная цель будет достигнута при помощи следующих задач: 

• раскрыть суть организационного решения как процесса;

• исследовать классификацию управленческих решений;

• изучить сам процесс построения модели управленческого решения;

• изучить методы принятия решений. 

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ


1.1 Виды и признаки управленческих решений, их классификация

Суть управления состоит в активном воздействии на параметры любого объекта с целью устранения нежелательных отклонений от заданных режимов работы, поддержке состояния упорядоченности и динамического равновесия с внешней средой.

Управление - одна из форм производственных отношений. Она отражает причинно-следственную связь и зависимости, которые возникают в процессе осуществления общественного производства. Поскольку объектом отношений управления является трудовая деятельность людей, то управленческие отношения являются, прежде всего, экономическими отношениями.

В теории управление можно рассматривать с двух сторон: с организационно технической и социально-технической[3]. Организационно-экономическая сторона управления предусматривает сбор и переработку информации, принятия и реализации решений при соответствующих организационных условиях. Социально-экономическая сторона включает сознательное использования объективных экономических законов, которые оказываются благодаря субъективной деятельности людей; формирование целей деятельности; определение путей, методов и средств управления; получения желаемого результата, изменение объекта управления, связанного с достижением поставленной цели[4].

Исследование управления как социально-экономической категории позволяет более глубоко раскрыть его содержание и целевую направленность.

Составляющими теории управления есть идеи, теории систем, информации, коммуникации, теории решений, организации и др. Принятие решений, как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции и представляет собой сложный и систематизированный процесс, начинается с формулировки проблемы и заканчивается совершением действий, которые решают эту проблему.

Решение - это выбор альтернативы. Каждое новое решение в управлении возникает на основе ранее сделанного решения, действия по каким-либо закончились, либо отклонились от выбранного варианта, либо вошли в противоречие в связи с изменениями во внешней среде. Согласно определения, данного профессором Зайцевым Л.Г., «управленческое решение является директивным актом целенаправленного воздействия на объект управления, который базируется на анализе существующей ситуации, определении целей действия и включающий в себя программу по достижению целей»[5].


Каждая управленческая функция (планирование, организация деятельности, мотивация, контроль) связана со многими общими жизненно важными организационными решениями, которые М.Мескон и др. классифицируют как запрограммированные и незапрограммированные.

Запрограммированные решения является результатом реализации определенной последовательности действий, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения.[6]

Программирование можно считать важным вспомогательным средством в принятии эффективных организационных решений. Незапрограммированные решения необходимы в ситуациях, которые в определенной степени новые, внутренне не структурированы или есть неизвестные факторы[7].

На практике немного управленческих решений является запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. Почти все решения существуют между крайними вариантами. Процесс принятия решений происходит по-разному для структурированных и неструктурированных проблем. Для структурированных проблем признание проблемы проходит достаточно прямолинейно. Для неструктурированных же признание проблемы становится проблемой. Это происходит тогда, когда не совсем ясна и неадекватная информация о развитии и тенденциях в организации и внешней среде.

А. Мельник и группа авторов считают, что для определения общих и конкретно-специфических подходов к разработке, реализации и оценки управленческих решений с целью повышения их результативности, эффективности, качества и последовательности необходимо применять их определенную классификацию[8].

Управленческие решения можно классифицировать:

- По характеру целей;

- По функциональному содержанию, характеру задач, решаемых (Сферой действий);

- По уровням иерархии системы управления;

- По характеру организации разработки;

- По причинам возникновения;

- По исходным методам разработки;

- По организационным оформлением.

Принимаемые решения могут быть также классифицированы в зависимости от характера их целей на стратегические, тактические, оперативные.

По функциональному содержанию, то есть по отношению к общим функциям управления, управленческие решения делятся на плановые, организационные, технологические, прогнозирующие[9].

По уровню иерархии системы управления различают управленческие решения: на уровне больших систем, на уровне подсистем, на уровне отдельных элементов системы.


В зависимости от характера организации разработки решений выделяют: единоличные, коллегиальные, коллективные.

По причинам возникновения управленческие решения делятся на:

- Ситуационные, связанные с характером обстоятельств, возникающих;

- Решения, возникают по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;

- Программные, связанные с включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий;

- Инициативные, связанные с выявлением инициативы системы, например, в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;

- Эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных процессов в системе.

В зависимости от методов разработки управленческих решений бывают[10]:

- Графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевых моделей и методов, ленточных графиков, структурных схем);

- Математические, предусматривающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;

- Эвристические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.

По организационному оформлению управленческие решения подразделяют на:

- Жесткие, однозначно задают дальнейший путь их воплощения;

- Ориентировочные, определяющие направление развития системы;

- Гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;

- Нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.

Второй подход к классификации связан с характером задач, задачи: экономические, организационные, технологические, технические, экологические и другие[11].

Обычно классификационные подходы используют комплексно, что позволяет всесторонне оценить обстоятельства, в которых принимаются управленческие решения. Существуют различные подходы к принятию решений. Необходимо учесть, что принятия решений - это психологический процесс. Поведение человека не всегда логично.

Таким образом, решение – одна из важных составляющих процесса управления, и в зависимости от оснований существует достаточно различных классификаций управленческих решений. Процесс принятия управленческого решения – это целый комплекс различных действий, составляющих различные этапы и направленных на достижение наиболее оптимального результата.