Файл: выявление наиболее эффективных педагогических условий в формировании нравственной культуры личности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Нравственность – это разум сердца

Г. Гейне

Человечество всегда очень высоко ценило нравственную культуру. Те социально-экономические преобразования, которые происходили ранее и происходят сегодня в обществе, вынуждают размышлять о будущем государства и, в частности, о будущем современной молодежи.

Модернизация современного образования ориентируется на формирование созидательной личности, которая наделена гражданской ответственностью и высокой моральной культурой, способностью к успешной социализации и социальному самоопределению.

Очень важно с самых малых лет заложить основы морали, сформировать первые нравственные принципы. Вопрос о воспитании нравственной культуры личности одна из важнейших в педагогике и долгие годы не теряет своей актуальности.

Преодоление отрицательных явлений среди детей младшего школьного возраста ведет к необходимости обновления содержания работы сегодняшней школы, усовершенствования приемов работы по нравственному воспитанию и формированию нравственной культуры школьников. Для того, чтобы успешно справиться с этой задачей, важно ее глубокое изучение и научное обоснование с учетом реалий сегодняшнего дня.

Перед современной школой стоит сегодня важная цель – подготовить надежного человека, который будет оценивать реальность и организовывать деятельность в соответствии с интересами социума. Решение данного вопроса связано с формированием положительных нравственных качеств личности младшего школьника.

Исследуемая проблема отражена в фундаментальных работах А.М.Архангельского, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и др., где выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Цель исследования: выявление наиболее эффективных педагогических условий в формировании нравственной культуры личности младших школьников.

Гипотеза – духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста эффективно осуществляется при выполнении необходимых педагогических условий.

Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить понятие нравственности и морали.

2. Охарактеризовать особенности формирования ценностных ориентаций у младших школьников.

3. Описать процесс создания условий для духовно-нравственного развития младшего школьника.


4. Провести эмпирическое исследование по формированию духовно-нравственного развития у младших школьников, провести его анализ.

Предметом исследования в данной работе выступает формирование духовно-нравственного развития учащихся.

Объект исследования - младшие школьники, субъекты нравственного воспитания.

Методы исследования - изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, эксперимент.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут служить основой для дальнейшей научной разработки данной проблемы.

Проведенный теоретический анализ литературы и результаты эксперимента позволяет на практике обеспечить достижение задач нравственного воспитания младших школьников.

Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе обоснована и апробирована совокупность педагогических условий эффективности духовно - нравственного воспитания младших школьников во внеучебной деятельности.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

1.1. Понятие нравственности и морали

Нравственное воспитание представляет собой процесс формирования понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, которые соответствовали бы нормам общества.

С точки зрения психологии, за словами "воспитание нравственности" стоит практика социального научения, которая осуществляется вполне традиционными методами: через научение и приучение, выработку нравственных привычек, с помощью демонстрации привлекательных образцов и через организацию среды нравственного окружения, где нравственные нормы с помощью механизма социального заражения становится достоянием всех членов конкретной общности [6, c.18].

Нравственная культура личности – это показатель морального развития личности, в котором несут отражение уровень освоения нравственного опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.


Задача формирования нравственной культуры личности заключаются в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.

Структуру нравственной культуры личности составляют:

а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности);

б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и др.);

г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали [15, c.65].

Нравственное воспитание должно иметь свой целью формирование у личности тех моральных черт, которые помогут ей занять место участника общественной жизни. Система нравственного воспитания должна решать триединую задачу образования, воспитания и развития личности, способствуя тем самым ее социализации.

Процесс воспитания, который направлен на развитие всех школьников, должен быть построен таким образом, чтобы иметь возможность обеспечить оптимальное развитие каждого учащегося младшей школы, опираясь на его индивидуальность. Результатом индивидуализации воспитания должен выступать тот факт, что в детях будут проявляться их лучшие личностные черты и моральные качества [10, c.67].

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребёнка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности. Нравственное развитие – это результат системы воспитания и основной критерий эффективности воспитательной работы [12, c.34].

