Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Условия развития познавательного интереса дошкольников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 664

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

1.1. Особенности развития познавательного интереса у дошкольников в психолого - педагогической литературе

1.2. Условия развития познавательного интереса дошкольников

1.3 Возможности дидактической игры в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

2.2 Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

2.3 Анализ результатов опытно-практической работы

Заключение

Список использованной литературы

Также воспитатель должен определять выбор разыгрываемых ситуаций и их сложность, ориентируясь на возраст обучаемых, их организаторские способности и уровень познавательных возможностей. Необходимо подбирать не лишком трудоемкие игры, которые можно впоследствии использовать систематически. Разнообразя процесс воспитания и обучения, игры, таким образом, побуждают детей к активной деятельности. Они помогают сделать любой материал и деятельность более увлекательными, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний.

Подбирая игры к занятию, важно учесть сложности и в то же время доступность детям. При ее организации нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу. Важно использовать игры не только развивающие психические познавательные процессы (то есть способствующие развитию внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления), но и формирующие социокультурную компетенцию, картину предметного мира, развивающие эмоционально - эстетические переживания.

Менджерицкая Д.В. считает, что правильное включение игр в процесс развития, помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов старших дошкольников, сделать ее более эффективной и продуктивной. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах занятий, но следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать «чувство меры», иначе они утомят детей и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Только учитывая все вышеуказанные особенности использования дидактических игр, как средств развития познавательного интереса старших дошкольников формируется активная учебно-познавательная деятельность [17, с. 35].

Выводы по главе 1:

Таким образом, с помощью анализа теоретической литературы установлено, что познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется постоянным стремлением ребенка к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес является одним из важнейших мотивов учения; заключает в себе волевую направленность; при правильной педагогической и методической организации познавательной деятельности может стать устойчивой чертой личности ребенка; выступает как мощное средство обучения и развития [35, с. 45].

Условиями развития познавательного интереса детей дошкольного возраста являются: пространственная предметно-развивающая среда; уровень развития мыслительных операций, способов исследования объектов; создание положительного эмоционального настроя к познавательной деятельности на основе заинтересованного диалога с педагогом; значимость проведенного исследования [10].


Старший дошкольный возраст является периодом активного развития физических и психических качеств, в том числе периодом активного формирования познавательного интереса как залога успешного процесса обучения и развития в целом.

Одним из наиболее продуктивных средств формирования познавательного интереса и умственного развития ребёнка является дидактическая игра. Она даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Правильное использование дидактических игр помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов старших дошкольников, сделать ее более эффективной. Подробнее развитие познавательного интереса старших дошкольников через дидактические игры будет нами рассмотрено во второй главе.

Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

Для эффективности практической работы необходимо выявить исходный уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика покажет реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения, её результаты помогут наметить дальнейшее направление образовательно-воспитательной работы.

Цель исследования: изучение уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Подобрать диагностические методики для определения уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить уровень развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
  3. Выполнить анализ результатов исследования.

На сегодняшний день существует большое количество диагностических методик для изучения уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Для реализации поставленных задач и в соответствии с критериями развития познавательного интереса детей дошкольного возраста нами были выбраны методика «Сказка» (Н. И. Ганошенко, В.С. Юркевич), направленная на выявление степени выраженности любознательности у дошкольников, и методика «Волшебный цветок» (Е. Э. Кригер), направленная на выявление познавательного интереса, изучение особенностей предпочтений в выборе деятельности [16, 26].

Методика 1. «Сказка» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич).

Цель. Выявить степень выраженности любознательности у дошкольников.

Ход обследования. Ребенку предлагается послушать сказку, но нужно выбрать одну из четырёх: про сливу, яблоко, грушу и манго (последний объект должен быть не знаком ребенку). Ребенка спрашивают, какую сказку он хочет послушать.

Обработка данных. Фиксируется, выбирает ли ребенок сказку про манго или хотя бы спрашивает у взрослого, что это такое, пусть даже и желая послушать сказку про знакомый объект. Предполагается, что интерес к сказке с незнакомым объектом указывает на более выраженную степень любознательности.

Оценка результатов:

  • Высокий уровень – дети с хорошо выраженным познавательным интересом обычно выбирают сказку про незнакомый объект.
  • Средний уровень – дети испытывают затруднения в выборе, могут выбрать сказку про знакомый объект, но спрашивают у взрослого, про что говорится в сказке о манго (или другом незнакомом объекте), на что он похож.
  • Низкий уровень – дети со слабой познавательной потребностью выбирают сказку про знакомый объект, или вовсе отказываются слушать сказку, предпочитая игру.

Методика 2. «Волшебный цветок» (Е. Э. Кригер)

Цель: выявление уровня развития познавательного интереса, изучение особенностей мотивационных предпочтений в выборе деятельности.

