Файл: Эффективность менеджмента организации (Финансовый менеджмент в системе эффективного управления компании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Цели, задачи и инструменты финансового менеджмента

Цель финансового менеджмента заключается в создании конкретных и точных решений для достижения оптимальных конечных итогов и нахождения оптимального баланса между краткосрочными и долгосрочными целями развития компаниями и принимаемыми управленческими решениями как в текущем, так и перспективном финансовом управлении. [37, с. 109]

Главной целью финансового менеджмента является также обеспечение роста благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости бизнеса.

Основная задача финансового менеджмента заключается в разработке и реализации финансовой политики компании с использованием различных финансовых инструментов.

В ходе обеспечения достижения поставленных стратегических целей финансовый менеджер ставит перед собой следующие задачи, а именно:

- реализация сбалансированности потоков движения денежных и материальных ресурсов;

- формирование обеспечения нужного для компании размера финансовых ресурсов согласно поставленным задачам развития компании в предстоящем периоде жизни;

- реализация эффективного управления денежным оборотом компании;

-оптимальное применение финансовых ресурсов компании по всем направлениям функционирования;

-обеспечение финансовой самостоятельности и финансовой устойчивости компании;

- реализация необходимого уровня показателей ликвидности компании;

- увеличение прибыли компании в поставленном периоде и др. [31, с. 88]

Задачами финансового менеджмента при принятии решений инвестиционного характера и отборе источников их финансового обеспечения заключается в нахождения компромисса и постановки приоритетов для достижения оптимального сочетания интересов разных заинтересованных лиц и поставленных вопросов с конечной целью обеспечить рост благосостояния собственников компании и инвесторов.

Решение ряда поставленных задач приводит работу финансового менеджера к необходимости проведения планирования и создания системы бюджетирования в компании. Определенные формы и методы обеспечения названных функций находят свое отражение в финансовой политике организации, основными факторами формирования которой являются ключевые аспекты кредитной политики, учетной политики, политики в области управления затрат, политики в области управления денежными ресурсами, дивидендной политики, инвестиционной политики, ценовой политики, налоговой политики и т.д.


При этом финансовые механизмы компании представляют собой комплексность финансовых инструментов, рычагов, включая законодательно-правовое и информационное обеспечение.

Финансовые рычаги включают в себя в обязательном порядке законодательное регулирование движения финансов и источников в компании, внутреннюю и внешнюю системность регулирования, которая сложилась в компании, финансовые рычаги, инструменты, показатели, нормы, лимиты и иные элементы методов финансового управления.

Законодательно-нормативное регулирование распространяется на отношения с налоговыми органами, контрагентами, инвесторами определяя формы и методы расчетных отношений, погашения обязательств, договорную политику и т.д. [39, с. 210]

Определенный набор требований к созданию системы регулирования деятельностью содержится в учредительных документах организации. Внутренними регламентами являются установленные нормативы и лимиты, объемы фондов и резервов, требования собственников, положения налоговой, учетной, амортизационной политик.

Структура источников финансирования экономической деятельности в компании показана на рисунке 3.

Рисунок 3 - Структура источников финансирования экономической деятельности предприятия

Среди ключевых финансовых элементов можно выделить следующие:

- управленческое и финансовое учетно-аналитическое обеспечение,

- финансовые прогнозы и финансовое планирование (долгосрочное, стратегическое),

- финансовое управление,

- оперативное регулирование,

- анализ и оценка финансово-экономической деятельности,

- управление затратами и себестоимостью,

- ведение внутреннего и финансового контроля.

Указанные элементы в финансовом управлении обеспечивают в своем ключевом аспекте создание и использование финансовых потоков, которые в итоге образуют фонды, постоянный кругооборот в ходе финансовой и экономической деятельности компании, и принимают различные функциональные виды и формы, материализуясь в активы. Финансовые инструменты заключают в себе блок операций организации на финансовых рынках (выпуск и приобретение ценных бумаг), финансовых вложений в инвестиции (вложения в акции), операций по хеджированию (эмиссия или покупка форвардов, опционов или фьючерсов), создание страхового запаса денежных ресурсов (покупка высоколиквидных ценных бумаг) и пр.

Финансовые механизмы обеспечивают многофункциональность системы финансового менеджмента. [35, с. 89]


Информационная составляющая функционирования деятельности и информационная база, являются базой экономической безопасности всей системы управления финансами на любом уровне, так как любое поставленное и экономически обоснованное решение базируется на полученной информации в компании. Информационная база по своему значению всегда многолика, но включая любые сведения финансового характера (к примеру, отчетность отделов экономических и плановых служб, бухгалтерская (финансовая) отчетность, информация, полученная на совете директоров, информация, полученная от финансовых органов и кредитных структур, СМИ, данные валютных бирж, и любые другие сведения, носящие экономический и финансовый характер).

Финансовые рычаги, как и инструменты заключают в себе огромный набор инструментов управления в компании, воздействий на контрагентов для целей наиболее оптимального применения имеющихся ресурсов, и исполнения требований финансовой дисциплины. Помимо всего в финансовом управлении необходимо учитывать и такие внешние составляющие, как уровень цен, курс валюты, индексы, которые способны отражать картину состояния рынка и его составляющих в разных сегментах. [20, с. 101]

Эффективность финансовых механизмов может обеспечиваться только при наличии условия активного применения всех финансовых категорий: прибыли, дохода, амортизации активов, внеоборотных и оборотных средств, задолженностей, кредитных обязательств, налогов и пр.

