Файл: Процесс построения модели управленческого решения ( СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1 Виды и признаки управленческих решений, их классификация

1.2 Содержание процесса принятия управленческого решения

1.3 Этапы процесса принятия решения

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

2.1 Методологические аспекты разработки управленческого решения 

2.2.Реализация управленческих решений и контроль их выполнения

Таким образом, недостаточно только провести предварительную подготовку и принять стратегически важное и обоснованное решение. Нужно также обеспечить реализацию этого управленческого решения, учитывая различные объективные и субъективные факторы. Последний этап – реализация управленческого решения – необходим для успешного достижения первоначально поставленных целей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.2 Содержание процесса принятия управленческого решения

Считают, что принятие решений имеет интуитивный, основанный на суждениях или рациональный характер.

Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на ощущении того, что он верный[12]. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом оценкой «за» и «против» по ​​каждой альтернативе, а просто делает интуитивный выбор. Как правило, такого способа принятия решения придерживаются те руководители, которые уже имеют значительный опыт работы, а потому могут полагаться на собственные знания и ощущения в процессе управления.

Специалист по управлению П. Шодербек считает, что «в то время, как увеличение количества информации о проблеме может оказывать существенную помощь в принятии решений руководителям среднего звена, руководители высшего уровня власти опираются на интуитивные суждения. Существуют зарубежные исследования деятельности менеджеров высшего звена, в которых 80% опрошенных руководителей отметили, что обнаружили в себе наличие какой-то конкретной серьезной проблемы лишь благодаря «неформальному обмену информацией и интуиции».[13]

Решение, основанное на суждении, - это выбор, который обусловлен знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что происходило в подобных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора. Суждение как основа организационного решения полезно потому, что многие ситуации в организации имеют тенденцию к повторению. Но одного суждения недостаточно для принятия решения, когда ситуация очень сложная или уникальна. К тому же суждения всегда опираются на опыт и склоняют решения в направлениях, которые знакомые руководителю, поэтому руководитель может не использовать новую альтернативу, которая могла бы стать более эффективной, чем знакомые варианты выбора.

Рациональное решение обосновывается с помощью аналитического процесса и имеет следующие этапы: диагностика проблемы, формулировка ограничений и критериев для принятия решения, выявление альтернатив, оценка альтернатив, окончательный выбор[14].

При принятии управленческих решений наука управления использует научные методы (наблюдение, формулировка гипотезы, верификация), системную ориентацию и использования моделей. Моделирование часто необходимо в связи со сложностью проблем управления и трудностями проведения экспериментов в реальной жизни.


Модель - это обобщение и предположения, сделанные в графической или математической форме. По определению Шеннона, «модель - это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличная от самой целостности»[15]. Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, для которой она используется. Модель помогает руководителю объединять свой опыт и способности к суждению с опытом и суждениями экспертов.

Существует три базовых типа моделей: физическая, аналоговая и математическая[16]. Физическая модель представляет то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Аналоговая модель рассматривает исследуемый объект как аналог, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. В математической модели используют символы для описания качеств или характеристик объекта, или события. Считают, что математические модели относят к типу моделей, чаще всего используются при принятии организационных решений.

Как и все средства, модели науки управления могут приводить к ошибкам. Эффективность модели может быть снижена действием ряда потенциальных погрешностей. Чаще все это недостоверные исходные предположения, ограниченные возможности получения необходимой информации, страх пользователя, слабое использование на практике, очень большая стоимость. Количество различных конкретных моделей науки управления такая же велика, как и количество проблем, для решения которых они разработаны. Наиболее распространенные следующие типы моделей: теория игр, теория очередей, модель управления запасами, модель линейного программирования, имитационное моделирование, экономический анализ.

По мнению М. Мескон, практически любой метод принятия решений, который используется в управлении, можно технически рассматривать как разновидность моделирования[17]. Но термин «модель» традиционно относят лишь к методам общего характера, а также к их многочисленным специфическим разновидностям. К общеизвестным методам принятия решений относят платежную матрицу как один из методов статистической теории решений и дерево решений, которое используется для выбора лучшего направления действий с определенного количества вариантов.

Для повышения качества принятия решений руководители пользуются прогнозированием. Прогнозирование - это метод, при котором используется как накопленный в прошлом опыт, так и текущие предположения относительно будущего с целью его определения. Различают количественные и качественные методы прогнозирования.[18]


Количественные методы используют тогда, когда можно считать, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которую можно продолжить в будущем и когда имеющейся информации достаточно для выявления статистически достоверных тенденций или зависимостей. Существуют два типичных методы количественного прогнозирования. это анализ временных строк и казуальные (причинно-следственное) моделирование.

Когда количества информации недостаточно или количественная модель является чрезмерно дорогой, руководство может использовать качественные модели прогнозирования. Это мнение жюри, модель ожидания потребителя и метод экспертных оценок.