Моральное воспитание ребенка происходит, в первую очередь, в процессе обучения. Обучение младшего школьника только при поверхностном взгляде может показаться делом индивидуальным. На самом деле урок – это процесс совместной деятельности и совместных эмоций, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках школьников учат основам самостоятельной работы, для эффективного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, уметь слушать и понимать своих одноклассников, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут вместе переживать чувство радости от получения новых знаний, огорчения от неудач и ошибок. В воспитательном отношении все, без исключения, школьные предметы одинаково важны. Разнообразие предметов для изучения дарит возможность каждому учащемуся проявить сильную сторону своей индивидуальности. Все сильные стороны личности ребёнка проявляются именно в учебном процессе, когда каждый школьник становится более знающим и умеющим в той или иной области, на том или ином уровне [19].


Исходя из вышеизложенного материала о сущности понятия «нравственная культура», можно сделать вывод, что оно имеет несколько пояснений. Но данное понятие, все же, имеет некую терминологическую неопределенность в системе этического и культурологического знания.

Так же разнообразны и мнения об уровне нравственной культуры. Многие считают, что общество на современном этапе не обладает нравственными качествами, которые были у предшествующих поколений, утверждая, что сегодня слишком много насилия, агрессии, зависти.

Но, что ни говори, движущей силой нравственности в каждом поколении всегда оставалось и остается молодежь.

Формирование и дальнейшего развитие коллектива детей, зарождение в нём моральных взаимоотношений – процесс довольно сложный. Он требует долгого времени, терпения и внимания педагога.

Важно помочь детям почувствовать свой коллектив как единое целое, научить их ценить его интересы. Коллектив, в свою очередь, должен беспокоиться о каждом ребенке, способствовать удовлетворению его интересов и развитию способностей. Важно, чтобы дети ощущали себя защищёнными и видели, что они не безразличны коллективу [2, c.69].

С целью развития морального сознания школьников, учитель направляет их на осмысление собственного опыта и опыта других. Чтение литературы в процессе морального воспитания помогает детям учиться сопереживать, формирует их позитивные моральные эмоции.

С младшими школьниками необходимо постоянно проводить беседы на темы нравственности, этики и морали.

Важной предпосылкой нравственного воспитания школьников является общий моральный климат в коллективе, стиль отношений между учителями и детьми, детских взаимоотношений. В случае, если царит взаимное внимание и доброжелательность, то ребенок ощущает себя полноправным членом коллектива. Такая благоприятная обстановка хорошо влияет на развитие достоинств и преодоление недостатков ребят.

В нравственном воспитании учеников огромное значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах учащиеся младших классов пытаются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой [2, c.70].

Педагогу необходимо отказаться от общих оценок личности каждого школьника. Ученика можно похвалить или осудить за тот или иной поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он во всем хороший или во всем плохой.


Немалую роль в нравственном воспитании играет и домашняя обстановка и отношения в семье. Поэтому и родителей необходимо учить воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике [3].

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она проявляется в личностных качествах, материализуется в деятельности и общении. Нравственное воспитание будет иметь успех только тогда, когда его результатом станет нравственное самовоспитание и самосовершенствование.

Нравственность зарождается в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки.

Особенности задач нравственного воспитания определяются общественными отношениями и духовными ценностями. Цель такого воспитания – развитие нравственно устойчивой, гармоничной личности.

Специфические черты процесса нравственного воспитания:

-обусловлены его содержанием;

- характеризуются своеобразием целей и содержания;

-включены в процесс умственного, трудового, гражданского, и других форм и видов воспитания [49, c.33].

Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. Тогда педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей.

1.2. Особенности формирования ценностных ориентаций у младших школьников

Ведущей деятельностью младших школьников, наряду с учебной, остается и игровая, а их восприятие становится все более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Младшим школьникам присуща спокойная эмоциональность, отсутствие ярких аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам, они начинают усваивать общественные этические нормы. Наиболее ответственным этапом для формирования механизмов поведения и деятельности, а также в целом личности ребенка является младший школьный возраст.

Активное развитие умственных способностей младших школьников способствует формированию более высокой степени осознания поведения, они начинают понимать суть нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидения последствий своих поступков. Поведение становится более целенаправленным, при этом формируется ответственность за свое поведение, а также элементы самоконтроля, организованности. Дети приобретают первый опыт нравственного поведения, у них начинают развиваться навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки позитивных отношений со сверстниками и взрослыми, самостоятельность, умение организовать для себя занимательную и полезную деятельность, поддерживать окружающую обстановку в чистоте и порядке [9, c.42].