1.3 Значение финансового анализа и его роль в финансовом управлении

Анализ эффективности финансовой управленческой деятельности предприятия есть ничто иное как совокупность приемов и методов исследования процессов индивидуального воспроизводства, иными словами оценка процесса кругооборота капитала на уровне организации (процессы снабжения ресурсами, производства продукции и ее продажи), которая и представляет собой экономическую систему.

Существует множество методов для проведения анализа финансово-экономического состояния предприятия. Наиболее распространены методики ученых-экономистов: Шеремета А.Д., Ковалева В.В., Сайфулина Р.С., Негашева Е.В., Подольского В.И., Савицкой Г.В, Ефимовой О.В. и др.

Например, Ковалев В.В. выделяет такие способы анализа, как ликвидность, рентабельность, деловая активность и финансовая устойчивость. А его коллега Савицкая Г.В. выделяет оценку потенциального банкротства и анализ кредитоспособности. Однако они сходятся в том, что особое внимание необходимо уделить расчету порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости [35, с.189].


Основными направлениями анализа, по мнению российских авторов являются анализ платежеспособности, финансовой независимости, анализ деловой активности (эффективности использования капитала), рентабельности (прибыльности, доходности), анализ ликвидности.

Любые методики, используемые для анализа финансовой деятельности, проводятся поэтапно. Можно выделить шесть основных этапов анализа:

-постановка задачи, здесь определяется серия задач, цель исследования, реализация которых позволит достигнуть поставленной цели (здесь уточняются цель, объекты, формируется план аналитической работы);

-сбор необходимой для пользователей информации на базе установленной системы аналитических и синтетических показателей, которые характеризуют объект анализа;

-аналитическая обработка информации которая заключается в систематизации, группировке, построении таблиц и графиков, сравнение реальных итогов финансовой деятельности с показателями плана отчетного периоды, а также фактическими данными прошлых периодов, достижениями конкурирующих компаний и средними статистическими показателями по отрасли;

-оценка полученных данных, выявление закономерностей, тенденций, которая позволяет выявить связи между исследуемыми величинами, при помощи факторного анализа;

-анализ результатов деятельности позволяет выявить резервы роста эффективности;

-применение результатов анализа в производстве, выявление их реальной эффективности, где разрабатываются меры, направленные на использование резервов, планы, сроки и проведения, источники финансирования, устанавливаются ответственные по каждому разделу плана.

В ходе экономического анализа определяются и формулируются:

-цели и задачи анализа;

-объекты анализа;

-система критериев и показателей, при помощи которых будет подвергаться изучению каждый объект анализа;

-рекомендации по периодичности и последовательности проведения анализа;

-методики и способы анализа объектов;

-источники данных, на базе которых проводится анализ;

- порядок оформления итогов анализа;

-пользователи результатов анализа [36, с.136].

Так на первом этапе определяется подход к анализу, который напрямую связан с целью. При этом возможны следующие базовые подходы:

-сравнение показателей компании со средними показателями отрасли (экономики) или нормативными;

-сравнение показателей анализируемого отчетного периода с плановыми показателями или информацией предшествующих периодов;


-сравнение показателей со схожими показателями иных конкурирующих компаний.

Каждый из указанных видов сравнения имеет свою специфику и подчиняется определенным требованиям. Показатели определенной организации при сравнении их с нормативными или среднеотраслевыми, будут зависеть от особенностей применяемых технологий в производстве, форм собственности, климатического расположения и иных факторов. В меньшей степени, указанные факторы могут повлиять на временные сравнения показателя одной компании, но здесь в значительной степени влияют особенности состояния экономики, состояния конъюнктуры на конкретном рынке и факторы сезонности производства. [14, с.160]

На втором этапе при проведении оценки качества информации, необходимо учесть, что она должна быть достоверной, объективной, достаточной и полной для проведения анализа.

При анализе информации на третьем этапе, определяется система показателей, исследование которых требуется для реализации целей проводимого анализа. Показатели группируются по следующим признакам:

-по способу исчисления (относительные и абсолютные);

-по используемым критериям оценки (стоимостные, натуральные, трудовые и пр.);

-по получаемым характеристикам (качественные, количественные);

-по степени обобщения (частные, обобщающие);

-по охвату периода (динамики, статики);

-по деятельности организации (субъективные, объективные);

-по слагаемым эффективности (фондоотдача, производительность, материалоотдача, качество продукции);

-по стадиям жизненного цикла (производство, проектирование, реализация, материальное обеспечение, эксплуатация).

После этапов производится свод информации и составляются аналитически таблицы. Четвертый этап представляет собой комплексность методов и рабочих приемов. Здесь выделяются следующие базовые методы, показанные на рисунке 4 [11, с.108].

Рисунок 4 - Методы анализа финансово-экономической деятельности предприятия

Таким образом, эффективность финансового механизма обеспечивается только при условии активного использования всех финансовых категорий: выручки, прибыли, амортизации, основных фондов и оборотных средств, кредита, налогов и др. Анализ финансовой деятельности - основа для того, чтобы на уровне субъектов хозяйствования принимать управленческие решения для целей финансового развития компании. Аналитические процедуры позволяют выявить наиболее важные характеристики, аспекты работы предприятия. Сделать прогнозы, и на их основе выстроить планы производственной деятельности и активности на рынке, разработать процедуры, контролирующие их исполнение. Финансовый менеджмент позволяет регулировать такие аспекты как структура активов и пассивов, соотношение запасов и денежных средств, эффективное использование оборотных средств на всех стадиях кругооборота.