Материал: Выполненный из бумаги цветок с тремя лепестками, которые легко отрываются.

Ход проведения: Ребенку предлагается одновременно с отрыванием одного из трех лепестков цветка назвать вид деятельности, которым ребенку нравится заниматься больше всего в детском саду.

Обработка данных: О наличии познавательного интереса говорит устойчивый троекратный выбор деятельности, требующей умственного напряжения (например, «люблю математику, там нужно задачи трудные решать», «люблю занятия, на них можно узнать много нового» и т. п.).


Высокий уровень – 3 балла. Ребёнок проявляет устойчивый интерес к познавательной деятельности, трижды выбирает занятие, связанное с получением новых знаний, исследованием, сохраняет положительное эмоциональное отношение к предлагаемому занятию длительное время.

Средний уровень – 2 балла. Ребёнок проявляет более низкое развитие познавательного интереса, он дважды выбирает занятие, связанное с получением новых знаний, исследованием. Сохраняет положительное эмоциональное отношение к предлагаемому занятию, заинтересован в результате, но не стремится продолжить деятельность за пределами установленного времени.

Низкий уровень – 1-0 баллов. Ребёнок проявляет слабый интерес к познавательной деятельности, совершает только один выборзанятия, связанного с получением новых знаний, исследованием или предпочитает другие виды деятельности (игра, общение с другими детьми, рисование и т. п.). При выборе познавательной деятельности не заинтересован в её результате, часто отвлекается и быстро прекращает выполнение задания.

Таким образом, подобранные нами методики позволят объективно определить уровень развития познавательного интереса старших дошкольников.

Исследование проходило в сентябре 2020 года на базе МБДОУ №53 «Радуга» г. Канск, Красноярский край, Канский район. С согласия администрации детского сада и родителей воспитанников в нём приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием (12 девочек и 8 мальчиков).

В ходе исследования уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста по двум методикам было установлено, что только 4 человека в группе показали высокий уровень развития познавательного интереса (20%); у 11 детей средний уровень развития познавательного интереса (55%) и 5 детей в группе показали низкий уровень развития познавательного интереса (25%). Общие результаты исследования уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста показаны в таблице 2 и таблице 3 в приложении 1).

Таблица 2

Результаты исследования уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

Констатирующий эксперимент

Уровень развития познавательного интереса

Абс.

n=20

%

Высокий

4

20%

Средний

11

55%

Низкий

5

25%


Общие результаты диагностики уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процентах показаны на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Общие результаты первичной диагностики уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Дети, показавшие высокий уровень развития познавательного интереса (4 ребёнка – Фарух К., Мира П., Лера Р., Никита С.)– 20%, выражали желание послушать сказку про незнакомый им объект, задавали вопросы познавательного характера: «Как и где растёт манго?», «Откуда его к нам привозят?»; «Можно ли его выращивать у нас?» «А что из него можно приготовить?»; во второй методике давали по 3 ответа познавательного характера (называли любимые занятия, связанные с изучением математики, окружающего мира, мира природы), они сохраняли положительное эмоциональное отношение к выбранному им познавательному занятию длительное время.

Дети, показавшие средний уровень развития познавательного интереса (Лиза Б., Христиана Д., Максим Е., Ева К., Катя Н., Кирилл П., Данил П., Милена П.,Алексей С.,Егор Т., Вова Ч.), всего 11 детей –55%, не захотелипослушать сказку и предпочли игру с другими ребятами («Можно послушать её потом?» «Можно я поиграю сначала с ребятами?» «Я не люблю сказки про фрукты»; «Мне больше нравится играть, я не люблю слушать сказки»); некоторые дети все-таки спрашивали, как выглядит манго, какое оно на вкус, на что похоже и обещали, что послушают сказку, но только после игры.

Во второй методике они дважды выбирали занятия, связанные с получением новых знаний, исследованием (изучение свойств песка, воды). Дети сохраняли положительное эмоциональное отношение к предлагаемому занятию, были заинтересован в результате, но не пожелали выполнять задание в течение длительного времени, очень скоро они занялись игрушками.

Показавшие низкий уровень развития познавательного интереса (5 детей: Василиса К., Вероника Р., Ксения Р., Лера Х., Дарина Я.) – 25%, не проявляли никакого интереса хоть что-то узнать про незнакомый им объект («Мне про это неинтересно», «Давайте лучше сказку про Смешариков или Фиксиков», «Давайте лучше смотреть мультики», «Нет, не надо сказку, я лучше пойду поиграю») предпочитали уже знакомые сказки (на основе мультфильмов «про Машу и медведя», «про Лунтика»); во второй методике делали по одному или не делали совсем выбора занятия познавательного характера («я это не люблю», «мне это не нравится») их интересы были в основном связаны с игрой и игрушками, общением со сверстниками.