Помимо указанных выше методов можно также отметить, что прогнозирование в целом также подразделяется на виды в зависимости от целей, представляющихся возможностей и тенденций развития. Так, например, профессором Б.Г. Литваком[19], предложена классификация, согласно которой прогнозирование подразделяется на: изыскательское (базирующееся на анализе точных эмпирических данных) и нормативное, для которого характерна ориентация на потребности и цели организации.

Все вышеизложенное дает основание сделать вывод, что управленческое решение имеет сложную и недостаточно исследованную природу, поэтому ученые и специалисты рассматривают различные аспекты принятия управленческих решений, чтобы выявить закономерности осуществления этих процессов в политике, бизнесе, государственном управлении. Существует большое количество различных факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений.

1.3 Этапы процесса принятия решения

По мнению некоторых ученых суть управления - это разработка, принятие и реализация управленческого решения. Необходимость разработки и принятия управленческого решения обычно вызваны появлением возникновением проблемы, прямо или косвенно относящейся к объекту управления. Выявление наличия проблемы в ходе наблюдения за процессом управления – это определенный сигнал для руководителя о необходимости приступить к поиску возможных путей, способов и действий, позволяющих в частично или полностью решить данную проблему. При этом под проблемой обыкновенно понимается несоответствие между реальным, наблюдаемым состоянием управляемой системы, и желаемым, нормативным состоянием[20].


Один из ведущих специалистов России по проблемам управления и экспертных технологий Б. Литвак считает, что роль принятия управленческого решения в процессе управления слишком важна и поэтому необходимо уделять достаточно внимания технологии принятия управленческого решения. Данная технология имеет следующие составляющие:[21]

  1. Подготовка управленческого решения;
  2. Принятие управленческого решения;
  3. Реализация управленческого решения.

1. Подготовка управленческого решения – это предварительный этап, но, тем не менее, очень важный, поскольку именно на нем определяются основные моменты, осуществляется сбор необходимой информации, оцениваются возможные риски и последствия. Подготовка к принятию решения включает в себя следующие действия:

- Сбор информации о ситуации принятия решения (как правило, в качестве источников информации используются различные статистические данные, научная литература, обзоры, нормативные акты, выводы экспертов, зарубежный опыт и т.д.);

- Определение целей, для достижения которых принимается управленческое решения (чем точнее и яснее цель, тем понятнее будут задачи принимаемого решения);

- Определение оценочной системы, по которой будут осуществляться альтернативные варианты решений (при этом необходимо учитывать те факторы, которые будут ограничивать альтернативные варианты принимаемых решений);

- Анализ управленческой ситуации;

- Диагностика управленческой ситуации;

- Разработка прогноза развития управленческой ситуации.

2. После завершения подготовительного этапа наступает момент непосредственно принятия решения. Необходимо отметить, что принятие решения – это тоже не односложное действие, а комплексная процедура, процесс, состоящий из:

- Генерирования альтернативных вариантов решений;

- Отбора основных вариантов управленческого воздействия;

- Разработки сценариев развития ситуации;

- Экспертной оценки основных вариантов управленческого воздействия.

Подготовка и принятие решений в процессе управления представляют собой набор определенных типичных процедур, которые основываются на принципах системного подхода и методах системного анализа[22].

Для достижения успеха чрезвычайно важно не только принять разумное, целесообразное, обоснованное, эффективное решение, но и принять меры для обеспечения его практической реализации, что является третьим этапом в технологии принятия управленческого решения.


3. Реализация управленческого решения:

- принятие решения;

- Разработка плана действий;

- Контроль развития плана;

- Анализ результатов развития ситуации после управленческого воздействия.

Выработка управленческого решения - это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации об этом, которая заключается в выборе цели, программы и способов деятельности по ее достижения или в изменении цели. В широком смысле управленческое решение рассматривается как акт реализации власти с выбором способа действий в конкретной ситуации, составляет основу процесса управления.

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

2.1 Методологические аспекты разработки управленческого решения 

Концепции, выводы и рекомендации, представленные в современных исследованиях отечественных и зарубежных ученых, программные и прогнозные разработки государственных органов власти и научно-исследовательских центров по теории управления, принятия управленческих решений и проектирования создают теоретическую и методологическую основу для анализа современных концепций и предложений по реформированию отечественной экономики.[23]

Теоретические и методологические аспекты адаптации управленческих решений в наружной и внутренней конкурентных средах рыночного хозяйства позволяют на научной основе объективно формировать соответствующие механизмы принятия решений и моделировать алгоритмы вывода предприятий из экстремальных ситуаций на уровень устойчивого финансового развития за счет повышения конкурентоспособности товаров, отраслей и услуг, то есть способности выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными субъектами хозяйствования.

В таких условиях ни одно предприятие не может существовать, а тем более эффективно развиваться без надлежащего информационного обеспечения. Информация – это один из важнейших ресурсов, который накапливается извне, а, после надлежащего анализа и интерпретации, используется руководителем в процессе управления и для выработки управленческих решений. На основе информации определяются цели предприятия, вырабатываются критерии оценки решений, определяется объем необходимых ресурсов, информационные технологии, а также методы и модели, с помощью которых будут выработаны и приняты качественные управленческие решения[24].